ПолитикаВласть

Разделяй и не властвуй: почему Зеленскому не стоит встречаться по отдельности с членами «нормандки»

12:23 10 мар 2021.  7605Читайте на: УКРРУС

Во вторник, 9 марта, прошел очередной раунд, инициированного Офисом президента форума «Украина-30», который продлится вплоть до Дня независимости. В ходе вчерашнего мероприятия Владимир Зеленский сделал ряд важных заявлений, касающихся не провозглашенной войны на юго-востоке страны. Как и почему Банковая решила поменять тактику, направленную на установления мира на Донбассе, разбиралась Lenta.UA.

Президент Владимир Зеленский ступает на тропу войны. Дезинформационной. Глава государства в ходе вчерашнего форума «Украина-30» анонсировал скорый запуск Центра противодействия дезинформации, который в будущем станет «международным хабом противодействия пропаганде». «Неизменными спутниками информации являются свобода слова, а также пропаганда и дезинформация. Сегодня между ними идет информационная война, где в человека стреляют не пулями, а фейками. К сожалению, в этой войне могут стать жертвами миллионы людей. Мы, украинцы, ощутили, что она длится не первый год», – констатировал гарант, акцентируя при этом, что нашу страну атакуют не только извне, но и изнутри.

«Когда великие патриоты врут украинцам о Новых Санжарах, о том, что нашим защитникам на фронте запрещено стрелять, о тарелках с борщом или о том, когда называют вакцину словом, на самом деле характеризующим всю суть их поступков («привет» Порошенко, назвавшему Ковишилд — г...ном — ред.). В гонке за собственной популярностью они готовы поставить под удар безопасность, жизнь и здоровье украинцев», –  подчеркнул Зеленский. Затем, так сказать, для баланса он перешел на другой идеологический фланг, отметив следующее: «Что касается закрытия трех телеканалов...Это были средства массовой дезинформации, которые, прикрываясь свободой слова, проводили диверсии по инструкции агрессора. Мы сделали и продолжаем делать, чтобы на этих каналах можно было увидеть только телевизионную настроечную таблицу, а в YouTube они получили пожизненный бан».

Читайте также: На Донбассе боевики резко увеличили количество обстрелов украинских военных

Отметив, что Украина сегодня находится на передовой информационной войны, Владимир Зеленский добавил: «Недавно на площадке ООН я выступил с инициативой создать в Украине Центр противодействия дезинформации. В ближайшее время он начнет свою работу и в будущем может стать международным хабом противодействия дезинформации и пропаганде во всем мире».

Впрочем, специального центра, по убеждению нынешнего хозяина Банковой, пусть даже международного, мало. Поэтому глава государства призывает каждого «включать критическое мышление, отличать правду от фейков, обходить стороной информационные свалки, читать далее заголовков, сомневаться, проверять любую информацию и сохранять «холодную» голову». Также Зеленский считает, что в школьной программе должны появиться уроки медиаграмотности, которые «научат соблюдать информационную гигиену и покажут, как несколькими предложениями можно руководить и мозгом, и сердцем».

Очевидно, что идея с дезинформационным Центром по сути своей правильная и давно назревшая. В условиях, когда не провозглашенная война длится уже почти семь лет, Украине крайне необходимо системно противодействовать массовым манипуляциям Кремля. А в идеале – проводить контратаки. Поэтому, подобного рода Центр нужно было создавать еще в 2014 году, на заре боевых действий. Впрочем, подобным симулякром при Петре Порошенко выступило Министерство информационной политики, в миру – Минстець – которое, впрочем, показало свою неэффективность и – часто – политическую заангажированность. Гарантий того, что новый Центр не будет выполнять подобных функций политического давления на СМИ – нет никаких…

И если президент Зеленский на вчерашнем форуме сосредоточился на планах на будущее, то силовики рассказали о результатах. Руководитель департамента кибербезопасности СБУ Илья Витюк отметил, что только за 2020 год закрыто 2,5 тысячи «явно анти украинских» сообществ в соцсетях с аудиторией в несколько миллионов пользователей и 20 так называемых ботоферм.  Помимо этого, «орлами» из Владимирской, предотвращено более 600 кибератак и прочих инцидентов, касающихся информбезопасности нашей страны. Вместе с тем, представитель «конторы» посетовал, что, имея весь пакет информации о работе и собственниках Telegram каналов, которые «подрывают страну изнутри», у Службы безопасности отсутствуют действенные механизмы каким-либо образом ограничить работу данных ресурсов. С Facebook ситуация обстоит иначе. Руководитель публичной политики этой соцсети в Украине Екатерина Крук рассказала, что информацию на манипулятивность проверяют добровольные сотрудники соцсети – фактчекеры. Они проставляют рейтинг манипулятивности той или иной новости. «От этого зависит, как информация будет или не будет распространяться в сети», – подчеркнула госпожа Крук.

В контексте других проблем, касающихся информационной политики, власть констатирует дефицит прямой коммуникации с иностранными зрителями и проблемы вещания в ОРДЛО. «Даже сегодня на подконтрольных нам территориях Донецкой и Луганской областей идут российские телеканалы. А наши каналы закодированы из-за коммерциализации этого процесса», - заявил Владимир Зеленский, параллельно предлагая свой рецепт решения данной проблемы. Если лаконично, то суть такова. С одной стороны, украинские медиагруппы выделяют по одному каналу без кодировки для вещания в ОРДЛО и на не подконтрольную территорию. С другой стороны, на властном Олимпе всерьез рассматривают вариант установления трансляционных  вышек вдоль линии разграничения.

Далеко за эту линию — на территорию, контролируемую российскими наемниками – зашел Владимир Зеленский, говоря о том, как продвигается переговорный процесс по достижению мира на Донбассе. Понятно, что похвастаться в этом направлении президенту нечем от слова — вообще. Минская ТКГ в виду безапелляционных «хотелок» Кремля, окончательно превратилась в ритуальные забеги по замкнутому кругу, из-за чего весьма призрачной представляется перспектива заседания в Нормандском формате.

Понимая, что в ближайшее время усадить, на ряду с Путиным, за один переговорный стол Меркель и Макрона вряд ли удастся, Владимир Зеленский в ходе вчерашнего форума рассказал о новой тактике. «Не будет встречи (в формате «нормандки» - ред.), я встречусь с каждым участником. Как говорят, если гора не идет к Магомеду, то ничего страшного – значит, я пойду к каждому отдельно». При этом Зе подчеркнул, что подготовка к встрече «квартета» продолжается.

Показательно, что этот посыл вызвал быструю реакцию в России. С подачи агентства «РИА новости», которое сослалось на анонимные источники в Администрации Путина, росСМИ растиражировали тезис о том, что, мол, никакой подготовки к заседанию Нормандской четверки нет и в помине, а вероятная встреча Зе с Путиным, как одним из членов «квартета» - это вопрос двусторонних отношений.

Даже этот лаконичный информационный месседж, разогнанный явно не без участия Кремля, дает четкое понимание, почему идея Владимира Зеленского о встрече с каждым членом Нормандского формата является заведомо провальной для украинской стороны. Судите сами. У Путина категорически отрицают какие-либо переговорные подвижки, приближающие встречу Зеленского, Меркель, Макрона и Путина, но не сбрасывают со счетов рандеву face to face глав украинского и российского государств. Вопрос: что нового и отрезвляюще-пугающего, в очередной раз посмотрев глаза Путина, может предложить Зеленский? Ничего. А вот встреча в рамках «квартета» - это не просто коллективное мнение Запада, но и укрепление нарратива о том, что Российская Федерация воюет не только и не столько с Украиной, но и со всем цивилизованным миром. И пока на Банковой в упор не видят этот очевидный переговорно-стратегический паззл, Путин «заморозил» ТКГ в Минске, упорно бьется за то, чтобы как можно скорее достроить «Северный поток-2», лишая тем самым Украину транзитного статуса и прочая.

Характерно, что глава российского МИДа Лавров недавно открыто заявил о том, что, дескать, при президентстве Зеленского лед по Донбассу не тронется. Но Зе все равно хочет индивидуальной встречи с российским визави.

«Путина необходимо убедить в том, в чем его невозможно убедить. Конкретно — в том, что Украина — это не часть территории исторической России и когда Кремль бряцает оружием — это агрессия, а не освободительная война. С Путиным невозможно договориться, если ты считаешь, что Украина имеет полнейшее право на независимое существование. Надо сказать Путину, что Украины не будет как таковой. А кто такое может себе позволить в Украине?! Даже не в вопросе, как это реализовать, а в том смысле, сколько при власти пробудет такой президент? Все мы помним, где оказался в итоге Янукович», - отметил в эфире одного из телеканалов журналист-международник Виталий Портников.

По его мнению, Банковая, которая сейчас не может продемонстрировать, что наш поезд куда-то едет, как в старом советском анекдоте, раскачивает вагон, чтобы имитировать движение. «Но все равно нельзя бросать слова на ветер, поскольку то, что можем осознать мы, украинцы, вряд ли поймут и примут наши западные союзники, которые снова и снова могут задать себе простой вопрос: «Зачем поддерживать страну, президент которой все время готов к каким-то отдельным, сепаратным переговорам с агрессором?», - резюмирует Портников.

Действительно, ситуация, нравится нам это или нет, складывается так, что присутствие на переговорах Меркель и Макрона является своего рода гарантией хоть каких-нибудь подвижек. Уповать на привлечение к «нормандке» США, как это сейчас делает Офис президента, можно сколько угодно, но факт остается фактом: без согласия хоть одного из членов «квартета», расширять его рамки нельзя. Все мы знаем этого «одного»...

Поэтому очевидно, что Киев должен плясать от того, что имеет. А имеем мы на сегодня стремление Кремля кровь из носа максимально оттянуть во времени полноценную встречу в рамках Нормандии. Это значит лишь одно: украинская власть должна бросить все силы в обратном направлении и стократ усилить коммуникацию с официальными Парижем и Берлином.

Кстати, именно в эти мартовские дни в 2020-м, в интервью The Guardian украинский президент установил дедлайн для приведения Донбасса к миру в рамках минской ТКГ: «Я не буду те пять лет, которые мне дали украинцы, тратить на Минск – если через год результат будет «нулевым», мы выйдем из этого формата, у нас есть запасные варианты». Прошел год. Минск де-факто мертв. Новых форматов нет. Осталась подвешенная с подачи Кремля «нормандка», которую своими же руками может похоронить Банковая, инициируя «розничные» встречи с членами этого переговорного образования.  Иначе как настойчивой игрой в свои же ворота, это назвать нельзя…

Наталия Ромашова

Читайте также: Ермак заявил о готовности плана мира в Донбассе, который ждет одобрения РФ

Крижак Дмитрий

Самое читаемое