ПолитикаВласть

Процентов 25 «слуг» подчиняются Зеленскому, остальные уже вмонтированы в олигархические группы – Виктор Небоженко

14:38 15 июн 2020.  2788Читайте на: УКРРУС

Об особенностях отношений президента Владимира Зеленского с отечественными олигархами, посткарантинном состоянии украинцев и возможностях власти сглаживать чувствительные для общества темы, Lenta.ua поговорила с известным политологом, руководителем социологической службы «Украинский барометр» Виктором Небоженко.

- Как бы вы оценили общественное состояние выхода из карантинно-ограничительного ступора?

- Украинцы выходят из этого ступора очень агрессивно и с большим отчаянием. Я бы акцентировал внимание на том, что люди не чувствуют взаимной солидарности, поэтому мы вскоре увидим большую агрессию и депрессию, а любые события, происходящие в стране, могут стать поводом для массовых протестов. К тому же такого сочетания — мощного удара по среднему бизнесу при очевидном цинизме олигархов, лично я не припомню.

- В чем конкретно проявляется цинизм олигархов, о котором вы говорите?

- Они научились воровать, использовать в свою угоду государственный бюджет и даже внедряемые реформы «выкручивать» c пользой для себя. Финансовой, разумеется. Знаете, когда-то в советское время продавщица говорила, обращаясь к людям, стоящим в очереди: «Вас много, а я одна». Вот так и с олигархами. У нас их сколько? Ну, 10, 15, 25 человек… И они, чтобы они там не говорили, не умеют создавать бизнес. Они умеют использовать свою близость к власти, и в результате мы видим полную деформацию государственной машины в экономической плоскости. Если бы у нас еще не было войны на Донбассе, это тянулось бы еще лет 15...

- Тут не может быть «если бы». У нас есть война, и что теперь -  холодно или жарко от этого олигархату?

- Понимаю и разделяю ваш колкий сарказм. Но надо понимать, что олигархи — это паразиты, сидящие на теле тяжело больного человека, а главный вызов на сегодня состоит в том, что мы теряем признаки государственности... Я много раз был в Индии, где у меня живут близкие родственники. Так вот, у них там даже в самой забытой Богом глубинке есть некие суперолигархи в десятом поколении, которые, условно говоря, делают все, начиная от автомобилей, заканчивая космическими кораблями. Однако при этом они четко знают свое место в индийском обществе. Наши же олигархи такого места не имеют — они проникают везде, даже в самые узкие щели.

Украинские олигархи заменяют государство в государстве, экономику в экономике. При этом, между ними не прекращается внутренняя война. Сегодня, к примеру, все они хотят выдавить Коломойского, но это вовсе не означает, что завтра на его месте не будет Фирташ.  И так по кругу… Все бы, конечно, ничего, но ведь страна умирает, а они, вместо того, чтобы помочь, ждут смерти конкурентов, полагая, что их сия чаша минует.

А ключевая проблема заключается в том, что даже если они все рассорятся и кто-то «умрет», нам от этого легче не станет, потому что они находятся во всех структурах общества. Более того, кроме всех известных олигархов теперь, после принятия закона о земле, появятся земельные магнаты — люди, владеющие по 200-300 га земли. Что с этим всем делать? Олигархи — нынешние и те, которые на подходе, понимают, что они не просто татуировка на теле Украины, а неотъемлемая часть каждого органа страны. Организм задыхается и вполне возможно, что в обозримом будущем на смену безмерно жадным олигархам придут большие транснациональные компании. Кстати, обратите внимание на то, что ни один отечественный олигарх за все годы не сделал успешное производство на Западе. Возникает закономерный вопрос: «Почему?». Потому что они могут существовать только в больном во всех смыслах постсоветском пространстве.

- Постсоветсткое пространство — понятие растяжимое и далеко не все там больные.

- Принимается. Тогда так: олигархи не могут существовать там, где существуют цивилизованные и четко регламентированные правила игры. Сложно понять логику наших олигархов. Неужели так сложно увидеть, что чем более пренебрежительно западные пограничники смотрят на украинский паспорт, тем меньшую ценность они все вместе и каждый в отдельности там имеют?

Впрочем, если говорить откровенно, у нас какая-то поголовная эпидемия в верхах. К примеру, пришла министром образования молодая, красивая женщина. Что она первым делом сделала? Купила себе квартиру. Вот в этом вся суть их сущности — воспринимать государственную работу как способ обогащения. Это просто тупик какой-то.

- То есть, опять наша эксклюзивность в худшем ее проявлении, поскольку другие страны смогли найти выход из этого тупика.

- Да, смогли, разделив власть и бизнес.

- А как бы вы оценили отношения Зеленского с олигархами? Он играет, лавируя, или четко расставляет приоритеты?

- Играет, полагая, что это — величайшая мудрость, потому что они везде: в СМИ, промышленности, футбольных клубах, наконец, да из утюгов вещают... Владимир Зеленский пытается быть арбитром. Удастся ли? Не думаю. Арбитром в свое время был Кучма, который, собственно и создавал олигархат, а вот всем остальным это не удавалось.

Зеленский сейчас думает, что, будучи равноудаленным от всех олигархов, он самый хитрый. Но дело ведь в том, что эту хитрость олигархи сами ему и навязали. Он же не знает, что они преспокойно собираются в Куршевеле и смеются с его наивных попыток их стравить. Кстати, тут вспомнилось, когда президент собрал олигархов и назначил их финансовыми донорами отдельных областей в борьбе с коронавирусом. Так это же в их кругу анекдот! Они хохочут с этого! Они думали, что придут на Банковую и от них там потребуют миллиард долларов в качестве публичного вклада в медицину, полицию и так далее. А тут: помогите, как сможете… Нет, не так с ними надо говорить, а так, как в свое время в Грузии говорил Саакашвили и его команда. Тогда олигархи без вопросов приняли правила игры. Да, Москва потом это все растоптала, но это уже — отдельная история.

- Сколько времени олигархи присматривались к Зеленскому, просчитывая вероятные риски?

- Думаю, не больше трех недель. Этого времени вполне хватило олигархам, чтобы после ключевых кадровых решений понять, чего им следует ожидать. А с недавних пор все точки над «і» были окончательно расставлены. Появление Ермака показало олигархам, что все окей, есть «решала», с которым в любое время дня и ночи можно оперативно обсудить наболевшие вопросы. А дальше, после коммуникации с Ермаком, олигархи «трут» между собой и выруливают. А Зеленскому – и он в это верит – говорят, мол, острые углы сгладил именно он.

В политике время играет куда более весомую роль, чем пространство. Если президент должен 24/7 решать разноплановые вопросы, а позволяет себе делать длительные временные паузы, это губительно во всех смыслах и для него, и, что самое обидное, для страны и ее жителей, то есть нас с вами.  Помните, как у Ющенко было? Сначала все тихо-смирно замерли в ожидании. Маленькая пауза и по найденной тропинке пошли ребята с подарками, и Виктор Андреевич в итоге никого не трогает. Хотя изначально он тоже, как сейчас Зеленский, пытался играть в равно удаленность с олигархами. Но они не понимают, что олигархи, прежде чем идти к ним, все обсуждают между собой, а президенты в итоге идут по тому направлению, которое выгодно олигархам.

- А насколько им сейчас выгодно расшатывать посредством «своих» групп ситуацию в парламенте?

- О, это вечная, увы, тема украинских политреалий. Наши олигархи, в отличие от большинства власть предержащих, умеют ценить время, поэтому играют на парламентском поле молниеносно и, как правило, не ошибаются. «Слуг народа» олигархи стали вербовать буквально через несколько минут после того, как они пришли в Верховную Раду. И сейчас только процентов 25, а, возможно, и меньше, «слуг» подчиняются напрямую Зеленскому. Все остальные удачно вмонтированы в различные олигархические группы и живут, припевая, ежедневно снимая неплохие финансовые «сливки». Но тут есть и обратная сторона. Президент сам делает ошибки, которых мог бы избежать. К примеру, он патологически боится назначать сильного премьер-министра, чтобы он, не дай Боже, не выглядел лучше, чем президент.

- Какая первопричина этой, как вы говорите, патологической боязни конкуренции?

- Политическая молодость, неопытность, а самое главное — фанатическая помешанность на рейтинге. Однако отнюдь не рейтинг делает большую политику, поверьте мне. К примеру, Де Голль — он расставлял на руководящие должности равных себе людей, потому что ему нужно было вытаскивать Францию. У нас другая история — выставляют слабаков. Вот, сейчас Офису президента срочно нужно найти кандидата в мэры Киева. Что такое наш боксер? Это — договоренность нескольких финансово-промышленных групп. А что наш президент? Он принципиально не хочет искать сильную фигуру, которая в электоральном плане отправила бы Кличко в нокаут.

Кадровая политика Зеленского — его ахиллесова пята. Нынешний президент очень неплохой, порядочный человек, но он не стал политиком в глубоком и глобальном понимании этого слова. Искренне хочется верить, что пока что не стал. Откровенно скажу: лично я за него очень сильно переживаю, но пока что не вижу реальных и принципиально качественных политико-управленческих прорывов.

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое