Война и мирМеждународные отношения

Проблематично, но критично ли: почему пробуксовывает помощь союзников

09:49 18 ноя 2023.  1742Читайте на: УКРРУС

В последнее время одним из основных проблемных вопросов западной помощи воюющей со страной-террористом Украине является исчерпаемость военных запасов стран НАТО и невозможность быстро нарастить производство оружия. Почему так происходит и как это скажется на дальнейшем ходе боевых действий, читайте в материале Lenta.UA.

В среду, 15 ноября, стало известно о том, что комбинированный пакет национальной безопасности США, включающий помощь Украине, Израилю, Тайваню и укрепление американской границы, будет рассматриваться Палатой представителей после Дня благодарения, то есть после 23 ноября. Об этом заявил лидер большинства в Сенате, демократ Чак Шумер в эфире CNN. «Я очень сильно хочу, чтобы все четыре запроса президента Джо Байдена были одобрены – по Украине, Израилю, гуманитарному и индийско-тихоокеанскому. И мы будем очень настойчиво работать, чтобы этого добиться», - подчеркнул он.

В США, отметим, на этой неделе находилась украинская делегация, которую по каким-то неписанным дипломатическим правилам возглавляет глава ОП Андрей Ермак. Накануне он сделал там ряд заявлений о перспективах войны. По словам Ермака, 2024 год будет решающим, потому что «приближается поворотный момент в войне, поэтому крайне важно, чтобы Запад сейчас не снижал темпов помощи».

Читайте также: Переговоры о вступлении Украины в Евросоюз могут быть отсрочены – Reuters

В рамках просьбы увеличить эту самую помощь руководитель президентского Офиса заявил американцам, что российская группировка в Украине с начала вторжения увеличилась втрое. Конкретные цифры Ермак не озвучил, но в сентябре ГУР говорило, что это 420 тысяч путинских «освободителей», не считая спецподразделений и Росгвардии.

Между тем пока что, судя по публикациям западной прессы, вопрос поддержки Украины, скажем так, пробуксовывает. В Конгрессе США желание продолжать финансировать Украину «достигло нового минимума», пишет The Washington Post. «Мы рискуем потерпеть неудачу, подарить Путину победу именно тогда, когда он находится на грани поражения», - заявил изданию сенатор-демократ Кристофер Кунс.

«В последние месяцы опросы общественного мнения показывают устойчивое снижение некогда сильной поддержки американского общества. Война в Израиле и миграционный кризис на южной границе с Мексикой только усилили эти тенденции и могут стать похоронным звоном для американской помощи Украине», - подытоживает WP.

Тем временем в Пентагоне сообщили, что у них осталось около миллиарда долларов на помощь Киеву. Советник Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан давеча заявил, что способность Вашингтона «полностью финансировать» потребности Украины «становится все труднее и труднее с каждой неделей». «Окно закрывается», -констатировал он.

Журнал Newsweek также пишет о том, что война в Украине «идет не очень хорошо» из-за промедления с западной помощью. The Economist в свою очередь констатирует, что война может затянуться еще на пять лет при нынешнем объеме поставок западных вооружений.

Тревожная действительность с дальнейшей помощью воюющей Украине наглядно проявилась на прошедшем 13-14 ноября заседании Совета Евросоюза на уровне глав МИДов и министров обороны. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, прибывший в Брюссель для участия в заседании заявил, что «ситуация на поле боя сложная». «Это просто делает еще более важным сохранение и наращивание нашей поддержки Украины, потому что мы не можем позволить президенту Путину победить», - подчеркнул он.

С поддержкой, впрочем, действительно возникают серьезные проблемы. С одной стороны, над союзниками довлеет неопределенность из-за внутриполитического кризиса в США, где республиканцы и демократы никак не могут согласовать дальнейшие объемы помощи ВСУ. Представители ЕС уже предупреждали, что Европа не сможет заместить потенциально выпадающие объемы американской поддержки. С другой стороны, выяснилось, что и с собственными объемами у Евросоюза проблемы. Так, глава отечественного МИДа Дмитрий Кулеба публично признал, что информация агентства Bloomberg о неспособности ЕС выполнить взятые на себя минувшей весной обязательства и предоставить ВСУ до марта 2024 года 1 млн артиллерийских боеприпасов - «к сожалению, правда». По мнению дипломата, речь не идет об отсутствии политической воли, а виной всему - «жалкое состояние оборонной промышленности» ЕС и «очень много бюрократии».

«Мы продолжаем преследовать эту цель. Может, мы не достигнем ее до конца года, но это будет зависеть от того, как быстро будут выполнены контракты», - заявил верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

При этом он отметил, что около 40% продукции оборонной промышленности ЕС экспортируется в третьи страны – значит, нехватки производственных мощностей нет. «Возможно, мы должны попытаться перенаправить эту продукцию на приоритетное направление, а это Украина», - предложил господин Боррель, по сути вступив в заочную полемику с Кулебой насчет «жалкого состояния» оборонной промышленности. Он также подчеркнул: «более 300 тыс. боеприпасов из армейских запасов» уже поставлены Украине.

Более пессимистичным в своих оценках оказался глава Минобороны Германии Борис Писториус, признавший невыполнимость цели в 1 млн снарядов до марта-2024. «Я не обещал миллион боеприпасов, и это было вполне осознанно. Правильнее спросить: был ли когда-нибудь этот миллион реалистичной целью?» - задал вопрос господин Писториус.

Впрочем, тут же после кнута он достал пряник, сообщив, что Берлин тщательно прорабатывает решение удвоить объем военной помощи Украине в 2024 году до €8 млрд. «Я очень надеюсь, что это получится», - отметил немецкий министр. Он также озвучил номенклатуру планируемых военных поставок. Так, стало известно, что Германия передаст Украине еще десять танков Leopard1 A5, 14 вездеходов Bandvagn 206, пять гусеничных санитарных машин Warthog повышенной проходимости, бронированную машину для разминирования Wisent 1, более 2,5 млн патронов для стрелкового оружия и более 1 тыс. артиллерийских боеприпасов калибра 155 мм.

Как отметил в разговоре с Lenta.UA один из действующих отечественных дипломатов, «и план германского правительства увеличить финансирование военной помощи, и новые поставки – четкий и однозначный сигнал Берлина о решительной готовности поддерживать Украину даже в нынешних, непростых во всех смыслах условиях».

Вместе с тем собеседник признал, что некогда обещанный Жозепом Боррелем отдельный фонд военной помощи Украине на сумму €20 млрд, рассчитанный на четыре года, вряд ли станет таким, как планировался и среди тех, кто засомневался в его целесообразности, первое место, по его словам, играет как раз Германия. В этом контексте отметим, что глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис заявил, что вместо обещанного господином Боррелем фонда в ЕС создадут фонд, участие в котором для членов Евросоюза будет добровольным, хотя понятно, что это увеличит «нагрузку на плечи» участвующих в нем стран.

Как известно, лейтмотивом всех встреч союзников Украины давно стало возведенное в константу обещание поддерживать Киев «столько, сколько потребуется». Однако, как показала последняя встреча Совета ЕС, не все так гладко в этом направлении. Признают это и профильные эксперты. Объем военной помощи для ВСУ со стороны Запада заметно снизился, отметил в эфире телемарафона военный эксперт Владислав Селезнев.

«Я думаю, что экономика страны коллективного Запада до сих пор не перестроилась на то, что нужно увеличить объемы производства, в том числе боеприпасов. Ведь когда 30 лет коллективная Европа разоружалась, когда армия той же Германии была сокращена в несколько раз, то очевидно, что при таких условиях в короткий промежуток времени наладить устойчивое, бесперебойное и в больших объемах производство крайне трудно, но динамика есть, и я думаю, чем дальше, тем больше эти объемы будут расти, потому что очевидно, что эта война надолго и враг будет продолжать реализовывать свою миссию, чтобы разрушить Украину как государство, и уничтожить украинцев как составное сообщество народов мира. Поэтому очевидно, что наши западные партнеры в конечном итоге реализуют полный кейс по увеличению объемов производства оружия и боеприпасов. Но на это просто нужно время», - подытожил Селезнев.

В свою очередь, его коллега по экспертному цеху Александр Мусиенко констатирует: «По поводу важности понимания ситуации и соответственно поддержки нас нашими партнерами, отмечу следующее. Украинские Силы все еще продолжают наступательные действия и потому нельзя сказать, что мы уже на сто процентов в фазе позиционной войны или войны на истощение (attrition warfare). Однако даже если нам светит не совсем отрадная перспектива перехода в стадию войны на истощение, важно понять нам самим и постоянно-неустанно объяснять нашим партнерам, что общий Запад технологически сильнее России. И при условии слаженной поставки и обеспечения нас оружием и ресурсами (в соответствии с нашими запросами и списком главнокомандующего ВС Украины), мы способны одолеть врага в этой войне. Русский диктатор просчитался, поскольку готовился к стремительному победоносному сражению. Но война пошла не по плану и начала перерастать в затяжную, в которой Россия уже понесла чрезвычайно большие потери в технике, вооружении и живой силе. То есть начала приобретать признаки войны на истощение к которой Россия не готовилась. И, несмотря ни на что, проблемы уже заметны. Например, если сейчас армия агрессора может, хоть и не без проблем, компенсировать потери в живой силе, то с танками, бронетехникой, а иногда даже с артиллерией – трудности становятся все заметнее. Акцент врагом делается на живую силу и авиацию. Обращение за помощью к Ирану и КНДР, чтобы гасить пробелы в оперативном обеспечении боеприпасами, еще одно свидетельство того, что многое пошло для них не по плану».

Задавшись вопросом о том, почему же при таких раскладах Запад так воспринимает Россию, «словно это СССР, который всерьез готов расчищать дорогу для своих танков артиллерийскими ударами тактическим ядерным оружием и идти на Ла-Манш или еще куда-то», Александр Мусиенко подытоживает: «Да потому, что сама Россия очень активно, особенно сейчас, использует миф о непобедимости, готовности воевать и достигать целей, хоть десятилетиями. Но это все иллюзия, которая ложится в русские ИПСО. Вспомните примеры войны на истощение, когда Россия самостоятельно без поддержки других фронтов союзниками побеждала в войне на истощение? Может быть разве что отступление в глубочайший тыл, ценой сожженной войсками Наполеона Москвы. Врага нельзя недооценивать – это факт. Но не стоит и переоценивать. Украинский народ, примером героического сопротивления агрессору, продолжает разбивать мифы о «русской непобедимости» и эту волю важно сохранить. А нашим Западным партнерам стоит просто помогать нам всеми возможными средствами для нашей общей победы».

Следует отметить, что на болотах действительно, как и говорит Мусиенко, с каждым днем все громче звучит мелодия победобесия. Так, давеча путинский спикер Песков заявил, что «победить Россию невозможно в принципе», а заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский заверил, что у Москвы есть достаточно «рычагов воздействия, чтобы одержать победу и добиться всех поставленных задач».

Читайте также: Украина получит 2 миллиарда военной помощи

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое