ПолитикаВласть

Нет спроса на вопросы: почему идея Банковой об опросе подверглась критике, но Зеленский останется в выигрыше

14:15 16 окт 2020.  5109Читайте на: УКРРУС

Негативное отношение к пиар-технологии Зеленского в соцсетях разбивается о реальное желание масс быть услышанными.

13 октября, фактически за две недели до региональных выборов-2020, президент посредством специального видеообращения поставил украинцев перед фактом: в день голосования параллельно пройдет и всенародный опрос. «25 октября на избирательном участке я задам тебе пять важных вопросов о том, что мы обсуждаем на улице, на кухне и в интернете, о чем спорим с друзьями, родителями или таксистами, о том, о чем раньше нас никогда не спрашивали. Пять важных вопросов, чтобы узнать твое мнение. Впервые в истории независимости мы спросим, что думаешь ты. Почему твой ответ важен? Потому что будет так, как решишь ты», - заявил Владимир Зеленский, не уточнив при этом, о каких, собственно вопросах идет речь, а также, какую юридическую силу в последствии могут иметь результаты такого социсследования.

Именно поэтому, как только в «видосике» главы государства пошли финальные титры, соцсети буквально взорвались постами с нескрываемыми нотками возмущения. Это вполне логично, поскольку, законодательством проведение подобного рода опросов не предусмотрено. В сентябре Верховная Рада рассматривала законопроект о проведении Центральной избирательной комиссией (ЦИК) опроса общественного мнения в день выборов. Тогда в экспертных кругах активно критиковали документ, называя его псевдореферендумом.  Впрочем, до принятия законопроекта в парламенте дело так и не дошло. Таким образом, на сегодня проведение официального всенародного опроса не урегулировано ни Конституцией, ни любыми другими законами.

Читайте также: В «Слуге народа» прокомментировали пиар ход с опросом в день выборов

Пояснительные пробелы, возникшие после видеообращения президента, тотчас бросились заполнять в лагере сторонников Зе-команды. Экс-нардеп от БПП Сергей Лещенко, который при президентстве Зеленского весьма неплохо себя чувствует на позиции члена Набсовета «Укрзализныци», распространил информацию, что на самом деле опрос, о котором идет речь, не будет иметь никакого официального статуса. Он якобы будет проводиться не в рамках местных выборов, а у избирательных участков – там будут стоять волонтеры с урнами и все желающие смогут принять участие в анонсированном президентом опросе. При этом голосование, добавил Лещенко, будет сугубо добровольным.

Чуть позже это же подтвердили и в Офисе президента (ОП) - там заявили, что опрос в день местных выборов не будет иметь прямых юридических последствий. Иными словами, опрос – рекомендательный, а вопрос о том, воспользуется народными рекомендациями власть в последствии или же нет – остается открытым.

В этом контексте следует вспомнить о том, что публичным обещанием кандидата в президенты Зеленского было внесение в ВР первой своей, как субъекта законодательной инициативы, документа, регулирующего проведение референдума. Такой законопроект с подачи гаранта действительно был внесен, правда, по истечению более чем полугодичного его пребывания на Банковой. Депутатский корпус рассмотрел проект закона в первом чтении и отложил «до лучших времен».

Очевидно, что за полтора года пребывания у властного руля, у Зе-команды, обладающей монопольным правом на власть, были все возможности, чтобы поставить законодательную точку в вопросах, касающихся плебисцита. Однако этого сделано не было, из чего следует вывод, что идея о некоем всенародном опросе в день выборов возникла совсем недавно и шаги, направленные на популяризацию и реализацию данной инициативы власть совершает буквально в пожарном режиме.

Комментируя инициативу Банковой, эксперты акцентируют внимание на тематике прозрачности процедуры голосования и подсчета голосов.  Как проверить результаты? Сколько людей проголосовало? Насколько репрезентативными являются данные опроса и нет ли рисков того, что некоторые респонденты проголосуют дважды? Все эти вопросы на данный момент остаются без ответов, что в принципе ставит под сомнение процедурную «чистоту» процесса, выводя на первый план риски вероятной фальсификации общественного мнения.

В Офисе президента тем временем все предостережения отвергают и уверяют, что хотят «открыть двери для настоящей демократии». «Общенациональный опрос даст возможность каждому гражданину высказаться о том, что действительно важно для нашего общества. То есть, государство ставит прямые вопросы обществу и получает прямые ответы без посредников. Именно так работает истинная демократия. 25 октября мы узнаем о том, что на самом деле думает народ. А также поставим те вопросы, которые никто и никогда не хотел ставить в нашей стране», - отмечается в заявлении ОП.

В пятницу интрига с опросным «пакетом» президента была окончательно развеяна. Если до этого, Зеленский выдал порционно в разные дни содержание первых двух вопросов, то 16 октября он обнародовал сразу три вопроса, на которые предлагает ответить украинцам в день голосования. Итак, окончательно опросный кейс главы государства выглядит так: поддерживаете ли вы идею пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных размерах? поддерживаете ли вы создание свободной экономической зоны на территории Донецкой и Луганской областей?; поддерживаете ли вы сокращение количества народных депутатов до 300?; поддерживаете ли вы легализацию каннабиса в медицинских целях – для уменьшения боли у тяжело больных?; поддерживаете ли вы право Украины на использование гарантий безопасности, определенных Будапештским меморандумом, для восстановления ее государственного суверенитета и территориальной целостности?».

Больше всего внимания, если отбросить многочисленные «фотожабы» о каннабисе, (хотя, понятное дело, речь идет не о банальном курении драпа, а о таблетированном приеме по рецепту врача, что практикуется во многих европейских странах), привлек последний вопрос – о Будапештском меморандуме. Многие эксперты и, надо сказать, небезосновательно, сомневаются в том, что значительное количество украинцев вообще знают о существовании такого документа. Напомним, что Будапештский меморандум – это соглашение 1994 года, заключенное между Украиной, США, Россией и Великобританией, согласно которому официальный Киев отказывается от статуса ядерной державы, а другие подписанты в обмен на это дают  гарантии суверенитета и территориальной целостности.

На фоне небезызвестных событий в Крыму и на Донбассе украинские политики неоднократно апеллировали к пунктам Будапештского меморандума и обвиняли подписантов документа, прежде всего Россию, в нарушении или невыполнении взятых на себя обязательств. Поэтому за соглашением давно закрепилась репутация недейственного договора, который не работает на практике.

Очевидная «штанга», которую на старте допустила Банковая, состоит в том, что, презентуя грядущий всенародный опрос, президент заявил, дескать вопросы, на которые власть хочет получить ответы общества, активно обсуждаются ним — обществом — на кухнях, в такси и так далее. Согласитесь, предельно сложно представить себе картину, как во время семейного ужина в какой-то сельской глубинке, живо дискутируется тема о ЗСТ с Донбассом или «мертвом» де-факто Будапештском меморандуме…

В общем и целом, вопросов к Банковой и по форме, и по содержанию «опросной» идеи есть более, чем достаточно (хотя бы – по Донбассу – правда ли, что тему зоны свободной торговли лоббирует Ринат Ахметов?), поэтому ирония, которая является доминирующей реакцией соцсетей на инициативу ОП, вполне оправдана. Однако эта медаль, как, впрочем, и любая другая, имеет две стороны. Вторую — не обсуждаемую широко в СМИ, в своем Facebook лаконично, но емко раскрыл журналист Денис Безлюдько: «Вот мы тут зубоскалим по поводу пяти вопросов Зеленского и забываем, что круг «революционеров» по-прежнему узок и «страшно далеки они от народа». А народу, исходя из разговоров, которые я слышу у себя на районе, заходит и панибратский тон портрета и то что с ним, народом, в кои-то веки «советуются». А демократия, осмелюсь напомнить, это власть большинства, каким бы оно не было. Facebook же отражает реальные настроения в стране приблизительно так, как я – мнение Конгресса США. Вместо того, чтобы учитывать этот фактор, аудитория соцсетей его отрицает. Неправильные вводные, неправильные выводы, разочарование в результате».

Просчитывали ли в Офисе президента всевозможные риски, которые несет сама по себе идея с всенародным опросом, озвученная первым лицом страны буквально на финише региональной избирательной кампании? Рискнем предположить, что да. Вместе с тем, на Банковой, похоже, хорошо помнят неписанное, но априори действенное правило: «Все, что не некролог – пиар». Так что о том, успешным ли был данный ход Офиса президента или провальным, предметно можно будет судить лишь по итогам волеизъявления 25 октября, не раньше…

Наталия Ромашова

Читайте также: У Зеленского озвучили все пять вопросов импровизированного плебисцита

Крижак Дмитрий

Самое читаемое