Война и мирВойна

«Кнопка» в игре: как США реагируют на ядерную угрозу со стороны РФ

20:07 21 июн 2023.  701Читайте на: УКРРУС

Президент США Джо Байден заявил, что считает реальной угрозу применения Россией тактического ядерного оружия, а его эпатажный предшественник Дональд Трамп допустил, что США сейчас «очень близки» к ядерной войне с РФ. Что стоит за этими месседжами действующего и бывшего хозяев Белого дома, читайте в материале Lenta.UA.

Президент США Джо Байден давеча выступил с громким заявлением о «реальности» угрозы применения Путиным тактического ядерного оружия. «Когда я пару лет назад говорил здесь, что меня беспокоит высыхание реки Колорадо, на меня все смотрели как на сумасшедшего (сейчас уже общепризнано, что река пересыхает – ред.). Они смотрели на меня так же, как когда я сказал, что беспокоюсь, что Путин использует тактическое ядерное оружие. Но это вполне реально», - отметил американский лидер на встрече с донорами Демократической партии в штате Калифорния.

Какой именно сценарий, подразумевающий применение Россией ядерного оружия, беспокоит его, президент США не уточнил. О «стремительно возросших рисках» в ядерной сфере во вторник, 20 июня, в интервью телеканалу Fox News заявил и бывший президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, рассчитывающий в 2024 году вернуться в Белый дом. Назвав нынешний период «самым опасным временем в истории США», Трамп допустил, что Соединенные Штаты, «возможно, очень близки к ядерной войне с Россией».

Читайте также: Зеленский оценил возможность применения рф ядерного оружия

При этом, выступая на днях на Петербургском «международном» экономическом форуме, на вопрос о том, как он относится к возможности ограниченного ядерного удара, кремлевский диктатор Владимир Путин отметил: «Отрицательно». Между тем, по словам Путина, «использование ядерного оружия, безусловно, теоретически возможно в том случае, если создается угроза нашей территориальной целостности, независимости и суверенитету, существованию Российского государства».

Отметим, что «ядерные» дискуссии вспыхнули с новой силой аккурат после опубликованной статьи почетного председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Сергея Караганова «Тяжкое, но необходимое решение», вызвавшей международный резонанс. По мнению автора публикации, Россия и ее руководство стоят перед тяжелым выбором: «Все более очевидно, что столкновение с Западом не завершится, если мы одержим частичную или даже сокрушительную победу в Украине. Перемирия возможны, но замирение- нет. Злоба и отчаяние продолжат волнообразно и с маневрами нарастать. Этот вектор движения Запада служит однозначным признаком дрейфа в сторону развязывания Третьей мировой войны. Она уже начинается и может разгореться в полноценный пожар из-за случайности или растущей некомпетентности и безответственности правящих кругов Запада. Ситуация усугубляется стратегическим паразитизмом. За 75 лет относительного мира люди забыли ужасы войны, перестали бояться даже ядерного оружия. Повсеместно, но особенно на Западе, ослаб инстинкт самосохранения. Происходит немыслимое с точки зрения прежних представлений о ядерном сдерживании: правящие круги группы стран в припадке отчаянной ярости развязали полномасштабную войну в подбрюшье ядерной сверхдержавы. Страх ядерной эскалации нужно восстанавливать. Иначе человечество обречено».

Караганов настаивает на необходимости восстановления убедительности ядерного сдерживания и понижения «недопустимо задранного порога применения ядерного оружия», для чего, по его словам, нужно «расчетливо, но быстро идти вверх по лестнице сдерживания-эскалации». Первые шаги, как следует из его статьи, уже сделаны соответствующими заявлениями президента РФ и других руководителей, началом развертывания в Беларуси ядерного оружия и его носителей, повышением боеспособности сил стратегического сдерживания. Далее дело, по его словам, может дойти и до предупреждения соотечественников и «всех людей доброй воли» о необходимости покинуть места проживания вблизи объектов, которые могут стать целями ядерных ударов в «странах, оказывающих непосредственную поддержку киевскому режиму».

«Противник должен знать, что мы готовы нанести упреждающий удар возмездия за все его нынешние и прошлые агрессии, чтобы предотвратить сползание к глобальной термоядерной войне. Если правильно построить стратегию устрашения и даже применения, риск «ответного» ядерного, да и любого другого удара по территории России можно свести к минимуму. Только если в Белом доме будет сидеть безумец, да к тому же ненавидящий свою страну, Америка решится на удар в «защиту» европейцев, навлекая на себя ответ, жертвуя условным Бостоном ради условной Познани (город в соседней Польше- ред.)», - констатирует Караганов, являющийся по сути кремлевским рупором в так называемых экспертных кругах РФ.

Выбор в пользу применения ядерного оружия он называет «морально страшным», отмечая, что «даже друзья и сочувствующие поначалу не поддержат» Россию. «Но в конечном итоге победителей не судят. А спасителей благодарят», - настаивает он, прогнозируя, что в конце концов «Россия и человечество через все тернии и травмы пойдут к будущему». Оно Сергею Караганову видится светлым -«многополярным, многокультурным, многокрасочным, дающим возможность странам и народам строить свою собственную и общую судьбу».

Похожие тезисы – под другим углом – озвучил еще один российский персонаж, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Тренин, который до российского нападения на Украину являлся директором Московского центра Карнеги в 2008—2022 годах.

«Траектория украинской войны указывает на эскалацию конфликта как по горизонтали – путём расширения театра военных действий, так и по вертикали – через повышение мощности применяемых вооружений и интенсивности их применения. Надо трезво признать, что эта траектория ведёт в направлении непосредственного вооружённого столкновения России и НАТО. Если набранную инерцию не остановить, то такое столкновение произойдёт, и в этом случае война, распространившись на Европу, практически неизбежно станет ядерной. А ещё через какое-то время ядерная война в Европе с большой вероятностью приведёт к обмену ударами между Россией и США. Американцы и их союзники фактически играют в русскую рулетку», - пишет Тренин.

Стоит ли говорить, что этими месседжами Кремль всячески повышает ставки. Более того, из-за всех сил пытается донести сигнал до Вашингтона. Благо, тут стоит отметить, что связь Тренина с Фондом Карнеги играет тут на руку Москве. Дело в том, что данный фонд с 2015 по 2021 год возглавлял Уильям Бернс – нынешний глава ЦРУ и один из ключевых американских силовиков.

«Некоторые украинские аналитики воспринимают смену риторики Джо Байдена по теме ядерки как его политическую слабость. Другие думают, что это такая попытка усадить Киев и Москву за стол переговоров. Но говорить сейчас о любых коммуникациях Украины и РФ еще слишком рано и бессмысленно. Соединенные Штаты и их союзники, а также Китай, неоднократно предостерегавший Москву от использования ядерного оружия в войне в Украине, внимательно следят за движениями РФ и развертывания всех ее войск, техники и оружия», -  пишет Reuters, комментируя информажиотаж, возникший вокруг российской «кнопки».

Более серьезно к заявлению президента США призывает относиться известный журналист-международник Виталий Портников: «Я бы не стал недооценивать слова Джозефа Байдена о ядерной угрозе. Мы уже так делали, то есть, недооценивали сигналы Вашингтона, когда Байден говорил о возможности полномасштабного нападения России. Что в итоге, всем известно. Убежден, что Байден оперирует не эмоциями, а разведывательной информацией. И потом. Чему, собственно удивляться, если Кремль утвердил решение идти путем техногенных катастроф? После подрыва Каховской ГЭС совершенно очевидно, что для российского правящего режима не существует абсолютно никаких красных линий. Поэтому вопрос не в том, может или не может Путин нажать на «кнопку», а в том, как остановить эти преступные намерения российского диктатора. Заявление Байдена – сигнал не только нам, но и всему цивилизованному миру о том, какую угрозу несет путинский режим и Россия, превращающаяся на глазах в ужасного монстра, готового уничтожить все человечество. Надо понимать, что недооценка рисков- путь к поражению, а нам нужно победить эту истеричную страну-бензоколонку».

По мнению военного аналитика, полковника Петра Черника тактическое ядерное оружие, которое могут применить рашисты, - это стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с термоядерной боеголовкой: «Это по сути продолжение ракеты Х-101, которая может иметь боевую часть от 300 килотонн до одной мегатонны. Чтобы понять, насколько это серьезное оружие – над Хиросимой и Нагасаки сбросили первую бомбу, которая имела 15 килотонн, а вторая – 21 килотонну. То есть, разница, как говорится, на лицо. К тому же не следует забывать о том, что такие установки, как «Искандер» или «Кинжал», также могут комплектоваться боеголовками до 500 килотонн. Если до этого дойдет, то вред будет колоссально невероятным. Между тем надо понимать, что решение по применению ядерного оружия в РФ принимает не лично Путин. Путин не может позвонить командиру пусковой установки и сказать «огонь». Это очень длинная, многоуровневая и сложная цепочка. Уверен, что наши союзники знают, как эти цепочки перебивать».

Эксперт также предположил, что заявление Джо Байдена – это, скорее, нагнетание обстановки, и президент США таким образом дает понять бункерному обитателю, что очень хорошо информирован о разговорах в его окружении. По словам Петра Черника, если РФ все-таки решится применить ядерное оружие, «это будет не украинская проблема, а проблема мирового масштаба, на которую будут вынуждены отвечать США и Китай, анализируя в том числе оперативную ситуацию на фронте».

Читайте также: «Позор еврейского народа»: Зеленский прокомментировал слова Путина

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое