ПолитикаВласть

Интеграторы наоборот: как и почему нардепы оконфузились на теме дружбы с США

16:47 09 сен 2021.  4702Читайте на: УКРРУС

В среду, 8 сентября, в ходе внеочередного заседания парламента нардепы с треском провалили принятие обращения Верховной Рады к Конгрессу США о предоставлении Украине двустороннего статуса основного союзника Cоединенных Штатов вне НАТО. Что кроется за политическими играми вокруг евроатлантического курса страны – в материале Lenta.UA.

Вчера депутатский корпус ВР помимо планового, с подачи нардепа от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, собрался также на внеочередное пленарное заседание, единственным вопросом повестки которого было постановление с призывом к американским конгрессменам предоставить официальному Киеву статус основного союзника вне НАТО (MNNA).

Появление данной инициативы, как отмечается в пояснительной записке, обосновано продолжающейся военной агрессией России в отношении Украины, поставками РФ вооружения, военной техники и амуниции для незаконных формирований, орудующих на Донбассе.

Читайте также: Зеленский решил использовать опыт Северной Македонии по интеграции в НАТО

Как сообщала Lenta.UA, подписи коллег «за» собрание в сессионном зале вне графика Гончаренко собирал  незадолго до поездки президента Зеленского с рабочим визитом в Соединенные Штаты. Из необходимых 150-ти депутатских автографов Гончаренко собрал 153, причем его идею поддержали представители всех депутатских групп и фракций, за исключением ОПЗЖ.

Однако, несмотря на наличие законных оснований для созыва «внеочередки», данный вопрос владельцы мандатов рассмотрели только вчера. В разговоре с Lenta.UA сам Гончаренко пояснил наличие тайминговой «ямы» просьбой лидера фракции СН Давида Арахамии, который настойчиво предлагал сначала дождаться результатов визита гаранта в США, а затем уже проводить заседание Рады по НАТО.

За тот непродолжительный период, пока заявление господина Гончаренко с необходимым количеством депутатских подписей ждало своего часа в парламентских закромах, позиция многих нардепов, изначально подписавшихся за обращение к конгрессменам, кардинально изменилась. Особо отличились тут «слуги», которые сегодня настаивают, что подписанного во время недавнего заокеанского вояжа Зе между министром обороны Андреем Тараном и его американским коллегой Ллойдом Остином соглашения о стратегическом сотрудничестве Киева и Вашингтона вполне достаточно, а статус союзника США вне НАТО может стать дополнительной препоной на евроатлантическом пути. 

Сторонники же инициативы Гончаренко утверждают обратное, мол, одно (статус союзника вне Альянса) второму – стратегическому курсу на НАТО, который, к слову, закреплен на конституционном уровне, не мешает.

Категорически против того, чтобы нардепы добивались для нашего государства внеблокового союзничества с Вашингтоном синхронно выступили посол Украины в США, а также главный дипломат страны. Оксана Маркарова в частности предостерегла, что статус MNNA подходит для стран, которые вовсе не планируют или априори не могут вступить в Североатлантический Альянс, тогда как Украина определилась, что ее цель – членство в НАТО. В свою очередь Дмитрий Кулеба подчеркнул, что Киев будет основным союзником США в НАТО, а не вне него, а идея обращения к конгрессменам «не несет никакой добавленной стоимости для безопасности страны».

На первый взгляд может показаться, что у Маркаровой и Кулебы когнитивный диссонанс. Однако на самом деле все куда более прозаично: оба чиновника, карьера которых на данном этапе всецело зависит от Банковой, гнут линию ОП, где категорически не желают приуменьшать значимость подписанного в присутствии Зеленского соглашения между Минобороны и Украины.

Что такое статус основного союзника США вне НАТО? Де-факто, это особый, скажем так, углубленный вид двустороннего сотрудничества с официальным Вашингтоном, у которого нет никакого прямого отношения к самому НАТО. Особостатусные государства – это, грубо говоря, клуб стран, с которыми США давно и плодотворно сотрудничают. К слову, такой статус начал предоставлять иностранным партнерам еще Рональд Рейган во время своего второго срока в 1987-м. 

На данный момент статус особого союзника США имеют 17 стран: Афганистан, Австралия, Бахрейн, Бразилия, Египет, Израиль, Япония, Иордания, Корея, Кувейт, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд Тунис и Тайвань (имеет преимущества такого же статуса без его официального определения).

Тут крайне важно подчеркнуть, что перечисленные государства даже чисто по географическим причинам не могут претендовать на членство в Альянсе. Очевидно, именно поэтому и отсутствуют прецеденты получения статуса среди европейских государств, в том числе и среди тех, кто, по меньшей мере, публично декларирует стремление вступить в НАТО.

Статус особого союзника США вне НАТО, как отмечается на сайте Госдепа, является «мощным символом крепких отношений с США» и может предоставлять такие преимущества в оборонной сфере и сфере безопасности, как возможности занимать необходимые для совместных исследований и развития материалы и оборудование, размещать военные резервные запасы на территории страны-союзника, заключать сделки по совместному обеспечению военных тренировок и так далее.

Весьма примечательно, что статус особого союзника, не предполагает, во-первых, обязательств по безопасности со стороны Соединенных Штатов, во-вторых, непременного членства в НАТО в будущем.

Критики «союзной» формулы подчеркивают, что соответствующее тематическое обращение к Конгрессу США – не более чем банальная формальность, поскольку с подобными призывами к американским законодателям украинские парламентарии обращались дважды: в 2014 и 2017 годах, но так и не дождались ответной реакции. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос: а готова ли Администрация Байдена во время своей каденции всерьез рассматривать такую возможность? По мнению экспертов, скорее нет, чем да. Вместе с тем, очевидно, что выполнение подписанных во время визита Зеленского в Вашингтон документов, в том числе реализации довольно широкого потенциала рамочного Соглашения о стратегической основе оборонного сотрудничества, могут реально помочь Киеву получить статус основного союзника вне НАТО гораздо быстрее чем преисполненные пафосом обращения к конгрессменам в период, когда для этого нет сколь-нибудь существенных оснований.

Если смотреть на ситуацию под этим ракурсом, то провал голосования за постановление Алексея Гончаренко выглядит вполне логичным. Документ о предоставлении Украине статуса особого союзника США вне НАТО вчера, напомним, подержали «аж» 24 парламентария при необходимом минимуме в 226 голосов. При этом, 163 присутствующих в сессионном зале нардепа воздержались, а 26 человек, в числе которых спикер Разумков и его заместитель Стефанчук вообще не стали принимать участия в голосовании. Красную кнопку нажал только один нардеп – исключенный из провластной «Слуги народа» рьяный симпатик белорусского «бацьки» Евгений Шевченко.

С учетом того, что автором постановления о предоставлении нашей стране статуса (MNNA) выступил представитель «Евросолидарности», любопытно проанализировать, какую позицию заняли нардепы от ЕС. А она – позиция – весьма и весьма неоднозначная. Судите сами. Из 27-ми человек, входящих в парламентскую команду экс-президента Порошенко,12, включая самого ПАП, не явились на внеочередное заседание ВР, инициированное их же коллегой Гончаренко. Двое нардепов (Чийгос и Джемилев), присутствуя в сессионном зале, воздержались при голосовании, а юрист пятого президента и «Евросолидарности» Сергей Алексеев решил вовсе не голосовать. В целом, свое «да» обращению к конгрессменам сказали, включая инициатора идеи Алексея Гончаренко 11 членов ЕС, среди которых Ирина Геращенко, Руслан Князевич, София Федина и другие.

То есть, как видим, в самой ЕС, из недр которой и исходила инициатива касательно предоставления нашей стране статуса MNNA наблюдался вчера, мягко говоря, разброд и шатание. С учетом этого вовсе не удивительно, что представители данной фракционной сборной не стали развивать тему очередной «зрады». Сам Гончаренко лишь сухо констатировал у себя на Facеbook: «К сожалению, Верховная Рада не поддержала обращение по статусу и мы таким образом потеряли уникальную возможность, а также благоприятную внешнеполитическую ситуацию для этого решения».

Более чем благоприятную почву для критики создали самим фактом вчерашнего внеочередного заседания Рады представители как оппозиции, так и монобольшинства...

«Это же было прогнозируемо! Позорище... Если нет согласования предварительно, ни один сознательный человек не будет выставлять подобный вопрос на публичное голосование в парламенте. Это означает, что в Украине нет политики, как осознанной деятельности по обеспечению общего национального интереса, а также общей ответственности за формирование и сохранение авторитета государства. Провокация Гончаренко удалась и в очередной раз опустили ниже плинтуса государство Украина. Теперь будут выяснять кто во всем виноват и что делать? А за рубежом будут в очередной раз над нами смеяться», - возмущается замглавы президентской Администрации времен Ющенко Марина Ставнийчук.

Камни в огород Алексея Гончаренко полетели и со стороны экспертов. «Уровень цинизма и сути Гончаренко и партии Порошенко в целом заключается в готовности жертвовать отношениями с главным стратегическим партнером США в угоду сиюминутным, местечковым, политическим интересам. Это я о законопроекте об обращении ВР к Конгрессу с просьбой предоставить Украине статус главного союзника вне НАТО. Когда этого там совсем не ждут и заняты решением более важных оперативных задач, связанных с Афганистаном. Задача – торпедировать наметившееся после визита Зеленского в Вашингтон углубление сотрудничества между Украиной и США и «потепление» отношений между Белым домом и Банковой. Мелко и пакостно», - сокрушается политолог Максим Яли.

В свою очередь экс-министр иностранных дел Павел Климкин подчеркивает: «Голосование за статус союзника вне НАТО одновременно забавное и жалкое. Во-первых, статус нам ничего качественно нового не даст. Во-вторых, пока мы его от США не получим. Все движения вокруг этого касаются исключительно внутренней политики, а не о безопасности Украины. Без гарантий безопасности, хотя бы частичных, ни о каком настоящем союзничестве речь не идет, а формальные вещи нам не помогут и не нужны, мы же не хотим сами себя вводить в заблуждение. Единственное, что мы продемонстрировали своими «колебаниями» - это то, что никакой субъектности у нас нет. Это единственный и реально печальный вывод из всей этой истории. Все остальное будет забыто, а это останется. Хочется надеяться, ненадолго. А колебания с «линией партии» - это уже было».

Говоря о волнообразной политпозиции господин Климкин, понятное дело, имеет в виду «Слугу народа», отдельные представители которой изначально сказали «да» инициативе Гончаренко, а впоследствии, банально «съехав» с темы, спрятали голову в песок.

Как рассказал нам источник на Банковой, существует две причины, из-за которых «зеленые» не поддержали постановление-прошение об особом статусе сотрудничества с Вашингтоном вне НАТО. Суть первой сводится к тому, что в ОП, поддавшись очередному приступу политической ревности, категорически не захотели подыгрывать пиару партии Порошенко, представитель которой выступил инициатором обращения.

Вторая версия более глобальная и сводится к тому, что якобы в Офис президента поступил звонок от американских партнеров, которые недвусмысленно намекнув, что на данном этапе США абсолютно не готовы предоставлять Киеву MNNA, предложили не педалировать эту тему, чтобы в последствии не получилось так, что украинские нардепы протянули руку помощи, а американцы ее отвергли. Но как бы там ни было, факт остается фактом: вчерашний «цирк» в здании под стеклянным куполом на Грушевского имиджево опустил Украину на несколько позиций. Причем в свои ворота дружно сыграли абсолютно все: и власть, и оппозиция…

Читайте также: Зеленский в сентябре снова полетит в США

Ромашова Наталия

Самое читаемое