КультураКинопремьеры

Голливудский блокбастер «Дюна» собрал в мире отличную кассу, но оказался режиссерской неудачей

11:35 20 сен 2021.  4927Читайте на: УКРРУС

У Дени Вильнёва были фильмы намного лучше.

Как мы уже писали ранее, с культовым романом Фрэнка Герберта «Дюна», который в середине 60-х годов получил сразу две высшие премии в мировой фантастической литературе, «Хьюго» и «Небьюла», получается странная история. Его экранизировал в 1964-м году выдающийся кинорежиссер Дэвид Линч и фильм вышел, как и всё у него, необычным и очень эстетским – но этих качество хватило лишь на аудиторию почитателей творчества самого Линча. В итоге лента собрала в кассах кинотеатров при бюджете $42 млн. на своем основном рынке в США и Канаде всего $38 млн.

«Дюну» канадского режиссера Дени Вильнёва, которую с таким нетерпением ждали фанаты романа, подобная судьба уже не ждет. Как сообщает The Hollywood Reporter, за первый уик-энд проката фильм собрал $36,8 млн. Это почти в два раз больше, чем $20 млн., которые прогнозировали эксперты, учитывая, что фильм пока еще не вышел на двух главных мировых кинорынках –  в США и Китае. Для примера – «Дюна» на 33% опережает аналогичные стартовые показатели «Черной вдовы» и на 58% еще одного супергеройского фильма «Шанчи-Чи и Легенда десяти колец».

Казалось бы, всё хорошо. Но дело в том, что первый уик-энд в таких случаях говорит лишь об интересе к фильмам такого рода их фанатов. Реальные художественные достоинства (хотя в этом случае правильнее говорить о зрительских достоинствах) ленты определяются лишь во второй уик-энд проката, когда начинает работать, как раньше было принято говорить, «сарафанное радио». А именно – то, что зрители, посмотревшие фильм в первый уик-энд, говорят о нем своим друзьям и коллегам по работе, а также пишут о нем в социальных сетях.

И вот тут могут быть варианты. Скажем, «Черная вдова» установила по этому показателю антирекорд для фильмов Disney. Кассовые сборы фильма упали во второй уик-энд проката по сравнению с первым на 67%, а это худший показатель за всю историю супергеройских фильмов Disney. Даже у «Человека-муравья и осы», которых никто не помнит, он был меньше (-62%). Зато у отлично снятого «Шан-Чи» кассовые сборы упали всего на 34% - и это, кстати, доказывает, что массовый зритель сегодня хорошо разбирается в кино, а зрительские достоинства фильма совпали с художественными.

О «Дюне» Вильнёва такого сказать нельзя. Характерно, что зрители первого уик-энда отмечают в фильме в первую очередь всякого рода спецэффекты вплоть до спецэффекта дрожания кресел. Но это было ожидаемо – не случайно, 10% от мировых сборов дали кинотеатры Imax. Если же говорить о художественных достоинствах, то тут, честно говоря, остается политкорректно пожать плечами.

Во-первых, «Дюна» представляет собой, по сути, только завязку истории, которую планируется рассказать в двух фильмах. Например, героиня Зендаи, которая присутствует почти на всех рекламных фото ленты, появляется в ней, если не считать сумбурных видений главного героя в исполнении Тимоти Шаламе, только на исходе второго часа. Вопрос, насколько такая реклама была корректна к фанатам Зендаи, которые купили билет в на фильм именно для того, чтобы увидеть ее игру, а не только появление на экране, оставим за скобками, поскольку ответ очевиден.

Впрочем, есть вопросы к фильму и поважнее. Главный из них – о чем, собственно говоря, этот фильм? Напомним, что роман «Дюна» Фрэнка Герберта в первый раз появился на свет в виде журнальной публикации серии глав в 1963-1965 годах, а отдельным изданием вышел в 1965-м. По сути, это произведение классического в то время жанра «космическая опера» с характерными для нее борьбой каких-то «галактических империй» и их правителей, один из которых обязательно оказывается злодеем невиданных масштабов, и т.д. Но с тех пор эту «оперу» перепели столько раз, и в первую очередь в знаменитых «Звездных войнах», что непонятно, как её можно спеть по-новому.

Например, вышеупомянутому Дэвиду Линчу, несмотря на его очевидное мастерство как режиссера в других фильмах, в «Дюне» этого не удалось. И буквально теми же словами, увы, можно сказать и о Дени Вильнёве, несомненное режиссерское мастерство которого проявилось, например, в таком великолепном криминальном триллере как «Сикарио» с Бенисио дель Торо в главной роли. Но в «Дюне» исполнитель главной роли Тимоти Шаламе больше похож на девицу из романов позапрошлого века, готовую в любой момент упасть в обморок. Хотя ради справедливости надо признать, что сам актер в этом не виноват. Ему просто нечего играть. А Зендая, как уже было сказано, в фильме появляется лишь эпизодически и, соответственно, как актриса, не проявляется. Другим актерам повезло больше и несколько удачных ролей отметить можно. В первую очередь – у Ребекки Фергюссон.

Что касается попытки сыграть «космическую оперу» по-новому, то Вильнёв попытался сделать это за счет постоянно и громко звучащей в фильме пафосной музыки. Понятно, что таким образом он пытался придать происходящему в кадре нужную эмоциональную окраску, но перестарался – музыки так много, что порой хочется попросить ее выключить. Но если выключить ее, то тогда будут не слышны реплики героев. А если и они не будут слышны, то тогда вообще будет непонятно происходящее на экране.  

И еще одно – сцены массовых боев в фильме поставлены так плохо, что появляется впечатление, что режиссер передоверил их снимать студенту киноколледжа-стажеру.

Фото: Ребекка Фергюссон в фильме «Дюна» IMDb

 

  

 

 

 

 

Сергей Семенов

Самое читаемое