Интервьювыборы-2020

Беларусь достойна «Президента Любви». Лукашенко демонстрировал обиду и агрессию – Колтунов

11:04 05 авг 2020.  1205Читайте на: УКРРУС

Лукашенко так и не ответил на прямой вопрос: ради чего беларусы должны за него голосовать?

После нынешней президентской кампании президент и его окружение больше не будут являться главными действующими лицами в стране, а главным будет НАРОД. 

Управляющий партнер Digital Finger, политический консультант Александр Колтунов поделился с Беларускай праўдай впечатлениями от послания, с которым Лукашенко выступил накануне. 

-Произошел странный перенос послания Лукашенко – с 3 на 4 августа, который пресс-секретарь Наталья Эйсмонт отрицала. Давайте попробуем угадать: что произошло?

-Мне кажется, власти не успели подготовиться к нему организационно – планировалось масштабное по своей массовости мероприятие, эффектное шоу. А также, возможно по состоянию здоровья Лукашенко, если верить разговорам в сети интернет и некоторых СМИ (неэтично об этом рассуждать). 

-По отношению к потенциальному руководителю страны – этично и просто необходимо. 

-Тогда физиологическое состояние человека и кроме всего, власти увидели активность избирателей на западе страны и решили подкорректировать свою политическую часть послания, а также организация послания. 

Сложно гадать на кофейной гуще: но мы прекрасно понимаем, что 90% присутствовавших в зале прибыли туда «по свистку», если потребовалось бы, то они могли быть в любое время дня и ночи, любой день. Подвоз автобусами с самого утра можно было наблюдать на улицах Минска. А вот с дипломатами и некоторыми VIP сложнее, поэтому перенос мог быть продиктован и интересами данных персон. 

-Какой главный лейтмотив полуторачасового послания Лукашенко? 

-Скажу о том, что буквально бросилось мне в глаза. В выступлении Лукашенко сквозила обида: мол, я столько всего сделал, а вы сомневаетесь во мне. Он прошелся и по молодежи, и по нашим соседям, в первую очередь по России, досталось и айтишникам, которые активно включились в президентскую кампанию на стороне его оппонентов. Обида сквозила во всей речи Лукашенко: как так, столько сделал, а не достоин шестой раз сесть в президентское кресло. 

Лукашенко искал виновных в своих неудачах: и в коронавирусе, и в отношениях с соседями. Очень много стрел выпущено в сторону России. 

Лукашенко говорил и о будущей пятилетке, но конкретного пошагового плана действий я не услышал. А от кандидата в президенты – в первую очередь должно быть ощущение будущего, чего замечено не было.  Возможно, конкретика спряталась в сложных концептуальных вещах, но я не услышал ответа на прямой вопрос: за что я должен выбирать Лукашенко на следующие пять лет? 

-Лукашенко обвинил Светлану Тихановскую в отсутствии экономической программы, но сам ничего не предложил народу. 

-Он много говорил про материнский капитал и другие социальные вещи, но ясности никакой не внес: может, через год отменят материнский капитал – денег не останется на социальную программу, не было уверенности откуда будем брать деньги, если пока вся экономика Беларуси, как и мировая катится вниз? Лукашенко все время пенял, мол, ВВП Германии упал, ВВП США упал; подождите, давайте дорастем до их уровня, а потом будем ссылаться на опыт высокоразвитых топ-стран. Он слишком много ссылался на мировой опыт, который невозможно привязать к Беларуси. Надо жить своими мозгами, собственным трудом, по своим средствам и возможностям. 

-Вчера мы услышали выступление не пятикратного президента, а обиженного ребенка? Многие наблюдатели отмечают крайне агрессивную риторику действующего руководителя. 

-Между обидой и агрессией всегда можно ставить знак равно, обиженному человеку свойственно общаться агрессивно. 

Лукашенко не показал слабости в своем выступлении. Он прямо намекал, что готов подключить армию, силовые структуры и спецслужбы к «нейтрализации» активности своих оппонентов после выборов, он готов биться до последнего. «Риторика силы», страха и угроз очень сильно звучала в послании. 

-Значит, власть делает ставку на силовой сценарий президентской кампании? 

-Я не заметил, чтобы Лукашенко говорил про электоральный выбор народа, про готовность учитывать разные точки зрения в своей деятельности. Лукашенко не сказал, что если Тихановская (или Канопацкая, или Дмитриев, или Черечень – не важно кто: все четыре кандидата являются альтернативой действующему руководителю) к примеру, наберет 30% голосов, то возьмет ее в свою команду, сделает премьер-министром или поставит министром труда, варианты разные могут быть. Лукашенко использовал риторику полного неуважения к людям, которые ему оппонируют, даже с точки зрения человеческого отношения это неправильно и недопустимо. Вся кампания Светланы Тихановской построена на любви: нет ни ненависти, ни агрессии, есть только любовь; она не является моим кумиром, моим кандидатом, но ее концепция, я бы назвал её –  «Президент Любви» – мне очень нравится. 

-Как в риторику Лукашенко вписывается «дело боевиков»? 

-История с ЧВК для меня выглядит крайне странно. Сходу можно вспомнить 5-7 версий, которые пытаются объяснить происходящее. Это значит, что истинную правду скрывают за информационным шумом. Я бы сейчас не заострял внимание на ЧВК, потому что этот вопрос придется решать на уровне Беларуси и России. И решаться будет кулуарно, а не открыто. 

Мы живем в эпоху технологий, когда один месседж тут же перекрывает другой. Ядерный электорат Лукашенко (бабушки и дедушки в городах и деревне + часть чиновников) не очень-то и понимает, что стоит за задержанием 33 граждан Российской Федерации под Минском. 

Один из брендов нашей страны – безопасность. Получается, что спецслужба – КГБ, спецподразделение «Альфа» сработали на отлично, то есть, пресекли незаконные действия граждан другой страны на территории Беларуси. Но сама история очень странная. 

-Ситуация в стране очень простая: Лукашенко не собирается отдавать власть, а большинство беларусов уже не хочет Лукашенко. Как дальше то быть?

-Было бы круто, если бы Лукашенко допустил второй тур. Кажется, все его политтехнологи, советники, все окружение недооценивают фактор белорусского народа. Выйди с оппонентом во второй тур, получи две дополнительные недели для агитации, для пропаганды своих достижений за 25 лет и планов на следующие пять лет, – ситуация может измениться. 

Самая большая проблема – усталость от одного человека. Следующая проблема – падение жизненного уровня, люди недовольны уровнем своих доходов, и им есть с чем сравнивать. Нынешняя кампания также показала, что люди недовольны нарушением их гражданских прав, закрепленных в Конституции Республики Беларусь. Народ протестует не столько потому, что Лукашенко то ли плохой, то ли хороший, а потому что постоянно нарушаются их права. Для примера возьмем хотя бы наблюдение: вчера открылись участки для досрочного голосования, где демонстрируется повсеместное попирание гражданских прав людей, происходит прямое нарушение законов. 

Как бы ни закончилась президентская кампания (не буду прогнозировать, что будет происходить в стране 9 или 10 августа), судьба будет решаться в первые минуты, первые часы, максимум – в течение первого дня. 

Но уже сейчас можно сделать ряд выводов. 

Всё, беларусы полноценно готовы принимать участие в собственной судьбе. В Беларуси появляется институт политики, люди включились в общественно-политическую жизнь. Люди научились защищать свою позицию, защищаться правовым способом – процесс уже необратимый; любая власть в стране после 9 августа будет считаться с мнением граждан. Я думаю, пройдут все необходимые референдумы, реформы, конституционные преобразования, и мы пойдем путем всех наших ближайших соседей: будем выбирать мэров наших городов, будем выбирать местное самоуправление и т.д. Путь реформирования политической системы в Беларуси неизбежен. 

После нынешней президентской кампании президент и его окружение больше не будут являться главными действующими лицами в стране, а главным будет НАРОД.

Фото: Беларуская праўда

Ирина Костюченко

Самое читаемое