ОбществоНГУ

«Азов» 6 лет в составе НГУ. О войне от начала и до сегодня

13:45 11 ноя 2020.  1409Читайте на: УКРРУС

11 ноября 2014 года полк милиции особого назначения «Азов» МВД вошел в состав Национальной гвардии Украины. Сейчас «Азов» – это отдельный отряд специального назначения воинской части 3057 Национальной гвардии Украины. Это одно из наиболее подготовленных и боеспособных гвардейских подразделений. Его бойцы участвовали в освобождении Мариуполя, в боях под Марьинкой, Иловайском, провели успешную Широкинскую наступательную операцию.

Об этом сообщает пресс-центр МВД Украины. 

Бойцы отдельного отряда спецназначения «Азов» провели десятки успешных рейдов, освобождали города. А сейчас военные продолжают достойно выполнять служебно-боевые задачи на передовой в составе операции Объединенных сил. Самая большая сила подразделения - это его люди, бойцы, верность которых доказана в боях. 

Левко-25-летний львовянин, инженер-строитель. Дмитрий – 24-летний уроженец Мариуполя, будущий политолог. Несмотря на молодой возраст и привычную профессию, эти ребята знают, как это, идти в смертельный бой, как, получив ранение, забыть о боли и вести огонь по противнику или спасать из-под пуль товарища. Они – бойцы «Азова», ветераны войны за новую свободную Украину. 

Свою жизнь с войском Левко связал еще в 2014 году. В девятнадцать юноша уже твердо знал, что нужен на передовой. Поэтому в июле того года он стал в ряды добровольческого батальона «Азов». Боевое крещение Левко принял в начале августа 2014-го в боях за Марьинку – стратегически важный город на подступах Донецка. 

«Вопреки волнениям и мандражу, свисту пуль и разрывам снарядов, мы уверенно продвигались вперед, нас вела невероятная жажда победы, - вспоминает Левко. - После длительного боя вместе с приданными силами 51-й бригады ВСУ и бойцами батальона «Шахтерск» мы постепенно зачищали улицы города. Передвигаясь в боевом порядке за танком Т-64, уже на окраинах Марьинки увидели блокпост. По предварительным данным, он должен был бы уже быть украинским, но мы засомневались, ведь не было подтверждения информации. И в самом деле он оказался вражеским – противник открыл огонь. В ответ заработал наш Т-64. До этого я и не представлял, как то − стоять позади танка, когда из его пушки вылетают снаряды – вздрагивало все вокруг». 

С нескольких попыток блокпост был взят. Для Левко это стало первой боевой победой. А уже в конце августа юноша принял участие во втором штурме города Иловайска. 

«Из техники мы имели один БРДМ и грузовик, а из тяжелого оружия − пулемет НСВ-12,7 «Утес», − рассказывает Левко. − Вместо обещанной огневой поддержки в воздухе и на земле на позицию выехал старенький танк. Сделав несколько выстрелов по врагу, экипаж направил машину в противоположном направлении. Мы лишь успели увидеть танкиста, который прокричал нам: «удачи, ребята!». Но мы двинулись вперед, к поселку Виноградному у Иловайска». 

Там украинских добровольцев встретил залп вражеского огня. Они заняли оборону в одном из домов, завязался многочасовой бой. Как вспоминает Левко, стояла невероятная жара, воды было мало и прямо под свистом пуль чтобы утолить жажду, ребята осторожно подбирали виноград и яблоки. 

Во время очередного обстрела трое бойцов получили ранения, двое погибли. Осколками гранаты из подствольного гранатомета в левую ногу был ранен и Левко. Но, получив первую медицинскую помощь, он, как и все легкораненые, продолжил вести огонь. Увы, впоследствии пришлось отступить, однако тот бой стал еще одним примером выдержки и решимости украинских воинов. 

Бесспорно – опыт приходит в бою, однако и обучение лишним не бывает. С особым восторгом Левко вспоминает четырехдневные интенсивные курсы, которые проводил полковник в отставке Вячеслав Галва с позывным Кузьмич. В начале войны бывший офицер Главного управления разведки МОУ стал инструктором по боевой подготовке батальона патрульной службы милиции особого назначения МВД «Азов». Он разработал авторскую четырехдневную методу для добровольцев, и за месяц обучил бойцов более четырех батальонов. По словам азовцев, за этот короткий срок от Кузьмича они получили больше знаний и умений, чем за предыдущие месяцы муштры. 

«Сложно было найти то, чего он не умел, – рассказывает Левко. - Разведчик, сапер, водолаз, снайпер, парашютист, специалист по ближнему бою и экстренному выживанию. Но больше всего мы уважали его за то, что он не только рассказывал теорию, а шел с нами в бой, хотя не должен был. Жаль, что Кузьмича не стало так рано ... (25 августа 2014 года разведывательное подразделение батальона «Азов», с которым был и инструктор Галва, взорвал танк противника и первым зашел в Новоазовск, что вблизи Мариуполя. Утром следующего дня по дороге в штаб в Урзуфе автомобиль Кузьмича подорвался на противотанковой мине. - авт.). 

Позже, в декабре 2014 года, когда началось реформирование «Азова», многие бойцы, не понимая своего будущего, переходили в другие подразделения. Например, весной 2015-го почти все отделение львовян, в составе которого проходил службу наш герой, перешло в ряды добровольческого батальона «ОУН». Подразделение действовало в Донецкой области и дислоцировалось в селе Пески. Во время одного из боев Левко получил второе ранение – осколком в правую ногу. 

После лечения юноша оставил войско и начал строить гражданскую карьеру в столице. Но это длилось не долго. Он постоянно мониторил события в районе АТО / ООС. Его беспокоили мысли о том, что большинство людей в мирных городах равнодушны к событиям на востоке. Поэтому в конце концов в 2017 году Левко решил вернуться на службу и пополнил ряды отдельного отряда специального назначения «Азов», который к тому времени вошел в состав Мариупольского полка (ныне бригады) НГУ. 

Кроме боевых навыков Левку не раз пригодились и знания по тактической медицине. Он оказывал первую помощь и эвакуировал тяжело раненного собрата из «серой зоны», спасал военнослужащего, который получил многочисленные ожоги во время обстрела и тому подобное. 

«Чтобы действительно помочь раненому особенно во время вражеского обстрела необходимо помнить, что каждая минута может стать решающей, – объясняет Левко. – Правила тактической медицины по стандартам НАТО имеют множество преимуществ, но, честно говоря, несколько раз в экстремальных условиях я нарушал один из главных «законов» – «используй для товарища только его собственную аптечку». Ведь такие ценные секунды, потраченные на ее поиск, могли бы стоить как жизни раненого, так и моей». 

Спасали и самого Левко. Несмотря на объявленный режим прекращения огня, ночью 7 июня 2019 года позиции азовцев на Светлодарской дуге вблизи населенного пункта Новолуганского были обстреляны врагом из артиллерии. После первых разрывов снарядов погиб старший лейтенант Дмитрий Пругло, а троих военных, среди них и Левко, засыпало землей. Товарищи под огнем противника как можно быстрее откопали их из земляной ловушки. Спасли Левко и бойца с позывным «Акс», но сержант Максим Олексюк на тот момент уже не дышал, как выяснилось позже, парень погиб от многочисленных внутренних травм. 

В ту ночь 7 июня старший сержант Дмитрий с позывным Эйнар нес службу именно там, где происходил обстрел. Именно он вместе с другими откапывал собратьев, помогал с их эвакуацией. А когда удостоверился, что все раненые, которых насчитали десять, в безопасности, и сам почувствовал, что теряет силы. У военного обнаружили баротравму и повреждение левого уха, поэтому он вместе с другими ранеными был доставлен сначала в Днепропетровскую областную клиническую больницу, а позже в столичный Центральный госпиталь МВД. 

Военный путь Дмитрия начался в 2014 году. Молодой человек – мариуполец, поэтому хорошо знал, что творилось в то время в родном городе. Движение Антимайдана, начало "Русской весны" - эти события заставили Дмитрия быстро повзрослеть и встать на защиту родного края и целостности Украины. 

«В то время я был участником местного движения «Ультрас». Мы с товарищами поддерживали идею Единой Украины, принимали участие в проукраинских митингах и обеспечивали их охрану, – рассказывает Дмитрий. – За это нас преследовали сепаратистские группировки. Несколько раз на меня пытались совершить нападение – выжидали в парадной, в подворотне. А позже в захваченном местном горсовете нашлись и ориентировки на каждого, кто, по мнению врагов, поддерживая Украину, стал предателем их вымышленной «Батькивщины». 

Парень понимал, что против оружия сепаратистов ничего не может поделать, ведь не имеет возможности защищаться законным путем. Поэтому нашел для себя единственно правильное решение – стать на оборону родного города в составе добровольческого батальона. Узнав больше об "Азове" от товарищей, которые уже были в составе добробата, Дмитрий прошел собеседование. 28 мая 2014 года его взяли на испытательный срок. И уже через месяц он официально стал рядовым батальона «Азов». После прохождения выучки Эйнар приступил к боевой службе. В начале войны парень вместе с собратьями неоднократно привлекался к охране позиций пограничников в Бердянске, выполнял задачу по розыску вражеских диверсионно-разведывательных групп, доставлял боеприпасы непосредственно к линии столкновения… 

Весной 2015-го военный участвовал в боях за село Широкино, что находится в 20 километрах от Мариуполя и имеет стратегическое значение для обороны этого города. К тому времени вышеупомянутый населенный пункт уже несколько раз приходилось отбивать у незаконных вооруженных формирований. 

«Когда мы только осуществили ротацию, враг доминировал, – вспоминает Эйнар. - Боевики навязывали бой, они его и заканчивали. Однако через некоторое время благодаря умелому ведению боя наших бойцов враг понес многочисленные потери. Как результат, в июле 2015 года удалось установить контроль над Широкиним и «отбросить» противника дальше». 

Также в районе АТО / ООС вместе с товарищами по оружию Дмитрий не раз приобщался к гуманитарным миссиям. Так, например, в 2017 году бойцы его отряда выполняли задачи по патрулированию города Красногоровки Донецкой области. Тогда боевики артиллерийским обстрелом разрушили здание школы и местной больницы. Поэтому военные были первыми, кто пришел на помощь гражданским – они разбирали завалы, эвакуировали мирных жителей. 

Вопреки плотному служебному графику, Дмитрий старается не оставлять и активную общественную деятельность. Он придерживается философии «кто, как не я?». К примеру, благодаря совместным усилиям сообщества, в состав которого вошел и азовец, были повышены выплаты участникам боевых действий Мариупольщины. Также Дмитрий поспособствовал сносу памятника, который теоретически подпадала под закон о декоммунизации, но из-за бумажных неточностей фактически продолжал существовать в самом центре города. 

Левко и Дмитрий – достойные сыновья Украины, которые стремятся защищать свое государство. Они сильные, умные, честные, смелые – настоящие патриоты. При других условиях они могли бы использовать свой потенциал в мирных целях, могли бы не рисковать жизнью, не терять здоровье. 

Но именно такие неравнодушные, как они сейчас творят украинскую историю. Именно те, кто придерживается довольно простой философии – «Кто, если не я?» 

Елена Онищенко 

Фото из архива бойцов ОЗСП «Азов».

Евгений Медведев

Самое читаемое