КультураКинематограф

70 лет назад, 25 августа 1950 года, с выходом на экраны фильма «Расёмон» началась всемирная слава Акиры Куросавы

04:15 25 авг 2020.  1142Читайте на: УКРРУС

После этой чисто «домашней» ленты мастер занялся наведением мостов между японским, европейским и американским кино.

Правда, понадобился еще год до событий, когда эта всемирная слава была, скажем так, зафиксирована, и «Расёмон» Куросавы получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции и «Оскара» как лучший иностранный фильм. Лента, снятая по написанному в 1915-м году рассказу «Ворота Расёмон» японского классика ХХ-го века Акутагавы, открыла европейским и американским зрителям новый для них мир средневековой Японии с непривычной иерархией жизненных ценностей. 

Впечатление от этого мира и японского кино было столь сильным, что через два года, в 1953-м году успех «Расёмона» в Венеции повторили получившие «Серебряного льва» «Сказки туманной луны после дождя» другого классика японского кино Кэндзи Мидзогути, рассказывающие о жизни простых людей Японии XVI-го века. Годами спустя Ингмар Бергман и Мартин Скорсезе рассказывали, как на них, тогда еще молодых режиссеров, повлиял этот фильм.

Но Акира Куросава пошел дальше и, опять же первым в Японии, перекинул мостик от  японского к европейскому и американским кинематографу. В фильме «Телохранитель» 1961-го года он использовал мотивы романов основоположника американского «крутого детектива» Дэшиела Хэммета «Стеклянный ключ» и «Кровавая жатва». В свою очередь его «Телохранитель» послужил основой для ленты Серджио Леоне «За пригорошню долларов» с Клинтом Иствудом. Сходство было настолько явным, что Куросава подал в суд и получил $100 тыс., 15% доходов от проката фильма Леоне в мире, и полные права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване.

Кстати, снятый за год до выхода на экраны «Телохранителя» сверхпопулярный в свое время голливудский боевик «Великолепная семерка» 1960-го года (в 2016-м году в Голливуде сделали его ремейк) также был основан на фильме Куросавы. Но уже другом – «Семи самураях» 1954-го года с великолепным Тосиро Мифунэ в главной роли. Но и Куросава, опять же, через три года после «Семи самураев» сам обратился в поисках источника вдохновения к Европе – и снял по мотивам шекспировского «Макбета» фильм «Трон в крови», наработки которого затем использовали уже в своих экранизациях «Макбета» европейские режиссеры. 

Благодаря Куросаве японское кино, когда-то настолько непохожее на остальной кинематограф, что во время показа в японских кинотеатрах европейских фильмов в зале находился специальный человек, объяснявший зрителям происходящее на экране, прочно вписалось в мировой контекст. А началось всё 70 лет назад.    

Олег Васильев, Lenta.UA

Фото: Golden Globes

 

 

 

 

 

 

    

 

  

Сергей Семенов

Самое читаемое