ПолитикаОккупация

Мечтая о Крыме: к чему приведет желание Зе-команды пообщаться с Путиным

16:28 19 май 2020.  3061Читайте на: УКРРУС

Заявление власти о необходимости создания переговорной группы по оккупированному полуострову выглядит профанством: без реальной поддержки со стороны западных партнеров, все это выглядит абсолютно нереалистичной затеей.

Совсем недавно в состав де-факто мертвой в плане практической реализации наработанных решений минской ТКГ, украинская сторона, помимо ряда нардепов, ввела действующего вице-премьера по вопросам реинтеграции и временно оккупированных территорий Алексея Резникова. Курирующий данное направление, правда, в неопределенном юридическом статусе глава президентского Офиса Андрей Ермак полагает, что, проводя кадровое обновление в ТКГ, официальный Киев дает новые импульсы «старой» переговорной площадке. Оппозиция (в первую очередь, представители команды экс-президента Петра Порошенко) же считает, что Украина сделала ошибку, включив в состав «Минска» действующих высокопоставленных чиновников, легитимизируя тем самым статус переговорщиков от «ДНР»/«ЛНР». Однако тут следует отметить, что любого рода реплики, замечания и пожелания со стороны «Европейской Солидарности» являются открытым проявлением политического цинизма, поскольку пресловутый минский формат со всеми его явными и скрытыми ловушками — плод внешнеполитической деятельности экс-президента Порошенко. Зеленскому же минская ТКГ осталась в «наследство», с которым, похоже, ни сам хозяин Банковой, ни его окружение, ответственное за данное направление, толком не знают, что делать.

Как иронично заметил в беседе с Lenta.UA один из бывших украинских дипломатов, за год президентства, кроме своего фирменного юмористического дара Владимир Зеленский больше ничего не смог предложить на дипломатическом фронте для отстаивания национальных интересов государства в том числе, в плане выработки пошаговой стратегии возврата крымского полуострова.

Читайте также: О новой шахматной партии

В целом, чем дальше, тем более устойчивым становится впечатление, что проблема АРК остается в повестке дня лишь благодаря твердой и последовательной позиции международных партнеров о непризнании незаконной аннексии Крыма Россией, а также уже традиционное продолжение международных санкций и убедительное голосование в рамках ГА ООН соответствующих резолюций в поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, включительно с Крымом. Лишь время от времени из высоких властных кабинетов, да и то – в контексте донбасской проблемы, звучит и крымская тематика.

В понедельник, 18 мая, она прозвучала из уст вышеупомянутого профильного вице-премьера Резникова, который в интервью «Крым.Реалии» среди прочего заявил, что Украина в обозримом будущем планирует предлагать свой формат международных переговоров по деоккупации Крыма РФ и для этого «будет запущена отдельная платформа, потому что имеющийся нынче «Минск» изначально создавался лишь для решения вопроса Донбасса». 

Территориальную дислокацию потенциальной платформы господин Резников видит, либо в Кишиневе, либо в Брюсселе. Между тем, анонсированную вице-премьером инициативу никто из внешних игроков, судя по всему, не воспринял всерьез и даже не стал комментировать. Россия и вовсе в крымском вопросе, как, впрочем, во многих других, занимает «особую позицию», мол, вопрос АРК готовы обсуждать (и то, не в плане возвращения Киеву, а в принципе) лишь в случае возобновления поставок Украиной воды на аннексированный полуостров.

«Россияне, которые, кстати, в минском процессе, благодаря бывшему руководству страны и «великому дипломату» Петру Алексеевичу в частности, фигурируют в статусе лишь наблюдателей, то есть, де-юре не являются полноценной стороной переговоров, вообще очень нервно реагируют, когда в рамках минской ТКГ актуализируется крымский кейс. Несколько раз представители российского «десанта», забывая о каких-либо дипломатических тонкостях, открыто психовали и, громко хлопая дверью, покидали переговорное помещение. Крым Россия готова обсуждать в плане «а поговорить» только если Украина согласится на возобновление подачи воды. То есть, цена вопроса: реальная вода, которая, кстати, нужна не людям, а российским военным базам, в обмен на мыльные декларативные пузыри РФ», - отмечает в разговоре с Lenta.UA нардеп от пропрезидентской «Слуги народа».

«Никто ничего не собирается возобновлять. Ни о какой воде не может быть и речи. Есть простой ответ: после деоккупации в наш Крым мы поставляем нашу воду», - такую позицию озвучил вчера не единожды упомянутый ранее вице-премьер Алексей Резников. Позиция вроде бы четкая и ясная, однако не следует забывать о том, что не так уж давно лидер фракции СН Давид Арахамия выступил с предложением дать воду в Крым в обмен на уход РФ из Донбасса. Затем Арахамия извинился, отметив, что его слова были вырваны из контекста. Однако слова, вырванные из контекста, не отменяют сам факт, что водный фактор так или иначе обсуждается между Банковой и Кремлем. Вопрос лишь в обоюдно выставленной цене, прежде всего – геополитической.

Как известно, до 2014 года значительную часть воды (около 88%) в АРК подавали с Днепра через Северо-Крымский канал, однако после аннексии Украина перекрыла его. Сейчас запасы воды в Крыму пополняют из водохранилищ естественного стока и подземных источников. По заявлениям экологов, регулярное использование воды из подземных источников привело к засолению почвы на полуострове. Экс-нардеп и бывший министр экологии и природных ресурсов Юрий Костенко, подчеркивая в беседе с Lenta.UA, что Крым является неотъемлемой частью Украины не только политической, но и природно-ресурсной, добавляет: «Вне Украины Крым не может долго существовать, в первую очередь без водоснабжения».

В целом же, по мнению Костенко, тема возобновления водоснабжения в Крым, которую периодически поднимает российская сторона — весьма скользкая: «До тех пор, пока Крым не вернется юридически в лоно Украины, говорить о каких-то торговых, экономических и политических связях со страной-агрессором нам запрещает международное право».

Профильные эксперты, с которыми мы пообщались в ходе подготовки данного материала, сходятся во мнении, что при нормальной организации водоснабжения, в Крыму воды для всех бытовых нужд вполне хватит, а проблема заключается в том, что Россия начала превращать полуостров в огромную военную базу с огромными потребностями в ресурсах, в частности, природных, в том числе – водных.

В любом случае, вполне очевидно, что в вопросе водоснабжения в Крым, а это, еще раз подчеркнем — ключевое условия со стороны РФ для актуализации темы АРК как таковой, украинской стороне нужно быть предельно осторожной, поскольку приоритетом Путина является политика глобального реваншизма, или, другими словами, пересмотр мирового порядка по российским лекалам. В такой ситуации любые инициативы Зе-команды при отсутствии четкой стратегии step by step по восстановлению украинского суверенитета над аннексированным Крымом представляются имитацией «для галочки», а не реальной деятельностью.

«У нас оккупированы полуостров и город Севастополь, оккупированы отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Для меня нет приоритета или разницы. Для меня одинаковая боль в том, что это оккупированные территории и моя цель – вернуть их в состав Украины и под контроль правительства Украины», – не без пафоса заявляет вице-премьер Алексей Резников.  Как бы там ни было, спонтанные и хаотичные действия нынешней власти в крымском направлении свидетельствуют о том, что от этой «боли» на Банковой страдают не сильно...

«О каких переговорных площадках по поводу Крыма можно говорить, если Россия отказывается от любых переговоров по поводу Крыма? Как представляет себе Резников ситуацию, что США и Великобритания заставят Россию участвовать в таких переговорах, хотя бы просто отправив своих представителей? Нет таких механизмов. Поэтому, возникает вопрос: господин Резников действительно этого не понимает или притворяется полным профаном?», - задается вопросом политолог Владимир Воля.

В свою очередь, чрезвычайный и полномочный посол Константин Елисеев констатирует: за год президентства Владимира Зеленского внешней политике, ключевым куратором которой и является гарант Конституции, как воздуха не хватало целостности, системности, продуманности и выверенности. Вполне вероятно, что именно поэтому свежая инициатива вице-премьера Алексея Резникова воспринимается и внутри Украины, и вне ее пределов, не более, чем продолжение апробированной Зе-командой тактики, формат которой – бег на месте. Кстати, многие эксперты убеждены, что возобновить реальное движение как в крымском вопросе, так и в плане урегулирования ситуации на Донбассе, может помочь привлечение к непосредственным переговорам США. Но об этом на Банковой пока даже не заикаются…

Наталия Ромашова

Читайте также: В Крыму зафиксировали очередные случаи заболевания COVID-19

Крижак Дмитрий

Самое читаемое