ЭкономикаДеньги

Новая тактика Международного валютного фонда: бескомпромиссный «фронт» или переговорная фронда

16:35 08 май 2020.  18149Читайте на: УКРРУС

Когда Украина получит средства от МВФ и о чем свидетельствуют изменения в программах сотрудничества фонда с Киевом, узнавала Lenta.UA.

Под занавес уходящей недели стало известно о том, что Украина и Международный валютный (МВФ) по итогам очередного переговорного раунда, отказались от предварительно согласованной трехлетней программы расширенного финансирования EFF и переходят на 18-месячную программу Stand-by. Данный кредитный формат, напомним, начиная с 1952 года предоставляется странам-членам МВФ для согласованных с Фондом целей на основе определенных соглашений. При этом банк резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а клиент использует ее частями или полностью в зависимости от потребностей. Новость об изменении залоговой формулы озвучил на брифинге в четверг, 7 мая, представитель МВФ Джерри Райс. Никаких деталей при этом он не сообщил.

Спустя несколько часов после того, как прозвучало заявление Райса, министерство финансов Украины опубликовало пресс-релиз, где среди прочего отмечается, что переговорные процессы с Фондом продолжаются, а вопрос о модальности программы (EFF или Stand-by) еще дискутируется. «В связи с масштабным финансово-экономическим кризисом во всем мире из-за распространения COVID-19 и общей экономической неопределенностью относительно продолжительности и интенсивности последствий пандемии, МВФ изменил подходы к продолжительности программ со странами и предлагает вариант продолжения сотрудничества с Украиной по короткой программе кредитования Stand-by», - констатировали в Минфине и тем самым, дали четко понять, что решение об изменении кредитной программы принимали не стороны, а сторона — конкретно МВФ, где решающим правом голоса обладают, как известно, Соединенные Штаты. В Кабинете министров также отметили, что окончательное решение ожидается на следующей неделе. Тут следует напомнить о том, что именно в грядущую среду Верховная Рада соберется на внеочередное заседание, ключевым вопросом которого станет окончательное принятие небезызвестного «антиколомойского» законопроекта, на утверждении которого последовательно настаивает МВФ.

Интересно, что синхронно с заявлением со стороны представителя Фонда об изменении программы сотрудничества МВФ с официальным Киевом, сменилась и глава миссии Международного валютного фонда в Украине. Вместо Рона ван Родена на эту должность была назначена уроженка Болгарии Иванна Владкова Голлар, ранее возглавляющая миссию в Молдове и Южной Македонии. 

Новость об изменении партнерской формулы и замене в руководстве миссии МВФ в Украине вызвала тот еще ажиотаж в информационном поле и соцсетях. Некоторые популярные телеграмм-каналы, ссылаясь на свои источники на Банковой, сообщили, дескать, МВФ посчитало, что на данный момент трехлетняя программа расширенного финансирования EFF ($8млрд) слишком рискованная, так как закон о земле, как и «антиколомойский» закон могут быть отменены Конституционным судом, поэтому игра не стоит свеч. Замену главы миссии МВФ в Украине в кулуарах связывают с якобы крайне напряженными отношениями между президентом Зеленским и Рон ван Роденом.

Между тем, буквально все эксперты, с которыми мы пообщались в ходе подготовки данного материала, в один голос констатируют: назначение нового руководителя миссии МВФ в нашей стране -  это совершенно аполитичная плановая ротация и никаких теорий заговора тут искать не следует. От фамилии главы миссии, отмечают специалисты, не зависит ровным счетом ничего, поскольку все решения МВФ утверждаются в Вашингтоне, а предшествующие этому предметные переговоры с украинским правительством ведет не персонально представитель Фонда в Украине, а специальная делегация. Словом, представитель МВФ – это фигура мониторинга и коммуникаций, не более того. Что же касается причин, которые привели к изменению формата сотрудничества с Международным валютным фондом, то тут далеко не все так однозначно...

«Президент ранее говорил о кредите МВФ $8 млрд сроком на три года, а министр финансов Сергей Марченко уточнял, что в текущем году планировалось получить два транша в сумме 3,5 миллиарда долларов. Что может означать изменение программы? Надо понимать, что Stand-by – это, прежде всего, менее жесткие требования и не исключено, что это связано с так называемым «антиколомойским», а если более точно – антибанковским законопроектом. То есть, на него в МВФ могут теперь закрыть глаза. Но это лишь предположение. Однако в любом случае, с точки зрения обычного человека, это ничего не  меняет: на три года программа или на полтора, Stand-by это или EFF. Влиять может сумма перечисленная в этом году и то, будут ли направлены поступления непосредственно в бюджет», - отмечает в комментарии Lenta.UA экономический эксперт Виктор Скаршевский. Вместе с тем, он на 100% убежден в том, что никакого дефолта в случае отсутствия кредитных поступлений от МВФ в 2020 году, не будет. «До конца года Украине необходимо выплатить порядка $5 млрд по внешним долгам, а золотовалютные резервы составляют более 25 миллиардов долларов. Из них те, которые можно использовать на свое усмотрение – 16 млрд. То есть, средств более чем достаточно для погашения и обслуживания внешних долгов, так что никакого дефолта не будет. Другой вопрос, что очень большая долговая нагрузка на бюджет по внутренним и внешним долгам, которая составляет порядка 50% всех доходов. Поэтому, мы должны либо перекредитоваться, либо реструктуризировать свои долги», - заключает Скаршевский.

В свою очередь, инвестиционный банкир Сергей Фурса изменение формата программы МВФ объясняет так: «С одной стороны, это результат общего кризиса, но с другой – сигнал о том, что никаких структурных реформ от украинской власти не ожидается, поэтому Международный валютный фонд перешел на более короткую программу». Вместе с тем, с точки зрения финансирования в текущем году, подчеркивает Фурса в беседе с нашим изданием, само по себе изменение программы МВФ ничего не означает. «В МВФ адекватные люди, которые понимают, что в этом году главная проблема Украины – это дефицит бюджета, поэтому средства поступят напрямую туда. В 2020 году, что по той, что по этой программе мы, скорее всего, получили бы одинаковую сумму, а это, думаю, порядка 3-4 миллиарда долларов».

Программа  Stand-by отличается от расширенной тем, что при ней резервируются средства, которые используются в случае необходимости, - подчеркивает, анализируя для Lenta.UA смену кредитного вектора Ярослав Жалило, заместитель директора «Национального института стратегических исследований». «Вполне возможно, что мы, оценив ситуацию, поняли, что экстренная помощь нам не нужна и наращивать внешний долг и, тем более, покрывать за этот счет дефицит бюджета, нам не следует. Но подстраховаться с точки зрения внешней платежеспособности с помощью МВФ, можно», - говорит Жалило. При этом эксперт убежден в том, что сотрудничество с Фондом Украине в любом случае следует продолжать, «потому что это некая сертификация нашей экономической политики, позволяющая работать в дольнейшем по структурным займам с Евросоюзом и Мировым банком».  

Борис Кушнирук, председатель экспертного совета «Украинского аналитического центра», считает, что изменение формата сотрудничества с МВФ не очень хороший симптом, потому что, одно дело – трехлетняя программа и совершенно другое – полуторагодичная, поскольку речь идет о другой схеме освоения и возврата средств. «Если это не расширенная программа, а Stand-by, то в этом случае и требования могут быть значительно сужены. Не исключаю, что все ограничится принятием «антиколомойского закона» и гарантий несовершения давления на Национальный банк. А вообще, складывается впечатление о некоем недовольстве Украиной со стороны западных партнеров, а МВФ тут выступает своего рода фронтменом. И Международному валютному фонду даже не надо делать громких заявлений, им достаточно изменить формат программы сотрудничества. Что такое 1,5 года? Это абсолютно ни о чем и это «ни о чем» не поможет Украине преодолеть кризисные вызовы», - резюмирует эксперт в комментарии Lenta.UA.

Не сгущать краски призывает известный политолог, руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. 

«На мой взгляд, ничего экстраординарного и сенсационного на самом деле не произошло. Мы просто возвращаемся к более приемлемому, оптимальному и удобному в условиях кризиса формату, вот и все. Хотел бы сделать акцент на том, что прошло мимо всеобщего внимания, потому что многие не воспринимают серьезную информацию, ориентируясь лишь на яркие таблоидные заголовки. Так вот, произошла серьезная ошибка правительства. Не знаю, с чем это связано, но началось это, судя по всему, еще с Кабмина Гончарука, а затем продолжилось и усилилось уже при Шмыгале. Речь о том, что Кабинет министров одновременно, подчеркиваю -одновременно договаривался с МВФ по двум программам: расширенной и Stand-by. И МВФ в итоге сказал: «Ребята, вы определитесь, наконец, чего хотите», - делится с Lenta.UA своим видением ситуации Фесенко, подчеркивая, что из двух зайцев (программ МВФ, – Ред.) украинская власть выбрала наиболее подходящего по жирности, вкусу, усвояемости, и, конечно же, итоговой пользе для государственного организма.

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое