ИсторияИсследование

Ученые раскрыли секреты египетских папирусов III-I века до н.э.

17:45 02 май 2023.  528Читайте на: УКРРУС

Технологии все еще работают над раскрытием тайн Древнего Египта.

Папирус, найденный Шампольоном, проанализирован с помощью рентгеновского излучения Гренобльского синхротрона. Фрагменты папируса, обнаруженные известным египтологом, были проанализированы группой исследователей-физиков. Благодаря сверхмощному рентгеновскому излучению синхротрона им удалось разгадать его тайны, не повредив образцы.

Он был первым, кто раскрыл тайну иероглифов в 1822 году благодаря терпению. Спустя два столетия после открытия Жана-Франсуа Шампольона технологии все еще работают над раскрытием тайн Древнего Египта.

Читайте также: Ученые обнаружили полный 15-метровый папирус Книги Мертвых (Фото)

Благодаря своему сверхмощному рентгеновскому излучению Европейский центр синхротронного излучения (ESRF), базирующийся в Гренобле (Изер), недавно сделал новые открытия на папирусах, хранящихся с 2017 года в доме Шампольона.

Рентгеновские папирусы

Это цивилизация, родившаяся более 5000 лет назад. И все же даже сегодня фараоны и богини продолжают вызывать любопытство ученых. Это случай Пьера-Оливье Отрана, молодого исследователя-физика, автора статьи, недавно опубликованной в очень серьезном журнале Scientific Reports . Он изучал структуру папирусов.

Благодаря рентгеновскому излучению синхротрона, имеющего ускоритель частиц в десять раз мощнее обычного рентгеновского излучения, он смог разгадать его тайны, не повредив фрагменты, хранящиеся в музее Шампольона. «Нам удается найти рецепт, который использовался в то время, состав этих пигментов, есть несколько цветов египетской палитры», — поясняет исследователь.

Его недавно опубликованная диссертация также проливает свет на создание этих папирусов. Они будут состоять из трех слоев, вероятно, с работой нескольких писцов.

«Мы наблюдаем последовательное наложение подготовительного рисунка, затем разных цветов и в конце линии сажи, что позволяет подчеркнуть красоту этих фрагментов», — уточняет Пьер-Оливье Отран.

Папирусы анализируются на синхротроне Гренобля (Франция, 3 Альпы)
Папирусы анализируются на синхротроне Гренобля

Дом Шампольон

Таким образом, более 2000 лет спустя мы знаем немного больше об этих папирусах, привезенных Шампольоном во время его единственной полевой исследовательской кампании, кампании, которая очень помогла ему в расшифровке написания иероглифов.

«Благодаря этому исследованию у нас создается впечатление, что мы заново переживаем создание папирусов и узнаем больше о творчестве Жана-Франсуа Шампольона. Это набор данных, который сегодня позволяет восстановить эту коллекцию для публики», — радуется Каролин Дюган, куратор музея Шампольона.

Эти папирусы, относящиеся к птолемеевскому периоду ( с 323 по 30 г. до н.э.) , происходят из дома Шампольона в Вифе в Изере. Музей, расположенный в семейной собственности Шампольонов, представляет реконструированные пространства, личные вещи и рабочие записи.

Фото: France 3 Alpes