ПолитикаМеждународная политика

Рана Эрдогана: почему турецкая власть сенсационно проиграла выборы

15:57 02 апр 2024.  1679Читайте на: УКРРУС

Муниципальные выборы в Турции, состоявшиеся в минувшее воскресенье, 31 марта, привели к самому крупному поражению правящей Партии справедливости и развития (ПСР) с момента ее основания в 2001 году. Оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) вышла в лидеры в общем зачете и при этом будет контролировать крупнейшие города страны, включая Стамбул. О том, изменит ли этот драматический проигрыш политику Эрдогана на внешнеполитической арене и в частности в вопросе российско-украинской войны, читайте в материале Lenta.UA.

Главная оппозиционная Народная республиканская партия получила по итогам только что прошедших выборов в Турции по всей стране 37,8% голосов, тогда как ПСР во главе с Эрдоганом 35,5%.

При этом оппозиционная партия получила большинство в 36 из 81 ила (провинции) Турции, а соратники президента Эрдогана – лишь в 24-х. Весьма и весьма показательно, что оппозиция удержала под своим контролем крупнейшие города, в частности Стамбул, Анкару, Измир, Бурсу. ПСР же окончательно превратилась в партию сельских жителей.

Читайте также: Украинский дрон атаковал НПЗ в Татарстане

Еще один весьма показательный итог выборов состоит в очевидном росте популярности ультраправых настроений в Турции. Так, на третьем месте после подсчета голосов оказалась исламистская Новая партия возрождения. Молодая партия, основанная лишь в 2018 году, получила 6,19% голосов. Данная политсила предельно жестко критикует правительство Турции за экономические проблемы и внешнеполитический курс. В частности, в партии критикуют власти за то, что они на фоне войны в Газе не разорвали экономические связи с Израилем и не ввели санкции, ограничившись лишь высылкой послов. Кроме того, Новая партия возрождения активно выступает против «либеральных западных ценностей» и не поддерживает участие Турции в НАТО.

Явка на прошедших выборах, отметим, оказалась низкой как для Турции – 76%. Для сравнения: на выборах президента в мае 2023 года этот показатель составил 87%, а на предыдущих муниципальных выборах в 2019-м превышал 84%.

«Это были первые местные выборы второго столетия. Обещаю вам, на первых общенациональных выборах второго столетия мы приведем к власти партию Ататюрка», - прокомментировал итоги выборов председатель НРП Озгюр Озель. Имелось в виду, что партия была основана 101 год назад – ее в 1923 году учредил отец-основатель современной Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Общенациональные выборы, о которых упомянул Озель, назначены на 2028 год – это будут президентские и парламентские выборы.

Со схожим смысловым посылом выступил и главный триумфатор выборов - представитель НРП Экрем Имамоглу, который удержался на посту мэра Стамбула. Он получил 51,14% голосов, в то время как кандидат от правящей партии Мурат Курум - 39,59%. «Эта победа - рассвет новой эры Турции, - заявил Имамоглу. - Мы делаем первый шаг к Турции, где процветают демократия, свобода, равенство, рациональность, наука, любовь и солидарность. Этими выборами мы выпустили демократию наружу».

По убеждению экспертов, победа в Стамбуле не только укрепила статус Экрема Имамоглу как лидера всей турецкой оппозиции. По итогам голосования 52-летний мэр превратился в самого мощного соперника президента Эрдогана и имеет все шансы на то, чтобы на выборах-2028 сместить с поста президента его самого или его преемника. Сам же Реджеп Тайип Эрдоган уже признал поражение на муниципальных выборах, заявив следующее: «Мы потеряли импульс по всей стране, не достигли желаемого результата. Потому мы оценим результаты выборов и смело займемся самокритикой».

Как отмечают турецкие аналитики, тамошнее правительство потеряло миллионы голосов пенсионеров, недовольных низкими пособиями, что стало одной из ключевых причин поражения правящей партии. Отметим, что минимальная государственная пенсия в стране составляет около 10 тыс. лир ($308,39), в то время как минимальная зарплата - 17 тыс. лир ($524,26). При этом инфляция в феврале подскочила до 67% - это рекорд за последние полтора года.

Вице-президент Турции Джевит Йылмаз аккурат после воскресного волеизъявления заявил, что для правительства борьба с инфляцией остается главным приоритетом, нужно лишь немного подождать: «Мы добьемся успеха, решительно реализуя программу, которую объявили в прошлом году. Мы начнем видеть значительные результаты нашей борьбы с инфляцией во второй половине этого года».

Политологи допускают, что уже в ближайшее время Анкара наметит более прозападный курс, так как экономика Турции во многом опирается на Запад, в частности на отношения с Евросоюзом.

«В Турции, Венгрии, Словакии и США – везде видим одну и ту же картину. Урбанизированное, лучше образованное, а кое-где еще и в целом младшее население крупных городов стремится к развитию и мечтает о лучшем будущем, а малообразованные, порой в среднем старшие жители малых городков и деревни стремятся к сохранению традиций и мечтают о лучшем прошлом. Это приводит к постоянному политическому «перетягиванию одеяла» между модернистами и традиционалистами. В условиях демократии ничего страшного в этом нет, но тогда выборы выиграет небольшая группа switchers,  «опрокидывателей», которые держат политическую золотую акцию и добавляют свои голоса то одному, то другому лагерю, заставляя политическую систему поочередно давить то на одну, то на другую педаль этого велосипеда и таким образом удерживать баланс», - отмечает преподаватель Киево-Могилянской академии Валерий Пекарь.

Вместе с тем, по его мнению, чтобы ничего страшного не произошло, нужно сохранить демократию, прежде всего, плюрализм в медиа: «Иначе произойдет «демократическая консервация» по венгерскому образцу, столь привлекательная для определенных украинских политиков. В условиях отсутствия демократии недовольство лишенных голоса традиционалистов (которые больше готовы за свои ценности умирать и менее готовы ради них эмигрировать) может привести к реакционной революции, как это произошло в Иране. Но даже в условиях демократии сторонам нужно научиться договариваться, потому что отсутствие перспектив понимания может привести к общественному расколу и противостоянию. И лучше не доводить до высокого уровня напряжения, а для этого нужно научиться говорить друг с другом. И если мы на стороне модернистов, то нужно думать, как заниматься гражданским просвещением традиционалистов, чтобы смягчить угрозу нашему будущему».

В свою очередь украинский журналист Осман Пашаев, много лет освещающий турецкую политику делает следующий акцент: «Ключевой результат выборов состоит в том, что, несмотря на закрепившийся за Реджепом Тайипом Эрдоганом ореол автократа, Турция продемонстрировала, что является демократией с высококонкурентной средой, где оппозиция может добиться победы путем выборов. В общем, Турция показала себя демократией и свела на нет все сравнения с Россией. Наконец-то и Запад это увидел».

Отметим, что за два десятилетия правления Эрдоган распространил свое политическое влияние далеко за пределы Турции. Он проявил себя как посредник между Украиной и Россией и в 2022-м помог заключить соглашение о возобновлении экспорта украинского продовольствия. Теперь же многие эксперты прогнозируют, что настолько серьезное поражение на местных выборах может нанести серьезный удар и по внешнеполитическим позициям Эрдогана. Впрочем, до выборов 2028 года еще много времени и говорить о конце эпохи Эрдогана рано, говорят аналитики и напоминают, что в преддверии выборов 2023-го многие также предсказывали поражение Эрдогана, указывая на то, что рост инфляции и стоимости жизни, падение курса турецкой лиры и катастрофические последствия землетрясения в феврале 2023 года «убьют» его популярность. Тогда  некоторое время в соцопросах даже лидировал представитель оппозиции. Впрочем, это не помешало Эрдогану переизбраться с преимуществом всего 4% и вместе с националистами получить «свое» большинство в тамошнем парламенте.

Так что ключевыми вопросами пока остаются, прекратит Эрдоган политическую карьеру в 2028 году. Среди преемников называют зятя Эрдогана Сельчука Байрактара, совладельца компании, производящей хорошо известные всем украинцам беспилотники Bayraktar. А также действующего министра иностранных дел Хакана Фидана, который в 2010-2023 годах возглавлял национальную разведку. Неизвестно окончательно и кто будет представлять оппозицию. Среди потенциальных кандидатов есть и мэр Стамбула Экрем Имамоглу, и городской голова Анкары Мансур Яваш.

С начала полномасштабной войны Турция сделала немало для воюющей Украины. Вместе с тем, официальная Анкара так и не присоединилась к санкциям против России и не планирует этого делать. Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США даже включило Турцию в список из 18-ти стран, которые помогают обходить санкции на экспорт товаров в РФ и Беларусь. Также в турецкие воды плывут яхты подсанкционных росолигархов, турецкое авиапространство остается открытым для российской авиации и именно в Турцию перенесли свой бизнес сотни компаний страны-агрессора.

Во время своего визита во Львов в августе 2022-го Эрдоган пытался убедить Украину завершить войну за столом переговоров и заявил об уникальном окне возможностей благодаря зерновому соглашению. «В этом окне только российское оружие, которое убивает украинцев. Они не могут действительно хотеть мира, когда бомбят наши города и убивают наших жителей. Сначала они должны освободить наши территории, а потом будет потом», - заявил тогда в ответ турецкому коллеге президент Владимир Зеленский.

Читайте также: Кабмин выделил очередные миллиарды на строительство фортификации

Ромашова Наталия

Самое читаемое