ЭкономикаФинансы

Убытки от телефонных террористов: Lenta.UA соотнесла финансовый ущерб с мерой наказания

14:00 08 май 2019.  1735Читайте на: УКРРУС

Из-за волны ложных минирований Госбюджет и частный бизнес теряют серьезные деньги, но наказать шутников-бомбистов практически невозможно.

В марте-апреле на горячую линию «102» столицы поступали сообщения о минировании ТРЦ SkyMall, Gulliver, «Украина», Stereo Plaza, сети гипермаркетов «Ашан», аэропорта «Киев», Южного и Дарницкого вокзалов, Центрального автовокзала, Верховой Рады и Кабмина. Ранее сообщали о заминированных банках и госучреждениях. Все звонки оказались ложными – взрывчатых веществ в ходе проверок не обнаружено.

Отметим, что десять лет назад в Украине было зафиксировано всего 32 ложных сообщения о минировании зданий и объектов инфраструктуры. В 2011 г их было 62, а только за пять месяцев 2012-го – уже 115. Но это были цветочки.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

В 2018 г полиция получила 2420 сигналов о псевдоминировании. Две трети из них, 1708, касалось объектов на Харьковщине. На втором месте оказался Киев (190 сообщений), на третьем и четвертом - Львовская и Одесская области, 139 и 85 ложных сообщений соответственно.

«За прошлый год число таких сигналов увеличилось более чем в три раза: в 2017-м их было зарегистрировано семьсот. Мы вынуждены задействовать множество ресурсов, ведь в таких случаях эвакуируются персонал и посетители, - говорит первый замглавы Национальной полиции Украины Вячеслав Аброськин. – Если раньше звонили в основном из хулиганских побуждений, из чувства обиды и мести, в состоянии алкогольного опьянения, то сейчас множество сообщений поступает по электронной почте из России. Налицо попытки дестабилизировать ситуацию».

Вячеслав Аброськин. Фото: УНИАН

По его словам, каждый выезд экстренных и оперативных служб обходится бюджету в 20-30 тыс. грн. В эту сумму входят расходы на топливо, использование специального оборудования. В группу реагирования входят сотрудники полиции, СБУ, госслужбы по чрезвычайным ситуациям, взрывотехники, кинологи, медики. В зависимости от объекта (банк – одно дело, терминал D аэропорта Борисполь – совсем другое) группа может насчитывать от 40 до 100 человек. Собственно оперативники – это человек двадцать, остальное – оцепление. Работа по прояснению ситуации может длиться от двух до четырех часов.

Но, безусловно, деньги, которые тратит государство, чтобы выяснить – ложный был звонок или нет (все-таки, это работа правоохранителей, они за нее зарплату получают) не идет ни в какое сравнение с ущербом, которое несет экономика в результате таких сообщений.

«Если на два-три часа парализовать отделение какого-нибудь рядового банка, издержки могут составить до 10 тыс. грн. А убытки, например, головной конторы «Приватбанка», из-за прекращения операций, составят уже несколько миллионов», – поясняет эксперт финансового рынка Андрей Кийко.

Андрей Кийко

В результате поступления сигнала о минировании аэропорта экономически (огромный моральный ущерб, нанесенный пассажирам, мы сейчас не затрагиваем) больше всего страдают авиакомпании, имевшие несчастье появиться там именно в это время. Согласно воздушному кодексу, при задержке рейса пассажира надо накормить, где-то разместить. Даже два часа простоя – это уже 50 евро, а умножить на количество пассажиров... Если звонок пришелся на час пик, то в Борисполе, например, на несколько часов могут застрять до 20 бортов.

В принципе, подобная ситуация, ровно как землетрясение или цунами, попадает под форс-мажор и может быть перевозчиком оспорена, но серьезные авиационные компании имидж стараются себе не портить. А вот в случае чартерных рейсов тут серьезно страдают еще и туроператоры, у клиентов которых срывается отдых.

В случае «минирования» ТРЦ и гипермаркетов, ущерб составит недополученная прибыль. Однако не исключена и атака с целью передел рынка путем запугивания. Особенно характерна в данном случае ситуация с «Ашаном», который в апреле тревожили дважды.

Анатолий Родзинский. Фото: Facebook

«По таким случаям возбуждается уголовное производство по ст. 259 УК Украины. («Заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан, уничтожения или повреждения объектов собственности»). За это предусматривается штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок от двух до шести лет. Если рецидив, то есть повторно – то до восьми лет», - рассказывает директор компании «Родзинський та Партнери» Анатолий Родзинский.

Lenta.UA: Как успешно расследуются подобные преступления?

– Вся проблема в том, что это преступление практически невозможно доказать. Вот нашли человека, а он ответит: «Шел по улице, случайно услышал, как неизвестные лица говорят о том, что заминировали аэропорт. Я, как добропорядочный гражданин, тут же сообщил в полицию». И все – тупик. Тут человек сам должен признаться, что совершил это преступление.

Lenta.UA: Вам не кажется, что наказание за это преступление довольно мягкое? Учитывая, какой экономический ущерб наносится в результате таких звонков, может, следует еще ввести конфискацию имущества?

– Это лишнее. Если преступление доказано, то аэропорт, банк, бизнес-центр, простые граждане могут подать гражданские иски и получить компенсацию.

Андрей Кузьмин, Lenta.UA

Заставочное фото: Радио Свобода

Денисенко Валерий

Новости

Самое читаемое