Зеленая планетаФакт

Ученые выяснили, почему зебры полосатые

07:15 30 июл 2019.  3888Читайте на: УКРРУС

Специалисты считают, что полосатый боди-арт, используемый африканцами и австралийцами, может служить отличным способом сдерживания кровососущих насекомых, а также болезней, которые они передают.

Исследователи из Венгрии и Швеции утверждают, что им удалось отыскать ответ на вопрос, каким образом у зебр появились их характерные черно-белые полосы. Эта загадка была предметом горячих споров в научной среде на протяжении десятилетий.

Путем экспериментов ученые пришли к выводу, что полосы нужны животным для того, чтобы уберечься от кровососущих насекомых.

В статье, опубликованной в Журнале экспериментальной биологии, они пишут, что узкие полосы делают зебру "непривлекательной" для оводов и слепней.

Ключ к разгадке заключается в том, как испещренная полосами поверхность отражает свет.

Скептики в ответ задаются встречным вопросом, почему из всего множества животных, страдающих от назойливых насекомых, полосатая окраска встречается только у зебр.

Белокурым живется легче

"Мы начали с изучения лошадей черной, гнедой и белой масти, - объясняет Сьюзан Акессон из Университета Лунда, участница международной научной группы, которая провела исследование. - Обнаружилось, что черный и гнедой окрас дает горизонтальную поляризацию света".

Подобный эффект делает темных лошадей весьма привлекательными для мух.

"Мы нанесли на доски клейкий состав и принялись считать, сколько насекомых привлечет каждая из них", - вспоминает она.

Как оказалось, на полосатую поверхность, наиболее близкую к природной окраске зебры, налипало значительно меньшее число кровососущих, чем на прочие, - даже меньше, чем на белую, отражавшую неполяризованный свет.

Это оказалось неожиданным, поскольку на полосатой поверхности все равно имеются темные участки, отражающие горизонтально поляризованный свет.

Однако чем более узкими - и более "зеброподобными" - были полоски, тем меньше они интересовали насекомых.

Чтобы испытать реакцию слепней на более реалистичные, объемные тела, ученые поставили в поле липкие модели лошадей в натуральную величину - одну гнедую, одну черную, одну белую и одну полосатую - как зебра.

Исследователи собирали прилипших к их моделям насекомых каждые два дня и в результате обнаружили, что к полосатой слепни клеились меньше всего.

Профессор Мэттью Кобб, биолог-эволюционист из Университета Манчестера, назвал опыт, поставленный его коллегами, "очень скрупулезным и захватывающим" и подчеркнул, что он не исключает и другие теории, объясняющие окраску зебр.

"Прежде всего, для того, чтобы признать это объяснение подлинным, авторы должны предъявить подтверждение того, что укусы слепней оказывают значительное влияние на процесс селекции именно у зебр, в отличие от лошадей и ослов, которые водятся по всему миру, но полосатых среди них нет", - сказал он Би-би-си.

"Они признают это обстоятельство в своей работе, и интуиция подсказывает мне, что это не единственное объяснение. В том, что зебры полосатые, задействованы и другие факторы", - резюмирует профессор.

Фото: naukatv