ПолитикаМеждународные отношения

Стайерский забег по-китайски: какую игру затеяла КНР вокруг войны в Украине

21:42 19 май 2023.  2689Читайте на: УКРРУС

Не прошло и месяца после телефонных переговоров президента Владимира Зеленского с председателем КНР Си Цзиньпином, как спецпредставитель Ли Хуэй отправился в турне по европейским странам для поиска формулы мира в российско-украинской войне. Первым пунктом назначения китайского эмиссара стал Киев. О том, почему приезд «гонца» из Поднебесной, хотя и не привел к сиюминутно-прорывным сдвигам, является крайне важным в глобальном контексте, читайте в материале Lenta.UA.

Максимально прикрываясь обтекаемыми дипломатическими формулировками отрапортовали в китайском МИДе о визите своего спецпосланника в Киев, где Ли Хуэй встретился с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой, главой президентского Офиса Андреем Ермаком, руководством МОУ и других министерств. Он заявил, что предложенные председателем КНР Си Цзиньпином «четыре необходимости» - это основополагающие ориентиры.

Весьма и весьма примечательно, что официальный Пекин акцентировал не на своем мирном плане, состоящем из 12-ти пунктов, а на «квартетной» формуле, озвученной председателем Си еще весной прошлого года, во время видео-саммита с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и канцлером ФРГ Олафом Шольцем.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Эти «четыре необходимости», напомним, подразумевают уважение к суверенитету и территориальной целостности всех стран, соблюдение целей и принципов Устава ООН, серьезное отношение к разумным соображениям безопасности всех сторон и приложение всех усилий для мирного разрешения кризиса».

Именно «кризисом» тогда Пекин, Берлин и Париж назвали тогда полномасштабную войну, развязанную путинской Россией. На сегодня подобную формулировку публично использует разве что Китай. В общей декларации Си Дзиньпина, Макрона и Шольца, которую во время визита в Киев «воскресил» Ли Хуэй, говорится также о совместных шагах трех стран по мирному урегулированию и недопущении угрозы применения ядерного оружия.

В МИД КНР вчера особо подчеркнули, что «панацеи сегодня нет, и всем сторонам нужно начать с себя, аккумулировать взаимное доверие и создать условия для мирных переговоров». «Китай готов содействовать тому, чтобы международное сообщество сформировало наибольший общий знаменатель для урегулирования украинского кризиса и приложило усилия для скорейшего прекращения боевых действий и восстановления мира», - подытожили в китайском МИДе.

Украинская версия итогов встреч Ли Хуэя в Киеве была более конкретной. Так, по словам главы ОП, в присутствии китайского гостя было проведено совещание «по текущей ситуации с безопасностью в стране». Кроме того, как заверил Ермак, он вместе с главой МИДа Кулебой подробно рассказали спецпосланнику КНР о десяти пунктах формулы мира президента Украины. «Мы заинтересованы в том, чтобы Китай был привлечен к реализации украинской формулы мира. Поблагодарил за поддержку Китаем суверенитета и территориальной целостности Украины», - сказал Андрей Ермак.

Таким образом, как видим, Поднебесная говорит об общих принципах, тогда как официальный Киев – о формуле мира Зеленского, которую, как известно, публично поддержали США и еще порядка десяти стран.

Кстати, на позиции Вашингтона следует остановиться отдельно. В своем недавнем интервью американскому телеканалу CBS, глава ЦРУ Уильям Бернс недвусмысленно заявил, что Китай может начать тайные поставки оружия России, несмотря на свои «мирные» усилия по Украине. Главный американский разведчик отдельно подчеркнул, что КНР - «не та страна, которая способна играть конструктивную роль в решении мировых проблем».

Отметим, что Бернс – не единственный заокеанский чиновник, который критикует посреднические потуги Поднебесной. «Мы видели китайский план, мы читали его, мы думаем, что, откровенно говоря, можно было остановиться сразу после первых двух строк», -  заявлял координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби.

«Очевидно, мы хотим видеть мир в Украине. Украинцы хотят видеть мир в Украине. Этого нужно добиваться в первую очередь с участием украинской стороны. Это должно исходить из фундаментального признания того, кто здесь является агрессором, и это Россия», - добавил господин Кирби. По его словам, нужно не прекращать огонь, а вначале «добиться успеха на поле боя», после чего можно будет рассматривать возможность переговоров.

Ну, а контрольный выстрел по КНР сделал персонально президент Байден, заявивший, что китайский план неприемлем уже потому, что его поддерживает Кремль. «Путин приветствует его. Как он может быть хорошим? Я не шучу, я буду предельно честен. Я не видел в этом плане ничего, что свидетельствовало бы о том, что в нем содержится что-то, что было бы выгодно кому-либо другому, за исключением России», - отмечал нынешний хозяин Белого дома.

В стране-агрессоре действительно поют оды формуле КНР. «Мы высоко ценим искреннее стремление китайских друзей внести вклад в урегулирование конфликта в Украине мирными средствами. Разделяем все соображения Пекина на этот счет», - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Китайский мирный план приветствовал и скандально известный постпред России при ООН Василий Небензя. Он указал на то, что «коллективный Запад должен принять тот факт, что на нашей планете есть другие игроки, у которых есть свои интересы, и с ними надо сосуществовать и даже вполне можно сотрудничать в обоюдных интересах, но на равной и взаимоуважительной основе».

Что же касается украинской позиции по китайскому плану, то президент Владимир Зеленский сформулировал ее так: «Мне кажется, что это не мирный план Китая, не резолюция и не декларация. На мой взгляд, Китай просто показал свои мысли на этот счет. Есть некоторые пункты, которые понятны мне. Есть некоторые мысли, с которыми я в корне не согласен, как и весь мир. Тем не менее это уже что-то. Я считаю, если там есть мысли, которые так или иначе совпадают с уважением международного права, территориальной целостности и каких-то вещей, касающихся безопасности, я думаю, мы должны это в нормальном смысле слова использовать и поработать с Китаем, почему нет?».

В Пекине этот сигнал уловили и, по всей видимости, именно поэтому спецпредставитель китайского МИДа во время визита в Киев акцентировал не на, мягко говоря, спорном плане КНР, а на вышеописанной формуле Си Дзиньпина, Макрона и Шольца.

«Визит Ли Хуэя в Украину обошелся без сенсаций и это было для меня вполне ожидаемо. Но не волнуйтесь. Это только первый его приезд в Киев. После посещения ряда европейских столиц и Москвы, он вернется в Пекин, доложит обстановку, получит новые инструкции и вновь поедет в Киев, Москву, Париж, возможно и в некоторые другие европейские столицы. То есть, весьма вероятно, что в Киеве китайского спецпредставителя мы увидим еще не один раз. Поскольку он выполняет челночную дипломатичную миссию потребуется целый ряд таких туров, прежде чем возникнет какой-то результат, либо станет понятной невозможность достижения такого мирного соглашения, которое будет отвечать интересам Китая», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

О том, в чем конкретно состоят эти самые интересы Поднебесной в разговоре с Lenta.UA рассказал один из известных отечественных дипломатов. «Чего реально глобально желает Путин? Реинкарнации СССР в границы 1991 года за исключением, пожалуй, стран Балтии, являющимися частью НАТО и Евросоюза. То есть, Украина – один, но далеко не единственный паззл в картине неадекватных «хотелок» Кремля. Чего хочет Украина? Быть суверенным государством, имеющим право на свой собственный геополитический выбор, в международно признанных границах опять-таки образца 91-го. Чего хотят США и другие страны Запада? Возврата к международному праву, не допускающему возможности, когда одно государство, подобно пьяному гопнику из подворотни, захватывает и присоединяет к себе территории другого. И, наконец, чего хочет Китай? Создания двуполярного мира, в котором Вашингтон и Пекин будут решать, что такое международное право. То есть, КНР не столько заинтересована в прекращении российско-украинской войны, сколько в достижении собственной цели – понимания всеми глобальными игроками, что без ее участия и акцептации ни один конфликт в мире не может быть реально разрешен. Вопрос о том, возможно ли при такой разнонаправленности задач найти общий знаменатель или это пока что фиксирует ситуацию на экзистенциальной отметке – риторический», - констатирует наш собеседник.

В свою очередь политический эксперт Олеся Яхно делает следующий акцент: «Китаю удалось немыслимое – образно говоря, посадить российского зверя на цепь посредством экономического влияния. Нельзя исключать, что в случае критического поражения Россия призовет Китай помочь удержать ситуацию от внутренних процессов. Как кстати, и Запад в какой-то момент может рассматривать КНР как функцию миротворца для предотвращения хаоса и ядерных рисков со стороны РФ. Ну а Китай может зайти и остаться там дольше, и тогда Россия станет частью китайской стратегии по получению влияния над Евразией. При любом варианте ситуация не упрощается. В этом смысле единство и четкость позиции Запада (в том числе в вопросе членства Украины в НАТО) как никогда важна не только с точки зрения войны против Украины и той цены, которую мы платим, а с точки зрения интересов самого Запада и предупреждения рисков в послевоенные годы геополитической турбулентности».

Читайте также: США примут участие в подготовке украинских летчиков

Читайте также: ВСУ перехватывают инициативу на Бахмутском направлении

Ромашова Наталия

Самое читаемое