ПолитикаИзоляция

Бункер вместо саммита: как и почему Путин побоялся ехать в ЮАР

14:41 20 июл 2023.  2039Читайте на: УКРРУС

В среду, 19 июля, окончательно развеялась одна из ключевых геополитических интриг последнего времени. Итак, несмотря на все усилия кремлевской госмашины, Путин таки не поедет в Южно-Африканскую республику на саммит БРИКС. Почему так произошло и означает ли это, что несменный лидер страны-агрессора смирится с ролью международного изгоя, читайте в материале Lenta.UA.

Вчера офис президента ЮАР заявил, что Путин не поедет на саммит БРИКС, который, напомним, пройдет в Йоханнесбурге с 22 по 24 августа. В тоже время в мероприятии примут участие лидеры ЮАР, Бразилии, Индии и Китая. Это будет первый очный саммит БРИКС с начала пандемии коронавируса.

«По обоюдному согласию, президент Российской Федерации не будет участвовать в саммите, но Россия будет представлена министром иностранных дел Сергеем Лавровым», - говорится в заявлении канцелярии южноафриканского лидера. Несколько позже, правда с иным акцентом (мол, бункерный обитатель сам решил никуда не ехать) это подтвердили и в Кремле. «Президент принял решение участвовать в саммите БРИКС в формате видеоконференцсвязи. Это будет полноценное участие», - подчеркнул путинский спикер Песков.

Читайте также: В Киеве разоблачили хитрых коллаборантов

Отметим, что поездка в ЮАР могла бы стать первым официальным зарубежным визитом Путина после того, как Международный уголовный суд (МУС) в марте выдал ордер на его арест по обвинению в депортации украинских детей. И, судя по всему, Путину очень и очень хотелось совершить этот демонстративный визит, чтобы показать всему миру, дескать, он по-прежнему продолжает играть роль значимой глобальной политфигуры. Однако загвоздка состояла в том, что Южноафриканская республика входит в число стран, подписавших Римский статут, что априори обязывает ее исполнять решения МУС.

Между тем у Путина до последнего думали, что номер прокатит, не желая понимать, что исполнительная власть ЮАР и ее судебная ветвь действуют автономно и даже если президент этой страны дал бы «железные» гарантии неприкосновенности Путину на время его пребывания в ЮАР, это вовсе не означало бы, что тамошние правоохранители не арестовали бы его и не депортировали прямо в Гаагу.  Некоторое время власти ЮАР сами пытались убедить Путина не приезжать на саммит, чтобы избежать вероятных эксцессов, но, как свидетельствуют утечки в СМИ, Москва стояла на своем. «Для нас это большая дилемма. Конечно, мы не можем его арестовать», - говорил на днях в одном из телеинтервью вице-президент ЮАР Пол Машатиле.

Он отдельно отмечал, что лучшим решением для ЮАР было бы, если бы Путин не приезжал: «Однако россияне недовольны. Они хотят, чтобы он приехал».

В итоге президент ЮАР Сирил Рамафоса даже попросил у Международного уголовного суда разрешения не арестовывать Путина. Агентство Reuters цитировало обращение Рамафосы к МУС, где, среди прочего, говорилось: «Россия ясно дала понять, что арест ее действующего президента будет объявлением войны моей стране».

Надув свои и без того напыщенные усы Песков вчера, комментируя это утверждение, заявил: «Никто никому ничего понять не давал. В этом мире абсолютно всем ясно, что значит попытка посягательства на главу российского государства. Поэтому ничего никому здесь объяснять не нужно».

Понятно, что вопрос, кому в этой ситуации верить – Рамафосе или Пескову – риторический. Удивляет другое: несмотря на то, что Путин уже де-юре является международным преступником, фигурирующим в розыскном шорт-листе МУСа, Кремль продолжает позиционировать его как всесильного царя. На кого рассчитан, помимо, естественно, самого Путина этот бред - непонятно. С другой стороны, росчиновникам и та называемым СМИ не привыкать называть черное белым и наоборот. К примеру, издание The Moscow Times со ссылкой на источники на днях писало, что отнюдь не ордер Международного уголовного суда заставил Путина отказаться от «живого» участия в саммите БРИКС, а… мятеж ЧВК «Вагнер»: «В Кремле опасаются повторения внутренней дестабилизации и потери власти, хотя там хотели бы как можно раньше объявить о первой официальной международной поездке Путина после ордера МУС, чтобы послать сигнал Западу, что он не находится в изоляции, а россиянам – что он по-прежнему силен и уверен в себе». Верить в то, что окончательно сдувшийся Пригожин и осколки его «Вагнера» повторят на бис свою недавнюю акцию в силу целого ряда причин, не приходится. Но даже если гипотетически допустить, что именно из-за риска со стороны ЧВК Путин решил не ехать на саммит, то тогда вопрос, а где он был и что, собственно, делал, когда пригожинская бригада промышляла на болотах в нескольких сотен километрах от Москвы? Сегодня не является секретом полишинеля, что в тот момент и духа путинского в Кремле не было и ситуацию по ходу «пьесы» разруливали все (даже Лукашенко), кроме него. Поэтому, так себе «отмазка» говорить, что Путин не едет в ЮАР через бойцов своего бывшего повара. В том, что именно ордер МУС стал главным шлагбаумом на путинском пути в Южноафриканскую республику убежден и известный журналист-международник Виталий Портников: «Кремль делал все, чтобы Путин, для которого, участие в саммите было делом принципа, туда попал. Он хотел спокойно прилететь в ЮАР, которая ратифицировала Римский статут и также без проблем улететь оттуда. Это была бы звонкая пощечина Москвы системе международного правосудия. Однако осуществить это желание не удалось».

«Кстати, уже был прецедент, который ударил по реноме ЮАР, когда бывший президент Судана Аль Машир посетил Южноафриканскую республику и вынужден был буквально убегать оттуда, спасаясь от ареста как раз по ордеру того самого МУС. Действующий президент ЮАР, очевидно, этот опыт учел и не захотел повторять ошибок своего предшественника. Более того, Сирил Рамафоса даже рассматривал отказ от проведения саммита, перенеся его в другую страну БРИКС, скажем в КНР. Однако тут в игру уже вступила Индия, не желавшая, чтобы Китай в условиях серьезной конфронтации Нью-Дели и Пекина принимал этот престижный саммит. Тогда ЮАР предложили, чтобы вместо Путина РФ представлял Лавров, однако Москва категорически отказалась. Отказались в Кремле и от участия Путина в виртуальном формате. Между тем, в условиях дикого шантажа со стороны РФ, ЮАР сыграла ва-банк: суд этой страны обнародовал конфиденциальную информацию о невероятном давлении, которое осуществлялось на президента ЮАР российской стороной. В ЮАР в частности поведали о том, что росчиновники угрожали высшему руководству ЮАР войной в случае, если оно выполнит свои обязательства перед Международным уголовным судом. Однако обнародование судебных документов продемонстрировало россиянам то, что они настойчиво не желали замечать, а именно то, что судебная система ЮАР не подчиняется президенту и в случае приезда Путина там могли найтись прокуроры и судьи, которые выдали бы ордер на арест этого жалкого военного преступника. В таком случае никакая охрана не спасла бы Путина от силовых структур Южноафриканской республики. Его немедленно посадили бы в самолет и уже через несколько часов он давал бы показания в Гааге. Понятно, что такая перспектива, мягко говоря, не радует Путина, который наверняка помнит, что один из его кумиров – президент Сербии Слободан Милошевич так и умер в камере гаагского трибунала, ожидая приговора за свои военные преступления. Именно поэтому Путин решил, как всегда это бывает в критических ситуациях, не рисковать и согласиться на виртуальное участие в саммите. Таким образом, российский диктатор все больше и больше оказывается в изоляции, в которой и пройдет вся последняя часть его политической карьеры», - подытожил Виталий Портников в своем авторском блоге на yotube.

Занимательную БРИКС-хронологию с весьма уместными аналогиями провел в свою очередь известный дипломат, бывший посол Украины в США Валерий Чалый: «В Кремле заявили, что Путин обязательно примет участие в саммите БРИКС. ЮАР обратилась к МУС. МУС сказал – арестовать. ЮАР обратилась в Кремль с просьбой не ехать. Кремль сказал, что Путин таки поедет и пригрозил войной Южно-Африканской Республике. В ЮАР эту историю засветили публично. Кремль дал заднюю, Путин испугался ехать... Вывод: тараканы на свете прячутся в свое логово. Донимают они только тогда, когда другие учитывают их присутствие. Таким образом, полная изоляция российского режима дала бы настоящие результаты и существенно ускорила установление справедливого мира».

Отреагировали на БРИКС-перипетии и в США. Так, представитель Госдепа Мэтью Миллер в ходе традиционного брифинга для аккредитованных СМИ заявил следующее: «Нет лучшего примера того, что ее (России – ред.) авторитет в мире значительно снизился, чем положение президента Путина сейчас. Он является международным изгоем, который вряд ли может пересечь собственные границы, опасаясь ареста».

Впрочем, говорить о полной изоляции кремлевского диктатора как о свершившемся факте пока что, увы, не приходится. На днях Реджеп Эрдоган анонсировал приезд в Турцию Путина. Турецкий лидер не уточнил дат – отметил лишь, что это будет в августе и российская сторона подтвердила планирующийся визит.

«То, что Анкара и Москва говорили еще вчера, сегодня может быть уже не актуальным, поэтому далеко не факт, что Путин «порадует» своим присутствием берег турецкий. Во-первых, он «имеет зуб» на Эрдогана из-за того, что тот отпустил в Украину руководителей «Азова», которые по договоренностями с Кремлем, должны были оставаться в Турции вплоть до окончания войны. Во-вторых, Эрдоган, который, ну просто очень-очень серьезно зарабатывал на зерновой сделке, теперь имеет претензии к Путину, который вышел в одностороннем порядке из договора. Кстати, аккурат после кремлевского зернового демарша президент Турции уверял, что в ближайшее время по телефону обсудит с Путиным эту проблему, но в итоге в среду, 19 июля, о зерновом кейсе говорили Лавров и его турецкий коллега Хакан Фидан. То, что такая глобальная тема как Черноморская зерновая инициатива опущена на уровень министров иностранных дел свидетельствует об одном: между Путиным и Эрдоганом пробежала не одна, а целая стая черных кошек. В этой связи еще большой вопрос, состоится ли в следующем месяце визит президента страны-агрессора в Анкару или же Путин не решится покинуть свои бункерные апартаменты», - отметил в беседе с Lenta.UA источник в отечественном МИДе.

Подчеркнув, что Турция не ратифицировала Римский статут, и, следовательно, не признает де-юре ордер Международного уголовного суда, собеседник добавил, что «по факту Путин все-таки боится удара ниже пояса от Эрдогана и если кто и поедет в Турцию – то разве что двойник для красивой картинки, которую потом 24/7 будут обсуждать топовые роспропагандисты типа Скабеевой и Соловьева».

Читайте также: Россия пригрозила войной странам, суда которых зайдут в порты Украины

Ромашова Наталия

Самое читаемое