ПолитикаПреступление

Дело Шеремета: почему заговорил Рябошапка

14:46 01 фев 2020.  1630Читайте на: УКРРУС

Lenta.UA сделала подборку заявлений ряда представителей экспертного и политического общества, в которых те рассказали о «следе» СБУ в деле убийства журналиста Павла Шеремета в 2016 году, а также действиях генпрокурора Руслана Рябошапки.

Катализатором недавнего скандала стало два интересных события, напрямую связанных с уголовным делом об убийстве Павла Шеремета. Во-первых, это заявление генпрокурора Руслана Рябошапки о недостатке доказательств по делу об убийстве Шеремета. Во-вторых, это публикация аудиозаписи бывшим заместителем главы Администрации президента времен Януковича Андрея Портнова, на основании которых тот делает вывод о причастности сотрудников Службы безопасности Украины к сокрытиям ряда резонансных умышленных преступлений. Дело в том, что согласно записи, сотрудник СБУ Андрей Омельченко якобы контактирует с подозреваемым в убийстве Владиславом Грищенко («Буча»), который проходит фигурантом делу Шеремета.

Мы сделали подборку комментариев относительно данной ситуации:

Читайте также: Рябошапка назвал неконтролируемой ситуацию с прослушкой в Украине

Александр Дубинский, народный депутат от «Слуги народа»:

Еще буквально месяц назад дело Шеремета было на первых полосах газет. В рамках этого производства Генеральная прокуратура делала заявления о том, что доказательств достаточно, подписаны все подозрения. Напомню, прокурор сначала изучает подозрение, после чего подписывает его и дает основание для задержания подозреваемых.

В момент кульминации Рябошапка, выступая по делу Шеремета, заявляет, что доказательств достаточно, подозреваемых отправляют за решетку. И тут – раз, и он разворачивается в своих заявлениях на 180 градусов, говоря, что доказательств вдруг стало не хватать, и что их нужно еще немножечко поискать. Это интересный разворот…

При этом совпали во времени сразу несколько факторов. Портнов опубликовал на своем YouTube-канале часть записи разговора подозреваемого Грищенко «Бучей» и сотрудником контрразведки СБУ Андреем Омельченко, в котором обсуждается, как скрываются возможные улики – как уходить от вопросов следствия, и пытаться спихнуть с себя вину за возможное преступление…

Я ожидал, что это вызовет колоссальный взрыв. Ведь доказательства публикуются в Интернете о том, что, таки да, кураторы из СБУ были в процессе, но ни «Украинская правда», ни LB.ua, ни «Наши гроши» это не публикуют…

Напомню, что когда дело Шеремета передали полиции, которая вообще не должна была расследовать это дело, но его дали им, чтобы «похоронить» это дело, начала снимать данные из видео-камер, то оказалось, что четыре записи стерты сотрудниками СБУ.

Как только процесс начал раскручиваться, подозреваемые оказались за решеткой, появился фрагмент разговора сотрудника СБУ с подозреваемым, тут же происходят эти события, и никто из этих активистов не делают публикации по этому поводу. Они все молчат, не желая публиковать доказательства, которые могут привести к СБУ.

Но еще больше я был удивлен, когда узнал, что перед этим заявлением генерального прокурора о том, что доказательств вдруг стало не хватать, у них в Генеральной прокуратуре был обед на троих – Рябошапка, его первый зам Касько и Артем Сытник, директор НАБУ. Они встретились, пообедали, выпили. И после этого Рябошапка сделал заявление о том, что не хватает доказательств.

У меня возникает вопрос – кто курирует СБУ? Ведь то, что эта троица курируется из-за океана – известно. Мы же понимаем, кто курировал СБУ – Порошенко. И наши заокеанские партнеры, которые на войне создают свое геополитическое влияние. Вас не пугает, что система внешнего управления дошла до ужасающих, уродливых форм?

Екатерина Одарченко, политический эксперт:

Дела Шеремета и Гандзюк – это резонасные истории, которые используются политически. Как мы можем себя чувствовать в безопасности, если органы, которые должны бороться с организованной преступностью – а убийство журналиста является следствием действий организованной группы – занимаются манипуляциями.

Президент несет сейчас всю медиа-ответственность за провалы. И провалы Рябошапки, как человека, которого Зеленский называл своим в разговоре с Трампом, автоматически переложатся на президента.

Юрий Бутусов, журналист:

Такую клоунаду в Генпрокуратуре увидишь нечасто. Генпрокурор грубо вмешивается в ход расследования, дискредитируя одновременно и подозреваемых и позицию обвинения, которую он сам и представляет!

"Розкриття цього злочину є наочним прикладом, що між прокуратурою та органами національної поліції вперше за часів незалежності прекрасна співпраця... Хотів би відзначити титанічну роботу колег з Національної поліції та органів прокуратури і привітати з таким серйозним успіхом".(Генеральный прокурор Руслан Рябошапка, 12 декабря 2019 года.)

"Должны быть собраны дополнительные доказательства, чтобы дело могло быть передано в суд, потому что собранного объема доказательств недостаточно".(Генеральный прокурор Руслан Рябошапка, 30 января 2020 года).

Во-первых, я понимаю, что прокурор может принять решение о предъявлении подозрения в расчете на поиск улик при обыске. Это нормально. Но если этот расчет - единственное, на что сделана ставка, то какое генпрокурор имеет моральное право выходить на пресс-конференцию и поздравлять с раскрытием? Владея материалами дела в полном объеме, Генпрокурор сознательно сообщил обществу об успешном расследовании, в то время как на самом деле, улик было недостаточно. Так неужели нельзя было промолчать? Или желание покрасоваться на телеэкранах полностью ослепило?

И во-вторых. О чем надо думать, чтобы, представляя государственное обвинение и выдвинув подозрение, которое ты же сам и выписал, накануне суда по продлению меры пресечения заявлять о недостатке доказательств? Рябошапка сам же срезал этим заявлением расследование, которое сам же и представляет в суде. Самим шефом ГПУ дезавуировано все, что раньше прокуроры ГПУ защищали в суде! Рябошапка теперь требует от следствия найти за пару дней что-то новенькое. Возникает один вопрос - а чего так скромно на этот раз, без пресс-конференции и прямого эфира? Клоунада полная. То есть после такого заявления суд не только получает все основания для немедленного освобождения подозреваемых из-под стражи, а появляется неотразимый аргумент за полное закрытие дела. И аргумент для адвокатов о возбуждении дела против тех, кто выдвинул заведомо не подтвержденное подозрение. Думаю, скоро Андрей Антоненко, Юлия Кузьменко и Яна Дугарь окажутся на свободе.

Иван Сергиенко

Читайте также: В деле об убийстве Шеремета назначены дополнительные следственные мероприятия

Крижак Дмитрий

Самое читаемое