КультураМировой кинематограф

В этот день в прокат вышел японский фильм, который стал образцом для европейского и американского кино

06:55 25 авг 2025.  60Читайте на: УКРРУС

Японский кинозритель увидел "Расёмон" 25 августа 1950 года.

Сегодня на мировом кинорынке японское кино ушло на второй план по сравнению с китайским и южнокорейским. Но были годы, когда оно стало на Западе, причем не для зрителей, а для профессионалов, образцом для подражания. Впрочем и сейчас, если брать списки лучших фильмов всех времен и народов, составленные по опросам режиссеров, на одном из первых мест будет «Токийская повесть», снятая Ясудзиро Одзу в 1953-м году.

И тут нужно краткое пояснение. Кино, как известно, родилось как аттракцион. Когда появились первые художественные фильмы, пока еще короткометражные, актерам, в них занятым, было неоткуда позаимствовать технику игры, кроме как из театра. Отсюда столь раздражающие современного зрителя гримасы, ужимки, картинные позы и т.д. – то есть приемы, привычные театральным актерам, которые должны играть так, чтобы донести свой посыл до зрителей из задних рядов. 

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Однако традиционный японский театр настолько отличался по манере игры актеров от европейского, что в период немого кино в японских кинотеатрах, когда там показывали европейские фильмы, в зале находился специальный человек, который объяснял зрителям смысл происходящего на экране. Точно так же западному зрителю нужен "специальный человек", который объяснит ему, что происходит на сцене классического японского театра Но и Кабуки.

Потом различия сгладились, но лишь отчасти. Это видно в фильме «Сказки туманной луны после дождя» другого классика японского кино Кэндзи Мидзогути, снятом, как и вышеупомянутая «Токийская повесть», в 1953-м году. Рассказывающий о жизни простых людей Японии XVI-го века, он настолько поразил европейских кинематографистов, что получил «Серебряного льва» на Венецианском фестивале. А Ингмар Бергман и Мартин Скорсезе после говорили, как на них повлиял этот фильм.

Но началось признание японского кино на два года раньше - когда фильм Акиры Куросавы "Расёмон", снятый по двум рассказам Акутагавы, получил «Золотого льва» в Венеции и «Оскара» за лучший иностранный фильм еще до «Токийской повести». (В японский прокат он вышел 25 августа 1950 года).

Принято считать, что это первый фильм в истории кино, который показал одно и то же событие в четырех разных версиях, когда историю об убийстве разбойником самурая и изнасиловании его жены по-разному рассказывают разбойник, жена самурая, его дух, вызванный медиумом, и оказавшийся случайным свидетелем этой сцены дровосек. 

Впоследствии прием был подхвачен и развит в разных направлениях мирового кино, от артхаусного (тут акцент обычно делали на субъективности восприятия) до массового (тут все проще - субъективность заключалась в том, что участники события рассказывали о нем так, как им выгодно - как, собственно говоря, и у Куросавы). 

Интересно, что "Расёмон" был не единственным фильмом Куросавы, по образцу которого снимали кино европейские и американские режиссеры. 

Сверхпопулярный в свое время голливудский боевик «Великолепная семерка» 1960-го года (в 2016-м году сняли еще и ремейк) был основан на фильме Куросавы 1954-го года «Семь самураев» с Тосиро Мифунэ в главной роли. А «Телохранитель» (1960-й год) японского режиссера был настолько активно использован Серджио Леоне в его знаменитом фильме «За пригорошню долларов» с Клинтом Иствудом, что Куросава подал в суд и получил $100 тыс., 15% доходов от проката фильма в мире, и полные права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване.

 

 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое