КультураУтрата

Умерла одна из самых красивых в истории мирового кинематографа актрис

08:00 24 сен 2025.  107Читайте на: УКРРУС

Клаудия Кардинале скончалась в возрасте 87 лет.

Клаудия Кардинале осталась бы в истории кино даже если бы снялась в одном только фильме "8 1/2" Федерико Феллини, где она представала в грезах главного героя кинорежиссера Гуидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) идеалом юной невинности и красоты. Об этом, кстати, напомнил ей автор этих строк в 2012 году, когда Кардинале была почетной гостьей Одесского кинофестиваля - и было видно, как знаменитой актрисе приятно это воспоминание. ("8 1/2" Федерико Феллини и "Леопард" Лукино Висконти так и остались для Кардинале, по ее словам, двумя главными фильмами в ее жизни - но об этом дальше).

Однако никто в этом мире не вечен (хотя Софи Лорен исполнился четыре дня назад 91 год, а Брижит Бардо 91 год исполнится через четыре дня) и, как пишет franceinfo. fr,, франко-итальянская актриса Клаудия Кардинале, икона кинематографа 1960-х годов, скончалась в возрасте 87 лет «рядом с детьми» в Немуре (департамент Сена и Марна), где она жила, сообщил её агент во вторник, 23 сентября. 

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

«Она оставила нам наследие свободной и вдохновенной женщины и в своей карьере как женщины, и как художника», — заявил ее агент Лоран Саври в сообщении, отправленном агентству AFP.  

В 1960-х годах были блондинка BB (Brigitte Bardot) и брюнетка CC (Claudia Cardinale). Как и Брижит Бардо, с которой она снималась в фильме «Нефтяники» , Клаудия Кардинале сочетала в себе красоту, талант и темперамент. Клод, её настоящее имя, считается самой французской из итальянских актрис. Однако, когда она начинала сниматься в кино, она не знала ни слова по-итальянски и её приходилось дублировать.

Родившись 15 апреля 1938 года в Ла-Гулетт, недалеко от Туниса (Тунис), она выросла в семье сицилийского происхождения, проживавшей в Тунисе. Страна тогда находилась под протекторатом Франции. Маленькая Клод говорила дома по-сицилийски, а в школе – по-французски. Её отец был инженером-технологом в тунисской железнодорожной компании, а мать воспитывала четверых детей: Бланш, Бруно, Адриана и Клода. Она говорила, что её родители были образцовой парой. Её сестра мечтала сниматься в кино. Клод видела себя скорее учителем или исследователем.

В интервью газете Le Monde  в 2017 году она сказала: «Я была той, кого мы называли пацанкой, всегда готовой к драке, чтобы доказать, что девочки не менее сильны, чем мальчики. Настоящая сорвиголова, которая всегда запрыгивала в движущийся поезд, чтобы добраться до школы в Карфагене. Машинисты в итоге рассказали это моему отцу, потому что это было очень опасно. Но меня ничто не пугало».

В 17 лет женщина, прозванная «Берберкой», выиграла конкурс красоты, организованный Итальянским советом по кинематографии. Её признали «самой красивой итальянкой Туниса» и дали билет на Венецианский кинофестиваль. Это открыло ей дорогу в мир кино, вопреки её воле. Она была так красива, что предложения о ролях посыпались на неё. В 2018 году она рассказала об этом случае агентству AFP: «Все журналисты, продюсеры фотографировали меня и просили сниматься. А я сказала: нет, я с мамой, не хочу ». Одна газета даже опубликовала о ней статью с заголовком: «Девушка, которая не хочет сниматься в кино ». 

Неистовая Клод согласилась лишь на короткое появление в «Золотых очках» — короткометражке Рене Вотье (будущего режиссёра фильма «20 лет в Золоте» ). Этот самый первый фильм получил «Серебряного медведя» на кинофестивале в Западном Берлине в 1956 году. Но юная девушка продолжала мечтать стать учительницей. Это была трагедия, которая перевернула её судьбу. 

Изнасилованная в Тунисе, Клод забеременела. Затем она решила вернуться в Италию, чтобы сбежать от этого мужчины, и решила зарабатывать на жизнь кино, чтобы прокормить себя и ребёнка. Теперь она называла себя Клаудией и видела в Риме возможность тайно вырастить сына. В 1950-х годах матери-одиночки были объектом осуждения. Кино стало её убежищем. Продюсер Франко Кристальди, который также был режиссёром, подписал с ней эксклюзивный контракт и убедил её брать уроки итальянской дикции. Скрывая беременность, она снялась в трёх фильмах за семь месяцев. Затем влиятельный продюсер отправил её в Лондон, где в октябре 1958 года она родила сына. Она назвала его Патриком , «потому что он был крещён в католической церкви Святого Патрика», – объяснила она.

Этот ребёнок останется тайной. Долгие годы ей придётся скрывать, что он её сын. Продюсер даже будет подталкивать её к тому, чтобы она призналась, что этот ребёнок – её брат. Она доверяет его своей семье, которая теперь обосновалась в Риме. Невыразимая боль. В журнале Parents она рассказала в 2017 году, что её обидчик, отец ребёнка, пытался восстановить отношения и признать сына, но юный Патрик отказался. Когда её сыну было шесть или семь лет, Клаудия Кардинале позвонила журналисту, чтобы раскрыть свой секрет широкой публике и таким образом освободиться от бремени лжи. 

В своём первом полнометражном фильме  «Гоха» Жака Баратье  она сыграла женщину в вуали вместе с другим многообещающим новичком, египетским актёром Омаром Шарифом. Её кинокарьера по-настоящему взлетела с успехом фильма «Голубь»  в 1958 году. Это была итальянская комедия, снятая её наставником Франко Кристальди, с Витторио Гассманом и красавцем Ренато Сальваторе, будущим мужем Анни Жирардо.

Первая крупная роль Клаудии Кардинале состоялась в 1960 году, когда она сыграла вместе с Марчелло Мастроянни в  фильме «Прекрасный Антонио» – истории о бессильном мужчине, неспособном удовлетворить свою молодую жену, которую он слишком сильно любит. Ей было двадцать два года, когда Лукино Висконти пригласил её на роль в фильме «Рокко и его братья»  с Аленом Делоном. Они снова сыграли вместе в другом шедевре итальянского маэстро –  «Леопард» , получившем «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 1963 году. Клаудиа была блистательна в роли Анжелики Седары и станцевала незабываемый вальс с Бертом Ланкастером.

В «La matinale du Monde» 14 мая 2017 года Кардинале вспоминала: «Это было безумное время. Потому что я снималась в двух фильмах одновременно ( «8 1/2» и «Le guepard »). Висконти, точный, дотошный, как в театре, говорил со мной по-французски и хотел, чтобы я была брюнеткой с длинными волосами. Феллини, неряшливый и без сценария, говорил со мной по-итальянски и хотел, чтобы я была блондинкой с короткими волосами. Это два самых важных фильма в моей жизни». 

Клаудиа сказала, что у неё была особая связь с Лукино Висконти, самым элегантным и образованным мужчиной, которого она когда-либо встречала. Она вспоминала, как он часто приглашал её на ужин и всегда прятал небольшой подарок под салфеткой. В фильме « Сандра»  , который он снимал, сидя в инвалидном кресле, Висконти хотел, чтобы она надела настоящее свадебное платье его матери.

В том же интервью 2017 года Клаудия Кардинале призналась, что кино — «людоедская и неблагодарная профессия». «В Голливуде, где я отказалась оставаться , — сказала она , — это ещё хуже, чем в Италии. И особенно когда людям за 60». Однако у прекрасной Клаудии была удивительно долгая карьера: с 1958 по 2020 год она снялась более чем в ста фильмах.

Эта бывшая пацанка обожала боевики и сама выполняла трюки. В «Величайшем цирке мира» она исполняла номера на трапеции без дублёра. 

За пределами съемочной площадки Кардинале использовала свою известность для поддержки множества инициатив: прав женщин, прав гомосексуалистов, борьбы со СПИДом, борьбы против смертной казни совместно с Amnesty International...

Она сказала, что в её жизни был только один мужчина: «очень красивый парень, сердцеед », неаполитанский режиссёр Паскуале Сквитьери, отец её дочери Клаудии. Их отношения продлились двадцать семь лет, до его смерти в 2017 году. 

В 2000-х Клаудия Кардинале также работала в театре. Она потеряла счёт наградам и премиям, полученным со всего мира, включая почётного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля в 1993 году, где для неё всё и началось. Когда Кардинале спросили о комплименте, который тронул её больше всего в жизни, она процитировала следующие слова актёра Дэвида Нивена: «После спагетти Кардинале это лучшее изобретение Италии».

Фото: franceinfo. fr. 

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое