КриминалКультура и общество

Умер грабитель банка, из-за которого родился термин "стокгольмский синдром"

21:30 26 июн 2025.  5447Читайте на: УКРРУС

Вопреки воплощениям в кино, Кларк Олофссон был рецидивистом и провел большую часть своей жизни в тюрьме.

Наверное, уже все знают, что у термина "стокгольмский синдром" была реальная причина - необъяснимая симпатия, которую заложники испытывают к тем, кто их похитил. Но вот о том, когда этот термин конкретно возник, знают немногие.

Между тем, как сообщает ВВС, в эти дни один из двух харизматичных преступников, участвовавших в похищении, которое дало миру термин «стокгольмский синдром», Кларк Олоффсон, получивший всемирную известность в 1973 году после похищения и ограбления банка в шведской столице, скончался после продолжительной болезни, сообщила его семья интернет-изданию Dagens ETC.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Во время шестидневной осады заложники Олоффсона начали симпатизировать ему и его сообщнику, защищая их действия и одновременно становясь все более враждебными по отношению к полиции снаружи. Этот инцидент дал название психологическому состоянию, при котором жертвы похищения испытывают привязанность к своим похитителям. 

Захватив в заложники трех женщин и мужчину, Олоффсон потребовал, чтобы Ян-Эрик Ольссон, с которым он ранее подружился в тюрьме, был доставлен в банк из тюрьмы. Шведские власти согласились выполнить его требование, и Олоффсон вошел в банк, который был окружен полицией.

Спустя годы в интервью газете Aftonbladet он заявил, что его попросили работать в качестве своего человека, чтобы обеспечить безопасность пленников в обмен на смягчение приговора, но обвинил чиновников в несоблюдении соглашения.

Олофссон убедил одну из заложниц, Кристин Энмарк, поговорить по телефону с премьер-министром Швеции от имени грабителей. Она умоляла разрешить ей покинуть банк на машине для побега вместе с похитителями, говоря ему: «Я полностью доверяю Кларку и грабителю... Они ничего нам не сделали. Наоборот, они были очень милы... Хотите верьте, хотите нет, но мы действительно хорошо провели здесь время».

В ходе нескольких телефонных звонков Энмарк заявила, что опасается, что ее похитители пострадают от действий полиции, и неоднократно защищала их действия. В своих мемуарах она сказала об Олоффсоне: «Он пообещал, что позаботится о том, чтобы со мной ничего не случилось, и я решила поверить ему. Мне было 23 года, и я боялась за свою жизнь».

Ситуация с заложниками разрешилась через шесть дней, когда сотрудники полиции взломали крышу и применили слезоточивый газ, чтобы усмирить пару. Первоначально заложники отказывались покидать своих похитителей из-за страха, что их застрелит полиция. Заложники также позже отказались давать показания против Олоффсона и Олссона.

С тех пор эксперты спорят, является ли стокгольмский синдром настоящим психическим заболеванием, Некоторые утверждают, что это защитный механизм, позволяющий справляться с травматическими ситуациями.

Этот термин был придуман после осады шведским криминологом и психиатром Нильсом Бейеротом для объяснения, казалось бы, иррациональной привязанности, которую некоторые пленники испытывали к своим захватчикам.

Теория приобрела более широкую известность в следующем году, когда наследница калифорнийской газетной империи Пэтти Херст была похищена революционными боевиками. 

Выступая в подкасте BBC Sideways в 2021 году , Энмарк раскритиковала концепцию стокгольмского синдрома, заявив: «Это способ обвинить жертву. Я сделала все, что могла, чтобы выжить».

Олофссон был рецидивистом и провел большую часть своей жизни в тюрьме. В последний раз он был освобожден в 2018 году после отбытия наказания за преступление, связанное с наркотиками, в Бельгии.

Фото: ВВС


 

 

Сергей Семенов

Самое читаемое