ПолитикаМеждународная политика

Китай увидел в российско-украинской войне окно возможностей – Игорь Семиволос

20:33 26 июл 2024.  1268Читайте на: УКРРУС

Впервые с момента полномасштабного вторжения РФ министр иностранных дел Украины посетил Китай, играющий во многом теневую, однако от этого не менее влиятельную роль в развязанной путинской Россией войне. О том, что осталось за кадром трехдневного визита Дмитрия Кулебы в Поднебесную Lenta.UA поговорила с директором Центра ближневосточных исследований Игорем Семиволосом.

В четверг, 25 июля, завершился трехдневный визит в Китай главы отечественного МИДа Дмитрия Кулебы. Накануне он провел в Гуанчжоу встречу со своим китайским коллегой Ван И.

По итогам трехчасовых переговоров, которые, к слову, вышли за рамки очерченного заранее временного тайминга, Дмитрий Кулеба акцентировал, что первый и важнейший пункт по переговорам – это то, что Китай поддерживает территориальную целостность Украины. По его словам, от Ван И «очень четко и не однократно» прозвучало, что позиция по поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины неизменна для КНР.

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Второй важный дипломатический момент, как подчеркнул главный дипломат нашей страны, - позиция по установлению устойчивого справедливого мира в Украине.

«Я говорил о важности именно справедливого мира, а не любого мира. И мой китайский коллега сам добавил, что – справедливого и длительного. Это очень важно, потому что обычно именно мы постоянно говорим, что мир должен быть устойчив – длительный и справедливый. Сейчас же мы получили четкий сигнал, что Китай не ищет каких-либо временных решений, временных прекращений огня, а он работает на устойчивое, стратегическое решение проблемы войны, развязанной Россией против Украины», - резюмировал г-н Кулеба.

Между тем никаких других деталей о своей беседе с китайским визави глава МИДа не привел. Поэтому о том, что наверняка осталось за закрытой переговорной дверью Lenta.UA поговорила с руководителем Центра ближневосточных исследований Игорем Семиволосом.

- Как вы считаете, с чем на данном этапе российско-украинской войны мог поехать в Китай Дмитрий Кулеба, и с каким багажом вернуться?

- Обратите внимание, как обе стороны интерпретируют эти переговоры. Китайцы увидели в этих переговорах слово «переговоры» (имеются в виду вероятные переговоры Киева и Москвы – ред.), тогда как украинская сторона акцентирует внимание на справедливом мире.

В коротком видео непосредственно перед началом переговоров с Ван И, которое попало в интернет, Дмитрий Кулеба, среди прочего, говорит о необратимости пути Украины в НАТО и Европейский союз. Эта наша позиция, насколько мне известно, не очень нравится Китаю, который хотел бы видеть Украину как некий баланс между Европой и Россией. Вместо этого мы четко и недвусмысленно заявили, что этого не будет, а посему – необходимо договариваться уже исходя из новых реалий, а именно необратимости европейской и евроатлантической интеграции Украины. Это очень и очень важный момент на самом деле.

- Китай, учитывая данный фактор, будет договариваться о чем-то предметно или станет лишь играть на публику роль «миротворца», на деле же всячески помогая стране-агрессору? К слову, именно из-за отсутствия РФ на инаугурационном Саммите мира в Швейцарии, данное мероприятие формально проигнорировал и Пекин.

- После первого Саммита мира в швейцарском Бюргенштоке мы увидели, что часть стран, (например, Саудовская Аравия), ставит условием своего дальнейшего участия в мирном процессе присутствие на таких мероприятиях КНР. Поэтому очевидно, что для того, чтобы дальнейшие наши действия были результативными, Китай нам нужен. Ну, а что касается переговоров Кулебы с его китайским коллегой, то они – переговоры – на мой взгляд, являются классической ситуацией win-win, когда каждая сторона, не отходя от своей генеральной линии, тем не менее, не проиграла.

- Не проиграть – это, безусловно, хорошо, но лучше все-таки выиграть. Поэтому, крайне важно понимать, что можно занести в актив Киева по итогам китайского вояжа главного дипломата страны?

- Прежде всего, то, что не слишком бросается в глаза, но является при этом очень важным. Я говорю о том, что нам удалось увидеть реальный интерес Китая. Интерес этот состоит в продовольственной безопасности и готовности КНР больше покупать украинского зерна, а также в безопасности мореходства. То есть, это уже общая почва для Киева и Пекина, которую можно и нужно засевать и удобрять дальнейшими действиями, несмотря на то, что РФ наверняка будет пытаться вставлять палки в колеса.

- Кстати, о России. РосСМИ сообщили, что Кулеба, среди прочего, заявил Ван И о готовности Киева вести переговоры с Москвой, но МИД Украины настаивает, что в РФ слова министра исказили, подчеркнув, что глава украинского внешнеполитического ведомства сказал, дескать, Украина готова на переговоры «на определенном этапе» при условии готовности РФ к «добропорядочным переговорам», чего пока нет. На чем тут попыталась сыграть роспропаганда?

- Дело в том, что россияне после заявления Путина о том, что предусловием для переговоров есть, в числе прочего, отступление Украины из четырех областных центров, попали в определенную ловушку, потому что все так называемые мирные наработки бразильцев и китайцев упираются в эту позицию РФ. Готова ли Россия отступить от данной позиции? Нет, не готова. Поэтому, тот факт, что именно китайская сторона выступила инициатором встречи Кулебы с Ван И свидетельствует о том, что Пекин увидел для себя на данном этапе некоторое окно возможностей. При этом окно это связано не столько с позицией России, сколько со сложной избирательной ситуацией в Соединенных Штатах, а конкретно – с неопределенностью касательно результатов президентских выборов-2024.

Я напомню, что во времена Обамы, когда Белый дом активно говорил о необходимости вывода американских войск с Ближнего Востока и уменьшении там американского политического, экономического и прочего присутствия, это как раз стало окном возможностей для Китая, который стал активно продвигать в регионе свои интересы. И, с учетом того, что большинство стран Ближнего Востока были растеряны и не знали, чего ожидать дальше, они пошли на более тесный контакт с КНР. Даже Израиль, который имеет стратегические отношения с Соединенными Штатами, в тот период очень активно заигрывал с Китаем. Опираясь на эту историческую аналогию, мы можем констатировать, что китайцы сейчас также увидели окно возможностей. Это окно небольшое и открыто оно будет где-то несколько месяцев, поэтому Китай и пытается активизировать мирный процесс, где он будет выступать в роли важнейшего игрока.

- То есть, речь о том, что Пекин, наблюдая за политической турбулентностью в США, пытается примерить на себя роль ключевого миротворца в российско-украинской войне, отбирая такие возможности у Вашингтона?

- Именно так. Китай, максимально стараясь закрепить свой статус влиятельного геополитического игрока, пытается тут и сейчас перебить возможность других участников, в том числе, вероятному новому президенту США Дональду Трампу выступать со своими инициативами и предложениями по данному вопросу. Вот такую игру ведет сейчас Китай. Между тем, как я уже отметил выше, мы от этой игры ничего не проиграли.

-  А конкретно от этой китайской игры Киев может получить какую-то выгоду для себя?

- На самом деле то, что сейчас запущен прямой диалог с Китаем – это, без преувеличения, круто. Да, вне всякого сомнения, этот диалог имеет рифы, пороги и разнообразные ловушки, однако в том и состоит мастерство переговоров, чтобы все эти острые углы максимально обходить. На этих переговорах в Китае украинская сторона не сказала ни одного лишнего слова и это мне очень нравится.

Однако если говорить в целом, то в принципе сам по себе визит украинского министра иностранных дел в Китай, это, среди всего прочего, сигнал действующей Администрации Байдена и одновременно команде Трампа. Сигнал состоит в том, что пока они там дерутся все на избирательной арене, Китай может очень существенно усилить свои позиции в мире и им с учетом этого, все-таки следовало бы активизироваться на украинском направлении с тем, чтобы не допустить этого негативного для себя развития событий.

- Следовательно, мы можем констатировать, что даже сам по себе факт визита г-на Кулебы в Китай является своеобразной дипломатической виагрой для противоборствующих в контексте выборов команд демократов и республиканцев в США?

- Да, потому что Китай уже не «для галочки», а реально вступает в процесс и начинает серьезно играть. Мы этой игры не испугались, не забывая при этом о своих красных линиях, которые не переступим ни при каких обстоятельствах. И Кулеба эти линии четко обозначил, а все остальное – предмет дискуссий.

- Вероятно, после контактов Киева и Пекина, будут и контакты КНР с РФ. О чем может идти речь, на ваш взгляд?

- На данный момент пока что открытым остается вопрос о том, а сможет ли Китай сформулировать свои предложения по миру для России так, чтобы она согласилась. Это очень серьезный вопрос, ведь если РФ пойдет на предложения китайцев, она продемонстрирует всему миру свою подчиненность КНР, чего путинская политэлита делать, мягко говоря, не хочет. То есть, несмотря на то, что россияне сейчас в значительной степени зависимы от Китая, они максимально противятся роли подчиненного. Так что говорить Пекину и Москве конкретно в этом направлении есть о чем.

Читайте также: Спецпредставитель Китая будет говорить о войне в Украине с Глобальным Югом

Читайте также: Вражеские дроны атаковали объект инфраструктуры на Черниговщине

Ромашова Наталия

Самое читаемое