Война и мирВойна

«Украина-Израиль» как новая ось перерождения Запада в 21 веке

13:19 07 ноя 2023.  5Читайте на: УКРРУС

Украинское и еврейское общества поразительно похожи на современные нации, сами идентичности которых наталкиваются на экзистенциально-террористическое возражение со стороны агрессивного соседа, в свою очередь, поддерживаемого могущественными союзниками.

Как отметил Игаль Левин, офицер Армии обороны Израиля и военный аналитик, утверждать, что его стране грозит только ХАМАС в Газе, равнозначно удивляться тому, что Украина не смогла победить ЛДНР. Крайние годы наконец-то сняли маски с этих агентов, стоящих за «автономными» организациями сопротивления, будь то русскоязычные сепаратисты на Донбассе и в Крыму, «защищенные» Российской Федерацией, или «Хезболла» и «Палестинский исламский джихад» как прокси Ирана. Обеим странам, подвергшимся террористической атаке, адресуют фантасмагорические обвинения в «нацизме», тогда как изможденные солдаты и гражданские живут в условиях постоянной военной ретравматизации.

Иосиф Зисельс, украинский общественный деятель и диссидент еврейского происхождения, Сопрезидент Ваада Украины, правильно подчеркнул переход еврейского и украинского обществ на европейские рельсы, то есть поиск новой идентичности, ведь Израиль создавали выходцы не только из Восточной Европы, но и Северной Африки. Итак, обе динамические нации несут важную цивилизаторскую миссию "на границе между мирами".

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Командир Третьего армейского корпуса ВСУ, бригадный генерал Андрей Билецкий, неоднократно выражал свое восхищение современным Израилем как образцом развитого и милитаризованного националистического государства, граждане которого охотно выполняют патриотическую обязанность защищать свою родину. Делегация тогда еще полка НГУ «Азов» посетила Израиль в рамках адвокационной кампании за освобождение военнопленных «Азовстали», «беспокойство» о положении которых со стороны ООН сравнивается с реакцией этой международной структуры на агрессию против Израиля. В обоих украинских армейских корпусах с современной националистической репутацией и добровольческими корнями служат солдаты и командиры еврейской национальности. Тысячи евреев, отдельные, израильтян, воюют и в других подразделениях Сил обороны Украины. Приемный сын Главного раввина Украины Моше Асмана погиб в битве за Покровск.

Автор «Истоков тоталитаризма» и «Айхман в Иерусалиме» Ханна Арендт, размышляя о рисках сионизма как полного апартеида с арабами, прогнозировала, что зависимость будущего израильского государства от союзников на Ближнем Востоке и других могущественных государств (очевидно, Штатов) может сделать из них большую волну антисемитизма в мире. Украина, которую по схожему механизму и с подачи российской пропагандистской машины осуждают как инструмент американского глобализма, так же подвергается критике левых интеллектуалов, студенчества, общественных активистов за «милитаризм» и «шовинизм». Эти параллели в сфере исторической памяти и современной геополитической конъюнктуры побуждают оба государства выработать общие механизмы противодействия информационной войне против самих основ их государственности.

Несмотря на печальные страницы межэтнического противостояния и антисемитских погромов в прошлом, Израиль, как и Польша, имеет гораздо больше общего с украинским национализмом нового поколения, чем абстрактными пацифизмом и космополитизмом. Трагическая судьба Елены Телиги и других мельниковцев, поверивших в гитлеровский проект свободной от большевизма Европы и наконец разделивших судьбу «еврейских виновников» в Бабьем Яру, сегодня символически напоминает о том, что антиеврейский коллаборационизм в 20 в. может искупить только новейшая солидарность национальных авангардов Израиля и Украины и других государств Интермариума. Именно они являются следующими потенциальными жертвами циничной спецоперации РФ по «денацификации» и хорошо знакомы с «гуманитарной катастрофой» в результате миграционного шантажа режима Лукашенко.

Комеморативные линии Украинского института национальной памяти и Яд Вашем, чествование жертв Голодомора и Холокоста и должны заложить архитектонику этой солидарности в 21 в. на фоне консолидации преемников большевизма – безнаказанного, в отличие от нацизма, зла, но все больше похожего на него. Признание Израилем Голодомора, потерпевшего и евреи Украины, геноцидом могло бы стать первым логичным шагом в этом направлении. Ведь Украина занимает четвертое место в мире после Польши, Нидерландов и Франции по количеству Праведников народов мира, рисковавших собственной жизнью, спасая местных евреев от Холокоста. Создатель «Фуги смерти», немецкоязычный поэт еврейского происхождения Пауль Целан, родившийся и учившийся в Черновцах, лучше бы увековечил своим именем этот новый вектор украинско-израильского диалога.

Кроме того, Украина, реализуя советскую внешнеполитическую линию в статусе УССР, поддержала план ООН по разделению Палестины на израильское и палестинское государства и признала независимость Палестины еще в 1947 и 1988 гг., соответственно, а не сегодня, как ряд стран Запада. Имея и заметные мусульманские национальные меньшинства (крымские татары, азербайджанцы, турки, чеченцы и др.) и пользуясь посредством исламских стран в организации обменов военнопленных (ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Турция), Украина могла бы на своем уровне поспособствовать нормализации отношений Израиля.

Хотя украинцы однозначно поддержали еврейский народ после теракта 7 октября, звучали и заявления, по которым это отвлекло мир от российских преступлений и разделило и без того недостаточную западную помощь Украине. Но по мере того, как кристаллизовалась новая ось зла и все новые модификации иранских беспилотников «Шахед» бомбили дома украинцев, эти голоса становились все тише. Тем более, помощь Украине от Израиля и евреев мира, начиная с лечения, реабилитации и благотворительности, далеко не исчерпывается его ударами по базам комплектации этих дронов вблизи Дамаска.

Однако Украину с Израилем объединяют не только враги. Вернее, их общая судьба начала формироваться задолго до 7 октября.

Неудивительно, что евреи иногда считают Украину своей второй родиной. Хасидизм, мистическое движение обновления в ортодоксальном иудаизме, зародился на Подолье в Украине 18 века. Профессор Петр Кралюк проводит дельные параллели между этим движением, отвергающим формалистические и схоластические элементы рабинизма, акцентируя роль духовно лидера цадика, и его современником – учением Григория Сковороды, тоже переосмыслившего христианство в мистическом и диалогическом ключе. Персонализм хасидизма, опирающийся на Каббалу и эзотерическую реинтерпретацию Торы, повлиял и на философа "Я и Ты" Мартина Бубера. Основанный Исраэлем бен Элизером родом из села ныне Тернопольской области, прославившегося как Баал Шем Тов (Бешт), он распространился в мире из его колыбели, где поселился этот харизматичный проповедник и чудотворец – городка Меджибож. По легендам, он научился свойствам целебных растений, путешествуя по Карпатам в поиске единения с Богом и природой. До сих пор каждый сентябрь десятки тысяч хасидов прибывают в украинскую Умань на иудейский Новый год к могиле похороненного там цадика Нахмана. С его произведений, записей о жизни цадиков и еврейских песен и началась история разговорного, в отличие от иврита, языка украинских евреев – идиша, и примерно в одно время с «Энеидой» Ивана Котляревского. А квартал еврейских ремесленников в Виннице, Иерусалимка, один из самых колоритных следов еврейства Украины.

Сионизм тоже впервые возник в Украине 19 века, особенно в Харькове, Одессе и Днепре (тогда Екатеринославе); его лидеры, такие как Бер Борохов (соучредитель Сионистского рабочего движения и партии Поалей Цион), Зеев (Владимир) Жаботинский (основатель правого сионизма, первых еврейских сил самообороны и Еврейского легиона Британской армии в Первой мировой войне). (основатель культурного сионизма, философ), происходили из Украины и развивали там свои теории. Первые поселенцы в Палестину были отправлены харьковским движением BILU в 1882 году, тогда как сионизм как мировое политическое движение считается основанным Теодором Герцлем только в 1897 году.

Несмотря на различия между марксистским и националистическим сионизмом, политическим и духовным, все эти ветви возникли в ответ на антиеврейские погромы и все большее давление «еврейского вопроса» в Европе. Еще одной отличительной чертой была их близость к движениям национального возрождения и освобождения в Украине после Весны народов, как в Австро-Венгерской, так и в Российской империях. К примеру, Борохов представлял еврейскую общину в Украинской Центральной Раде, первом украинском парламенте после провозглашения Украинской Народной Республики. Марксистский сионизм способствовал осознанию того, что существует большая поляризация и между богатыми и бедными евреями, тогда как антисемитизм направлен против всей еврейской нации.

Жаботинский оказался пророком будущих независимых государств как Израиля, так и Украины, высоко оцененным Украинским институтом национальной памяти. Его мемуары (1928) вышли в украинском переводе в издательстве «Пропала грамота» под названием «Обретешь государство Израиль, или погибнешь в борьбе за него» с аллюзией на один из пунктов Декалога ОУН. Жаботинский рассматривал еврейское и украинское национальное освобождение как комплементарные дела и был убежден, что Тарас Шевченко безвозвратно пробудил украинский народ. Он полемизировал с Петром Струве, членом ЦК российской партии кадетов, по поводу украинской этнокультурной идентичности, языка и права на самоопределение, а Октябрьскую революцию и советскую социальную инженерию считал одинаково обманчивым путем для евреев и народов бывшей Российской империи. Зеев Жаботинский полностью отрицал связь украинской националистической интеллигенции с погромами и подчеркивал: «Когда я умру, можете написать на моей могиле: «Это человек, заключивший соглашение с Петлюрой».

Лев Виленский, рожденный в семье раввинов хасидского движения Хабад лидер сионистской организации Харькова (а его отец Борух-Вульф Виленский – соучредитель организации «Ховевей Цион» (Любители Сиона) в Кременчуге), послал поздравительную телеграмму съезда деятелей украинского национального. Там он выразил уверенность в том, что у евреев и украинцев скоро будут собственные самостоятельные государства, хотя сами украинцы тогда решались мыслить только в терминах автономии. Еще во время учебы в Берлине он основал союз еврейских студентов-сионистов вместе с будущим первым президентом Израиля Хаимом Вейцманом, а в 1905 г. организовал отряды самообороны в Николаеве для противодействия антиеврейским погромам. Кроме того, Виленский собрал существенную помощь для евреев Киева после белогвардейского погрома 1919 г., но вскоре был приговорен к смертной казни и советской властью. Ему удалось бежать в Израиль, где, стремясь объединить левое и правое крыло сионистского движения, он стал одним из инициаторов Всемирного союза Партии всеобщих сионистов – в свою очередь, одного из столпов современной правоцентристской партии Ликуд.

Взаимодействие украинского и еврейского национального пробуждения на Западной Украине, прежде всего в ее «Пьемонте» Галиции, было затруднено польским фактором в поиске евреями электорального союзника в австрийском парламенте после либерально-конституционных реформ. Успешный прецедент такого альянса в 1907 г., итогом которого стали первая украинская и сионистская фракция в европейском парламенте, имел плодотворное продолжение в истории УНР, сигнализируя о том, что эти народы стремятся не только к самоуправлению, но и к получению образования на родном языке и развитию своей национальной культуры вместо.

Вызовы концентрации евреев в городской, а украинцев – сельской местности, а также в соответствующих профессиональных областях, сквозь социалистическую призму, отразились и в наследии Ивана Франко. Однако эти антагонизмы, достигая средневековых предрассудков в отношении еврейского арендатора, ростовщика и трактирщика, в еврейской исторической памяти ассоциируются не только с масштабными погромами Хмельнитчины и Колиивщины, направленными прежде всего против шляхетского и униатского гнета, инструментализовался. ближе к еврейским жертвам отрядов под руководством Максима Железняка и Ивана Гонты в 1768 г.). Хасидская легенда свидетельствует о том, что Баал Шем Тов встречался в Карпатах с самим лидером опришков Алексеем Довбушем, украинским «Робин Гудом», спас его от преследований, за что тот отблагодарил его трубкой (1730-40 гг.). Усиление барщины на восточном Подолье, отошедшее к Российской империи, сто лет спустя возмутило восстание Устима Кармалюка, к которому также приобщились евреи.

Достаточно ознакомиться с содержательной хронологией украинско-еврейских отношений, подготовленной в рамках проекта «Совместный исторический нарратив» многонациональной инициативы «Украинско-Еврейская Встреча» (UJE) (сейчас вышла часть первая от древности до 1914 года), где приведены все эти факты. низами, католиками и православными, своими и чужими следует рассматривать отдельно от синергии украинского и еврейского национального пробуждения на нашей территории.

Начиная с контактов с евреями-торговцами в древнегреческих полисах-колониях на юге Украины и в Крыму, бегства евреев от преследований в Византии в Хазарский каганат, который не был управляем иудейской верхушкой, но развивался благодаря их торговым связям, как и Русь после его крымчаков на Крымском полуострове, эмиграции жертв антиеврейских погромов во время крестовых походов в Восточную Европу, евреи все больше ассоциировались с двигателями урбанизации в силу наложенных на них профессиональных ограничений. После объединения Великого княжества Литовского с Королевством Польским в ответ на гегемонистские претензии Московии, рост напряжения между римо-католиками и православной русской шляхтой и усиление барщины, евреи не могли не оказаться между молотом господствующего слоя, на защиту которой они были вынуждены полагаться, посредниках, торговцах и сборщиках аренды, конкурентов и виновников всех бед. Однако их заметный культурный, образовательный и экономический вклад в развитие второй родины и является той тяготою, на которую могут опираться современные украинские наследники Весны народов.

В ситуации, когда Российская Федерация распространяет антисемитский нарратив о «войне НАТО против России в интересах еврейских олигархов и переселенцев», украинцам и евреям следует дать солидарный ответ с удвоенной энергией. Совместные вехи и аналогии в нашей истории, вновь проявляющиеся все ярче с 7 октября 2023 г., требуют стратегического сотрудничества Украины и Израиля в перерождении ослабленного Запада на перекрестке Европы и Азии.

Автор: Елена Семеняка

Читайте также: В Турции выданы ордера на арест 37 высокопоставленных израильтян, включая Биньямина Нетаньяху

Читайте также: Мерц и Эрдоган разошлись во мнениях по поводу Израиля и сектора Газа

Евгений Медведев

Самое читаемое