ПолитикаСкандал

Азиатское турне и украинский знаменатель: чего ожидать Киеву от серии заграничных вояжей Трампа

19:27 27 окт 2025.  427Читайте на: УКРРУС

В воскресенье, 26 октября, президент США Дональд Трамп побывал в столице Малайзии Куала-Лумпуре. Это была первая остановка в его недельном турне по азиатским странам, во время которого он примет участие в саммитах АСЕАН в Малайзии и АТЭС в Южной Корее. Между тем ключевым событием поездки хозяина Белого дома должна стать встреча с лидером Китая Си Цзиньпином, на роль которого в прекращении российско-украинской войны рассчитывает американский лидер. Детальнее об этом читайте в материале Lenta.UA.

В присутствии старого-нового хозяина Овального кабинета в минувшее воскресенье, 26 октября лидеры Таиланда и Камбоджи подписали договор между двумя странами, который Дональд Трамп называет «мирным соглашением», направленным на прекращение военного конфликта. Как отмечает Reuters, именно президент США настоял на организации этой церемонии во время нынешнего саммита АСЕАН. Летом, напомним, 79-летний американский лидер помог остановить бои на границе Таиланда и Камбоджи, и он включает эту войну в число восьми, которые, по его словам, ему удалось прекратить «под ключ». Между тем, как отмечает ряд влиятельных западных медиа, до подписания документа лидеры Таиланда и Камбоджи предпочитали не называть его «мирным соглашением». Официальное название документа носило гораздо менее громкий характер: «Совместная декларация об отношениях».

На официальном уровне документ от «А» до «Я» не обнародуется, однако, как свидетельствуют многочисленные утечки в прессу, в соглашении описаны только первые шаги для деэскалации конфликта, в том числе отвод тяжелых вооружений и совместные действия по демаркации границ и разминированию. 

Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі

Как известно, уже более века Таиланд и Камбоджа оспаривают принадлежность территорий, на которых расположены древние храмы Кхмерской империи Прэахвихеа и Та Моан Тхом. Очередной виток давнего противостояния между двумя странами начался в мае текущего года, когда в результате автокатастрофы погиб камбоджийский военнослужащий. Это привело к резкому ухудшению отношений: обе страны ввели друг против друга дополнительные ограничения. Камбоджа запретила импорт из Таиланда многих товаров, в том числе фруктов и овощей и перестала экспортировать в эту страну электроэнергию и интернет-услуги. Помимо этого, оба государства усилили военное присутствие на границе.

Далее события развивались по эскалационной спирали. В частности, 24 июля армии двух стран начали приграничные бои, которые продолжались в течение пяти дней и привели к гибели по меньшей мере 33-х человек. Также в результате десятки тысяч жителей были вынуждены покинуть свои дома.

28 июля стороны согласились прекратить огонь после переговоров в Куала-Лумпуре, которые возглавил премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим. Сначала Таиланд отвергал предложения о посредничестве, но согласился после того, как Трамп пригрозил прекратить переговоры о тарифах, если «бои не остановятся». 

Присутствие Дональда Трампа на заключении так называемой мировой сделки между лидерами Таиланда и Камбоджи 26 октября, констатирует Politico, в рамках саммита АСЕАН было крайне важным для 11-ти членов этой организации, поскольку большинство из государств-членов очень зависят от экспорта своих товаров в США. «С учетом хаотичной тарифной войны, которую президент Трамп ведет буквально со всем миром, для лидеров этих стран крайне важно установить контакт с ним и вернуть стабильность в отношения со Штатами», - подчеркивает издание. АСЕАН, напомним, был создан в 1967 году, его основателями были Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины и Сингапур. Позже к организации присоединились Бруней, Лаос, Вьетнам, Мьянма и Камбоджа. В минувшее же воскресенье 11-м членом блока официально стал Восточный Тимор. В общей сложности на территории государств АСЕАН живут около 600 миллионов человек.

Под занавес текущей недели, а конкретно 31 октября – 1 ноября Дональд Трамп побывает и на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Южной Корее. Главным событием этого визита – так же, как и всей его поездки в Азию – должна стать встреча с китайским лидером Си Цзиньпином.

Переговоры Дональда Трампа с Си Цзиньпином в формате face to face будут первыми с 2019 года и, как прогнозируют западные аналитики, могут задать тон американско-китайским отношениям на весь оставшийся президентский срок нынешнего хозяина Белого дома. Важно подчеркнуть, что аккурат перед своим азиатским турне главный республиканец несколько раз публично заявлял, что рассчитывает на помощь Китая в завершении российско-украинской войны. В данном контексте Трамп призвал Поднебесную отказаться от покупки российских энергоносителей, чтобы оказать давление на Путина и побудить его согласиться на прекращение огня по линии фронта.

Не секрет, что КНР небезосновательно считается предельно важным игроком, способным повлиять на ход и исход, развязанной Путиным войны против суверенной Украины. Но тут есть нюансы. Согласно одной теории, Пекин может оказать реальное влияние на страну-агрессора РФ с целью побудить ее к уступкам по прекращению путинской «СВО», потому что экономическая зависимость Москвы от Пекина довольно велика. Второй же гипотетический сценарий, который очеркивает вероятную линию КНР, состоит в том, что Китаю выгодно продолжение российско-украинской войны, так как чем дольше идет эта самая война, тем больше Россия отдаляется от Запада и, соответственно, крепче привязывается к Пекину.

По какому из двух очерченных маршрутов «поедет» китайский поезд после встречи Трампа и Си, сказать пока сложно. Если гипотетически допустить вариант, что Пекин протянет ситуативную руку дружбы Вашингтону и решит сократить или вообще прекратить закупки российских нефти и газа, то это никак не гарантирует, что кремлевский диктатор примет трамповские условия и война остановится по линии фронта в ближайшем будущем. Более того, при таком раскладе возникает угроза, что агрессор пойдет на резкую эскалацию, вплоть до практической игры ядерными мышцами в качестве последнего козыря, что Пекину точно ни к чему. А недвусмысленные намеки на ядерную эскалацию с болот звучат систематически, и в эту канву буквально идеально ложится путинское заявление от 26 октября о завершившихся испытаниях ракеты «Буревестник».

Как бы то ни было, ставки в предстоящих переговорах Дональда Трампа и Си Цзиньпина очень велики и во многом финальный исход будет зависеть от тактики нынешнего хозяина Белого дома. Отвечая на вопрос о том, чего ждать Украине от г-на Трампа, политолог Владимир Фесенко отмечает: «Краткий ответ: новых сюрпризов и новых «трамповских качелей». И не все сюрпризы от Трампа могут быть для нас положительными. Это тоже нужно иметь в виду. А вот что у президента США пока остается неизменным, так это его стремление способствовать завершению войны в Украине. Однако его мнение о форме и условиях завершения войны периодически меняется. И вот здесь есть риск новых сюрпризов. Что будет влиять на дальнейшие действия Трампа? В первую очередь - действия Путина. Если в Кремле решат сделать определенные шаги навстречу Трампу, предложат хотя бы относительные компромиссы, может восстановиться и тема встречи президентов США и России. Так что следует не забывать и о риске «сюрпризов» от Путина. Его спецпредставитель – Кирилл Дмитриев – вновь в США, в очередной раз сотрудничает со своим американским «напарником» по переговорам Стивом Виткоффом. И этот дуэт – постоянный источник неприятных сюрпризов».

Помимо этого, по убеждению эксперта, и на Трампа, и на Путина будут влиять тенденции и конкретные события российско-украинской войны: «В Кремле и российском Генштабе стремятся к захвату Покровска и Купянска. И если россиянам это удастся, то Трамп снова начнет склоняться к уступкам россиянам. И, наоборот, при стабилизации ситуации на фронте будет больше предпосылок для реализации сценария о прекращении огня по линии фронта. В стратегическом смысле именно военная ситуация будет являться определяющим фактором дальнейшего переговорного процесса».

Наконец, третий, хотя и относительный фактор влияния на дальнейшие действия Дональда Трампа, по убеждению Владимира Фесенко – это Китай. «В ближайшие две недели на Трампа будут влиять результаты его азиатского турне, а также то, как пройдет и чем завершится встреча лидеров США и КНР. Если между Трампом и Си Цзиньпином состоится достаточно конструктивный диалог, и в отношениях между США и КНР будет проявляться относительная нормализация, то в перспективе это может оказать положительное влияние и на переговорный процесс по завершению российско-украинской войны. И напротив. Однако следует понимать, что у Китая нет прямого интереса, помогать Трампу в завершении войны между Россией и Украиной. А поскольку эта война ослабляет и РФ, и Запад, то, с точки зрения китайских интересов, зачем торопиться с завершением этой войны. Также Китай не заинтересован и в сближении, а тем более в партнерских отношениях между Трампом и Путиным. Для Пекина целесообразно сохранять зависимость России именно от Китая. Однако эскалация российско-украинской войны и особенно ее расширение на страны ЕС не отвечает экономическим интересам КНР. Такой кризисный сценарий может разрушить мировую торговлю и спровоцировать глобальное политическое противостояние, которое ударит по глобалистской экономической стратегии Китая».

Таким образом, резюмирует политолог, интересы официального Пекина относительно российско-украинской войны противоречивы, соответственно, Поднебесная будет действовать ситуативно, в зависимости от обстоятельств, особенно в своих взаимоотношениях с США и Россией, а также учитывая развитие отношений между Вашингтоном и Москвой. «Именно поэтому новые сюрпризы в контексте российско-украинской войны неизбежны. Но к теме этой войны и последующих переговоров с Путиным Трамп вернется уже в ноябре, после своего возвращения из азиатского турне», - подытоживает Владимир Фесенко.

Читайте также: Греки отказались возить российскую нефть

Читайте также: ГУР ликвидировало сына российского генерала (ВИДЕО)

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое