Менее чем за две недели до 11 мая – дня официального окончания режима общегосударственного карантина – в правительстве заговорили о том, как государство будет выходить из вынужденного ступора. При этом, конкретных поэтапных шагов по каждой из отраслей в Кабмине не называют, ограничиваясь абстрактными категориями и непонятно на чем базирующимися прогнозными показателями. О том, как изменится социально-экономическая карта страны по окончанию карантинных будней Lenta.UA поговорила с экс-министром экономики Владимиром Лановым.
- Насколько за полтора месяца карантинного периода реально пострадала экономика Украины, и сколько времени понадобится для ее результативного вывода из реанимационных условий?
- Действительно, этот вопрос сейчас интересует и волнует людей даже больше, чем сводки с коронавирусных полей. Что мы имеем на сегодня? Вот уже почти два месяца закрыта большая часть магазинов и предприятий, которые продают товары и/или предоставляют услуги конечным потребителям. То есть, уже сейчас на глаз можно прикинуть, что процентов на 30-35 в среднем (а в некоторых сферах и на 90%) уменьшился объем услуг для населения, а это — реальные потери. Потери также несут отрасли, специализирующиеся на экспорте товаров, потому что упал спрос на наши сырьевые изделия, поскольку в многих странах наблюдается падение производства.
Підписуйтеcь на наш Telegram-канал Lenta.UA - ЄДИНІ незалежні новини про події в Україні та світі
Падение производства и продаж в потребительском секторе уменьшает платежеспособность и ресурсы этого сектора по отношению к производствам поставщиков. Иными словами, продовольственные товары, другие продукты, предоставляемые конечным потребителям, стремительно теряют спрос. Мы все видели, как, например, фермеры выбрасывают свою продукцию и так далее. В целом, я выхожу на 7-10% падения среднего объема товаров и услуг, производимых в стране и это достигнет в итоге до 35% ВВП.
- Прогнозная картина ясна и вполне ожидаемо является не слишком радужной. А что будет происходить в экономике после того, как полностью откроются рынки, кафе, отели, гипермаркеты техники и так далее?
- Предположим, открылись эти все заведения, и что? Люди сразу же пойдут расслабляться в ресторанах, покупать автомобили или телевизоры? Нет, конечно же, потому что карантинные месяцы, это, помимо прочего, уничтожение доходов граждан, которые сидели без работы. Поэтому все эти предприятия, которые были закрыты на период карантина не смогут тут и сейчас возобновить даже те обороты, которые были в конце прошлого года. То есть, мы в течение приблизительно шесть месяцев будем постепенно приходить в себя. А может и дольше, с учетом того, что наше правительство действует хаотично и непродуманно. Вот, Трамп, что сказал? По тысяче долларов раздать всем американцам. И тут не только речь о США, многие другие страны принимают идентичные решения.
- Вопрос в том, имеет ли Украина хотя бы минимальный ресурс для тех компенсаций населению, о которых вы говорите?
- Конечно, есть, только вот желания, похоже, нет! У нас у многих выдающихся деятелей месячные зарплаты по 700 и более тысяч бюджетных гривен. То есть, для этой армии избранных миллионы есть непонятно за какую работу, а по тысяче для всех украинцев нет? Смешно. Ресурсы есть, и тут все зависит в большей мере от политической позиции власти, особенно от ее моральной составляющей. Вот, они пересматривали бюджет и увеличили на 200 миллиардов расходы, увеличив тем самым дефицит. Понятно, что это непременно повлияет на инфляцию. Правительство прогнозирует уровень инфляции 10-11%, а я думаю, этот показатель будет большим.
Можно было при пересмотре бюджета найти деньги для потребителей, скажем, пенсионеров, безработных, других социальных категорий, а не вливать средства, куда не попадя. Например, бросили (а точнее, поделили между кланами) 25 миллиардов на строительство дорог. Не могли подождать несколько месяцев, надо вот прямо сейчас дороги строить, проблем более серьезных нет? Словом, у властей свои конъюнктурные приоритеты, тогда как ситуация требует совершенно иных решений, главное из которых — всесторонняя поддержка потребителей.
Да, многие говорят, дескать, у нас другие обстоятельства, нежели в других странах. Другие, а как же. Развалили банковский сектор, иначе можно было бы разработать программы, чтобы при участии государства предоставлялись на справедливых условиях потребительские кредиты. Но у нас сейчас и этой возможности нет, потому что у нас банки просто крутят деньги с НБУ, а предприятиям и потребителям денег не дают. А если дают, то под 60%. Что это? Это — удавка.
То есть, ситуация крайне плохая и после завершения карантина - страна будет пребывать в состоянии депрессии, как минимум, полгода. И это я говорю о потребительском секторе. Если остановиться на инвестиционных, промышленных, прочих отраслях, это все затянется куда дольше, поскольку удар действительно очень сильный. Ситуация усугубляется еще и тем, что, к сожалению, наше правительство не видит дальше собственного носа. Говорят, дескать, после 11 мая выходим плавно из карантина. Ну, и что дальше? Где реальный, структурный план по экономике? Нет его, зато есть слайды с яркими картинками и взятыми с потолка цифрами.
- Может ли Украина в сложившихся условиях обойтись без займов Международного валютного фонда (МВФ), кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка и так далее?
- Мы все должны четко понимать и осознавать: кредитная помощь МВФ нужна для того, чтобы рассчитаться по обязательствам, то есть, для возвращения предыдущих кредитов и оплате процентов. Сумма, в общем-то большая: $9-10 миллиардов по внешним кредитам. Понятное дело, что нужно брать, чтобы отдавать или надо было раньше думать — выкупать плохие кредиты с высокими ставками, реструктуризовать, словом, делать хоть что-то. Теперь же эти деньги уйдут туда же, откуда пришли, и ровным счетом никак не повлияют на накопление средств внутри страны. Средств, которых уже нет на потребительском уровне. Нужно было на этот период отложить платежи по жилищно-коммунальным услугам и так далее. Но никто ведь ничего не делает… Правительство все устраивает, у них высокие зарплаты и всевозможные премиальные начисления, при этом они сидят и ждут, что люди будут им аплодировать. Мечтать, как говорится, не вредно, но эти их мечты предельно скоро разобьются о рифы реальности.
- То, что задолженность по уплате услуг ЖКХ с каждым днем растет, как снежный ком — факт. А чего ожидать в сфере уплаты кредитов? Откуда люди, которые остались без работы или сидели за свой счет, будут брать средства?
- Начнем с того, что у нас нет кредитования в принципе. Я даже слов не могу подобрать, чтобы это все как-то более-менее культурно охарактеризовать. Возьмем, к примеру, «Приватбанк» - государственный, весь такой классный и распрекрасный. И что? Выдает потребительские кредиты под 60%. Это разве кредит? Нет, это называется топором по шее. Особенно этот топор «уместен», если вы берете кредит на лекарства, операцию… Кстати говоря, тут нужно посмотреть и с другой стороны. У нас стремительно опустошаются депозиты. Еще до карантина, по итогам января, депозиты граждан уменьшились на 500 миллионов, а за февраль — на миллиард. То есть, одни люди забирают деньги, другим нечем платить по кредитам, а правительство играется в слайдики.
- И каким в этой ситуации должно быть посткарантинное финансовое «меню» Кабмина?
- Сложно сказать, потому что нашу банковскую систему превратили в какой-то непонятный бульон, фарш, мутную смесь сочетания несочетаемого... Сегодня, например, сообщалось, что «Ощадбанк» просит правительство, чтобы его докапитализировали. Что это означает? Они просят миллиард долларов просто так на увеличение капитала. Кого тогда, спрашивается, они поддерживают и кредитуют, если они без бюджетных дотаций, либо лопнут как мыльный пузырь, либо разойдутся по швам от всевозможных дыр? И что делает в этих условиях Национальный банк? А НБУ говорит банкам: «Давайте свои деньги нам, а мы вам будем по 20% насчитывать. Дадим вам сертификаты, а вы с ними будете кружиться как деньгами». То есть, банки перестали работать на экономику. Они работают на Нацбанк, который затем этими деньгами помогает выкупать облигации правительства, которыми Кабмин покрывает дефицит бюджета. Где взять средства НБУ? Он берет у коммерческих банков… Но это вообще нонсенс, чтобы Национальный банк брал у коммерческих деньги и платил им 20%! Зачем тогда вообще, спрашивается, коммерческие банки? Назовите их отделениями НБУ, соберите под одну крышу, а затем аккумулируйте все в один фонд и распределяйте по стране.
Модель, когда НБУ забирает деньги и крутит с бюджетом, облигациями, неприемлема. Да, они (власть — Ред.) довольны и рассказывают, дескать мы свели бюджет, хотя у нас 20 миллиардов дыра от налоговиков, таможни и так далее. Но они свели и все, точка. Не добавили ведь ничего и при этом 600 млрд. будут тратить на погашение внешних долгов. В итоге банки фактически не работают, все сориентировано на какие-то эфемерные государственные интересы и непонятного происхождения долги. Зачем набирались этих долгов в прошлом году под 20%?
- Ну, долги не только прошлогодние, а и предшественников, а также предшественников предшественников…
- Хорошо, тогда давайте, называть вещи своими именами. Порошенко уничтожил всю банковскую систему, а вместе с ней нашу финансовую стабильность. Мы все и всё потеряли, став самой бедной страной Европы. Половину банков он (Петр Порошенко — Ред.) забрал, придумал какой-то Фонд гарантирования вкладов, который отбирает у банков права собственности. Это что такое вообще? Централизованно все, что можно, они там крутят миллиардами, грабя ежесекундно. Просто фантастика какая-то! И это все началось после Революции Достоинства. 2014 год — и пошло-поехало. Они ежегодно хапали внешние кредиты у приватных компаний под любые проценты на свои нужды, на нужды по выведению капитала и маскирования его в офшорах. Какое-то бездонное падение, не иначе.
- Что вы можете сказать относительно так называемого «антиколомойского» закона, вокруг принятия которого сейчас продолжаются острые дискуссии в парламенте и экспертных кругах?
- Ну, начнем с того, что нам никто целиком и полностью не показывает этот закон. У нас власть почему-то напрочь забыла о том, что необходимо по существу информировать общественность касательно своих законодательных инициатив. Как я понимаю ситуацию? Административный суд принял решение, что национализация «Привата» была неправильной и бывшим собственникам необходимо вернуть определенную сумму денежных средств. Надо понимать, что суд не может вот так взять и на ровном месте занять сторону Коломойского. Ему нужны обстоятельства. А обстоятельства были. Кто так, спрашивается, проводит национализацию? Это не национализация была, а конфискация. Только Сталина и Ленина не хватало, а так все атрибуты присутствовали.
С другой стороны, Коломойский и компания сначала вывели средства, отдали банк, а теперь говорят, что отобрали незаконно и требуют компенсаций. То есть, тут такая путаница, что, простите, черт ногу сломит. А вот, почему с так называемым «антиколомойским» законом на наше правительство давит Запад, вполне понятно. Потому что у Коломойского в США, скажем так, непорядок. Там какие-то отмывания, отклонения и так далее. Вот они и говорят, что нельзя такому лицу что-то возвращать, компенсировать, необходимо разбираться более комплексно. То есть, ситуация такова, что Коломойский напакостил в США и теперь с ним хотят разбираться американцы, применяя все возможные и невозможные рычаги.
- Кстати, о рычагах. Как бы вы оценили идею экс-министра финансов Уманского о необходимости срочной остановки экспорта критически важных товаров?
- Это фундаментальный вопрос, который непосредственно связан с тем, что мы – сырьевая экспортная экономика. С этим действительно нужно что-то делать, искать комплексные подходы, а у нас пока что всячески стимулируют вывоз сырья. А нужно ту же руду, зерно, металл, примитивные минудобрения не выпускать за границу, а перерабатывать глубже и тогда уже реализовать более высокотехнологичную продукцию с учетом добавленной стоимости и так далее. Для меня абсолютно очевидным является факт того, что нельзя насчитывать НДС на сырьевую продукцию. Но что делает наша управленческая система? Одни добывают руду, за которую должны заплатить НДС. Должны, но на самом деле они продают ее другим фирмам-экспортерам или посредникам, которые, показывают на границе, что оплатили внутренний НДС, покупая это сырье непосредственно в Украине. А НДС при вывозе продукции заграницу, как известно, возвращается. То есть, никакой добавленной стоимости нет, а сырье вывозят. Это очень выгодно: ничего не делай, только копай и выбрасывай. Точно также и зерно: посеяли, собрали, вывезли и получили свои 20% на сумму экспортированных товаров. Это огромнейшая прибыль, сверх обычных доходов от ренты, занижения стоимости аренды земли и т. д. Зачем им при таких раскладах заниматься каким-то там производством, инвестиционными вопросами, строительством, расширением? Их совершенно все устраивает.
- А в итоге на страницах ведущего испанского издания «El Pais» под заголовком «Призрак банкротства парит над Украиной», мы читаем статью авторства президента Зеленского, где он рассказывает, что наша страна так и не смогла изменить сырьевую экономику и сейчас перед ней стоит угроза экономического кризиса, поэтому, давайте, спасайте нас немедленно.
- А на нас там смотрят и думают: «Вы о чем вообще, чем вы занимались все эти годы?». То есть, мы выглядим в глазах мировой общественности, скажем так, умалишенными. Ситуацию нужно менять, однако необходимо понимать, что за всем этим стоит мощнейший олигархический тыл. Олигархи зубами будут рвать все вокруг, но никогда не допустят, чтобы им не вернули НДС, потому что это миллиарды. Это то, с чего они платят взятки, с которых живут налоговики и прочие чиновники самых разных уровней. Эти все политики и чиновники будут защищать олигархические кланы как только можно, потому что они с этого живут и живут так, как нам с вами даже в самом волшебном сне не приснится. В сложившихся условиях как никогда нужна сильная власть, готовая обрубить все «хвосты», не учитывая интересов всех этих олигархических, финансовых кланов и политико-чиновничьих групп. И как бы пафосно это не звучало, но нужно уже, наконец, разрывать этот порочный круг и начинать думать о людях.
- А люди сейчас, помимо прочего, пытаются понять суть, вступившего вчера в действие законопроекта о финансовом мониторинге, которым втрое понижается планка для анонимных (без идентификации) денежных переводов и платежей: с 15 тысяч грн до 5 тысяч грн. С какой целью, как считаете, это делается?
- Не хотелось бы, конечно, так говорить, но… все по-прежнему делается для того, чтобы страну просто растянули по кускам. Мы уже говорили о том, какими схемами занимается НБУ, банки, для чего они вообще работают, да и в принципе — существуют. Чтобы просто так гонять туда-сюда деньги, накручивая проценты.
Сейчас наживаться не на чем, вот и сидят, думают, как бы придавить, прижать, чтобы дышать было невозможно. Ну, что это такое за отношение, что за мораль такая извращенная… Я не понимаю. Зачем, вот зачем, мы снова и снова меняем власть, а она приходит, и как предыдущая гнобит людей, настолько, насколько хватает нездоровой фантазии? К сожалению, мы должны быть готовыми к тому, что некомпетентность, безответственность, недальновидность власти, приведет к хаосу и пропасти, а каким образом потом оттуда выкарабкиваться, сегодня разве что одному только Богу известно.
Наталия Ромашова
Крижак ДмитрийНовости
Агент РФ из тюрьмы координировал поджоги автомобилей силовиков во Львове
15:15 13 янв 2025.
Турция и РФ обсудили войну в Украине
14:55 13 янв 2025.
Оккупанты ударили по объекту критической инфраструктуры в Мирнограде
14:15 13 янв 2025.
Жительница Киева готовила обстрел правительственного квартала
13:55 13 янв 2025.
«Тысяча Зеленского»: Кабмин выделил несколько миллиардов
13:30 13 янв 2025.
Убийство Фарион: во Львове началось судебное заседание
13:15 13 янв 2025.
War & Sanctions: ГУР начинает серию публикаций данных российских "производителей смерти"
12:55 13 янв 2025.
У Трампа хотят заключить соглашение по Гренландии
12:30 13 янв 2025.
Работники ГСЧС создали схему по закупке планшетов
12:15 13 янв 2025.