ИсторияТайное и явное

Золото барона Унгерна. Где белый генерал спрятал казну своего воинства

06:34 31 дек 2019.  2040Читайте на: УКРРУС

24 ящика, в каждом из которых находилось по 3,5 пуда (57,4 кг) золотых монет, бесследно исчезли после расстрела в 1921-м большевиками командира Азиатской конной дивизии.

Во время Гражданской войны потомок немецких рыцарей, принявший буддизм, Роман Унгерн контролировал огромную территорию от Байкала до Приамурья, — пишет Александр Бражник на сайте Кириллица.

Барон командовал Азиатской конной дивизией, состоявшей из казаков, бурятов и монголов, которые считали его воплощением Чингисхана. Зимой 1920 года его всадники выбили китайский гарнизон из Урги, то есть будущей столицы Монголии — Улан-Батора.

Солдаты Азиатской конной дивизии

Тем не менее, под давлением красных дивизия Унгерна отступала, а летом 1921-го, возмущенные жестоким обращением командира, солдаты и офицеры восстали. Генерал-лейтенант остался один, попал в плен к красноармейцам и после публичного суда был казнен 15 сентября 1921 года в Новониколаевске (современный Новосибирск).

Сразу после смерти барона появились слухи о его несметных сокровищах, спрятанных в монгольской степи. По странному стечению обстоятельства практически все сведения о золоте дивизии исходили от поляков, служивших при бароне.

В мае 1920 года журналист и писатель Антоний Оссендовский присоединился к Азиатской дивизии и стал помощником Унгерна. О своих приключениях он написал книгу «Люди, боги, звери», где рассказал о посещении с бароном буддийского монастыря Гандан — крупнейшего в Урге.

Буддийский монастырь Гандан 

Якобы там генерал вручил настоятелю план тайника, где спрятал полторы тонны золота. При этом Унгерн завещал, что если в течение 50 лет за золотом не придут, то следует потратить его на распространение ламаизма. Однако к воспоминаниям польского литератора исследователи относятся скептически.

Его соотечественник Камиль Гижицкий служил при штабе Азиатской дивизии и пользовался доверием барона. В 1929 году во Львове Гижицкий издал книгу «По Урянхаю и Монголии», где отметил, что свои сокровища Унгерн спрятал возле озера Буйр-Нуур.

Автор подчеркивает, что новообращенный буддист уважал обычаи лам, которым запрещалось копать землю, поэтому золото схоронил в одной из лощин вокруг озера, заполненных илом и глиной.

Озеро Буйр-Нуур. Фото: Tour Mongolia

Третий источник о кассе Азиатской дивизии — Казимек Гроховский, в 1920-е годы — директор гимназии в Харбине для детей поляков, эмигрировавших из России. В 1928 году он написал книгу, где утверждал, что во время наступления корпуса РККА барон приказал вывести кассу Азиатской дивизии на восток.

Ссылаясь на свидетельства очевидцев, директор гимназии писал: «Золото, было упаковано в 24 ящика... В каждом ящике находилось по 3,5 пуда (57,4 кг) золотых монет». На отряд, перевозивший казну, напали красноармейцы. Пытаясь оторваться от преследователей, бойцы закопали золото в 160 километрах к юго-западу от городка Хайлар. В указанном месте расположено озеро Буйр-Нуур, о котором говорил Гижицкий.

«Не вами спрятано — не вам и достанется, господа! — издевался в начале 1930-х в харбинской эмигрантской газете «Рупор» журналист Коробов. — Ценности, оставшиеся после Унгерна, перейдут к тем, кто раскроет тайну исчезновения главной кассы Азиатской дивизии. Ключ же от этой тайны находится в одном из буддийских монастырей в Тибете».

Хангайские горы

В Польше история с золотом Унгерна пользовалась большей популярностью, чем в СССР. В 1957 году в журнале «Пшекруй» сделали предположение, что тайник барона скрыт в монгольском горном массиве Хангай. Через несколько лет в другой польский журнал пришло письмо, подписанное псевдонимом «Цуган Тологой», что в переводе с монгольского означает «белая вершина».

Автор послания рассказывал, что воевал в составе дивизии Унгерна и утверждал, что возле переправ через реки Джижа, Селенга и Орхон его отступающие товарищи делали тайники с оружием и боеприпасами. В одной из ям они оставили и золото.

В 1942 году в Харбине вышла книга Николая Князева «Легендарный барон». Автор называл себя бывшим соратником Унгерна и писал, что командующий Азиатской конной дивизией располагал огромными деньгами. Только из Даурии они вывезли 360 тысяч золотых рублей. В китайском банке Урги барон захватил несколько пудов золота и серебра. После поражения дивизии под Кяхтой большая часть денег попала к большевикам.

Князев свидетельствует, что на последнем этапе существования дивизии Унгерн передал интенданту Коровину «3 пуда 37 фунтов золота (64,3 кг), 4 пуда серебра, 1800 руб. банковским серебром, 2 пуда ямбами и рубленым серебром и 1400 американских долларов». Средства доставили в отряд возле озера Буйр-Нуур. Часть денег раздали бойцам, судьба остальных сокровищ неизвестна.

На заставочном фото: генерал-лейтенант фон Унгерн на допросе в штабе 5-й Красной Армии, сентябрь 1921 г.

Михаил Гольд

Самое читаемое