ПолитикаВласть

Зеленский не станет абсолютным злом, как Янукович - политтехнолог Денис Богуш

17:55 22 май 2020.  6276Читайте на: УКРРУС

«Большая» пресс-конференция Владимира Зеленского, приуроченная годовщине его пребывания на посту главы государства, стала темой недели. В ходе общения с журналистами президент жаловался на то, что остро ощущает кадровый голод, дескать не может найти профессионалов в той или иной области и это существенно тормозит движение страны по различным направлениям. О том, действительно ли дефицит профессионалов является ахиллесовой пятой «Зе», Lenta.UA поговорила с известным политтехнологом Денисом Богушем.

- Как бы вы оценили трансформацию Владимира Зеленского за год пребывания у власти, отталкиваясь от его последней пресс-конференции?

- Начнем с того, что за время пребывания на Банковой Владимир Зеленский дважды в широком кругу встречался с журналистами. Первый раз — прошлой осенью в фудкорте. Так вот, фудкорт — это была такая себе хитрая уловка, чтобы он был в более-менее своей, комфортной среде и мог избежать неудобных вопросов. Сейчас же, в парке возле Мариинского дворца все было по-другому и президенту задали большинство, в том числе, предельно острых вопросов, которые интересуют общественность. На мой взгляд, он был подготовлен: ориентировался в цифрах, да и в ситуации в стране и вне ее пределов, в целом. Словом, это уже был другой человек. Конечно, не имея опыта и знаний государственного управления, президент совершал некоторые осечки, но за год он многому научился и многое узнал. Через два года будет еще больше знать, и мы уже увидим четкое направление движения страны. Пока что нет виденья развития Украины, вот в чем дело. Фишка в том, что он уже разобрался в том, что и как происходит, а вот будущей стратегии на данный момент нет.

Читайте также: Зеленскому доложили о деньгах для долгожданных выплат надбавок медикам

- То есть, за год президентства в сознании Зеленского есть определенный, часто корректируемый пунктир, но нет четкой и непрерывной линии?

- В общем-то, да, но это вполне понятно, поскольку невозможно в принципе, даже расставив везде своих людей, резко свернуть с какого-то пути. По моему видению, Зеленский полностью поменял уже где-то четыре команды.

- О каких четырех командах идет речь?

- Не о тех, которые видимы, а тех, кто ему советует и влияет «в тени». Вначале некоторые из таких групп советников пользовались его некомпетентностью и вовсю использовали так называемую теплую ванную. Но дело в том, что Зеленский сам по себе — игрок и самостоятельная фигура. Конечно, он где-то управляемый на тех участках, где что-то не знает, но как только узнает — начинает вести свою личную игру. И, кстати говоря, в истории с надвигающимся российским реваншем я уже начинаю видеть, как он самостоятельно начинает этому всему сопротивляться.

- Что конкретно вы имеете в виду, говоря о надвигающемся российском реванше?

- Имею в виду, прежде всего, кадровую историю с людьми из «Партии регионов», правительства Януковича и так далее, которых на разных уровнях пытаются протянуть во власть. Это — с одной стороны. С другой стороны, у нас, например, сворачивается план НАТО при Минобороны. То есть, делаются определенные вещи, связанные с тем, чтобы не раздражать Путина, и чтобы он дальше вел диалог, потому что с Порошенко контакта не было вообще. Сейчас сложился более-менее статус-кво: Зеленский не идет на все, что «двигает» Россия, а ведет свою игру так, как ему это позволяет его картина мира. Я считаю, что еще где-то год работы, и Зеленский, который станет уже другим, будет иметь такую картину той работы, которая велась до него.

- Отличная история. То есть, еще год и мы вернемся на исходную, потому что работа, которая велась в российском направлении до него, не принесла каких-либо значимых практических результатовв плане прекращения войны на Донбассе. 

- Не надо забывать, что тогда шла реальная война, убивали людей и нужно было остановить эту бойню, что и было сделано в рамках Минска-1. Другого выхода для Порошенко на тот момент просто не было...

- Минск — де-факто мертвый и практически ничего из того, что подписывается в столице Беларуси не имеет практического продолжения. И что, Путин будет сидеть год и ждать, пока кто-то на Банковой нарисует для себя новую картину мира?

- А Путин и не сидит… Он влияет, он насыщает агентурой Украину и, пользуясь слабостью и непониманием ситуации со стороны украинской власти, играет исподтишка. Но у него сейчас есть масса других проблем — цены на нефть, ужасная экономическая ситуация, коронавирус, наконец. Поэтому, у Путина сейчас своих проблем столько, что украинское направление не на «передовой».

Да, они там что-то делают, поменяли Суркова на Козака в минской группе, но и он, думаю, скоро будет не в фаворе. Они ведь как думали? Назначат Козака и будут очень круто влиять, но Ермак (глава Офиса президента Зеленского — Ред.) же тоже оказался не из робкого десятка и он, как украинский гражданин, не захотел быть марионеткой.

- Кстати, именно Андрея Ермака на своей «большой» пресс-конференции президент назвал не иначе как своим доверенным лицом, то есть, человеком, которому всецело доверяет, но при этом с нескрываемыми нотками отчаянья констатировал, что очень остро ощущает кадровый голод. Как считаете, почему?

- Потому что та система подбора кадров, которую они начали, не дает эффекта, когда выстраивается очередь желающих идти в эту команду. По итогу, все в шоке от некомпетентности губернаторов, министров и так далее. Но не все так мрачно на данном этапе. В Кабмине сейчас, к примеру, где-то половина состава – это достаточно профессиональные люди. Тем не менее, кадровую политику еще нужно серьезно отстраивать, поскольку на сегодняшний день они только-только начинают осознавать необходимость наличия кадрового резерва, потребность в обучении людей, а не банального их набора буквально с улицы.

Вот они набрали таких людей с улицы в Верховную Раду, и что в итоге? Они теперь, слоняясь там из угла в угол с очень странными мыслями и поведением, не понимают, кто они, куда попали и что им делать. Но одно дело, когда ты в парламенте, снуешь туда-сюда и типа принимаешь законы, а другое дело, когда ты в правительстве, тратя бюджетные деньги, управляешь разными секторами жизнедеятельности страны. Я считаю, что уже вчера надо было начать заниматься подготовкой кадров через, например, Академию при президенте и так далее.

Сегодня лично Зеленскому ежедневно приходится принимать сотни сверх важных решений, касающихся самых различных сфер. Но лично он — талантливый человек и учится. А государственное управление — это очень и очень сложно, и понять это все можно, лишь находясь внутри.

- Находясь как никто другой внутри системы, за год президентства, Владимир Зеленский пошел по пути борьбы с ней, ее искоренению и строительству новой или…?

- Он пока что идет по пути учебы. Чтобы бороться с системой, нужно знать каждый ее винтик и гаечку. И Зеленский, который, как я понял из его пресс-конференции, принимает персонально буквально все решения, пока что не назначил таких людей, которые могли бы полностью разрушить старую систему. Но у него попросту нет другого выхода, кроме как назначать серьезных, солидных людей, которые каждый на своем участке будут ему помогать. А что было раньше? Набрали каких-то детей в Кабмин, особенно с Гончаруком во главе, где творилось что-то странно-невообразимое, и сидели – ждали с моря погоды. Первое правительство Зеленского — это была очень губительная история, которая, к счастью, быстро закончилась. Нынешнее же правительство начинает осознавать, что им нужны профессионалы, нужна сильная команда для страны, столкнувшейся с серьезными экономическими и коронавирусными в придачу вызовами. Кстати говоря, с учетом очень непростой атмосферы в обществе, Аваков, если говорить о Кабмине — это суперостровок стабильности.

- То есть, вы согласны с утверждением президента, который, отвечая на многочисленные вопросы журналистов о «непотопляемости» главы МВД, назвал Арсена Авакова мощным министром?

- Конечно! Он сейчас в Кабмине едва ли не единственный сильный и понимающий суть дел человек. Аваков полностью держит ситуацию под контролем, потому что реально ситуация буквально во всех областях очень, скажем так, стремная. Поэтому, менять его на какого-то молодого и зеленого в плане опыта министра в нынешних условиях, было бы, наверное, большой ошибкой. При том, что никто как бы не питает иллюзий, что Аваков — кристально чистый ангел. Нет, он далеко не ангел, но в данной истории именно он, еще раз подчеркиваю — островок стабильности и уверенности в силах этого Кабмина. Я вам больше скажу: вполне возможно, что именно из-за Авакова сейчас не распадается эта страна.

- И как этот «островок стабильности» уживется с давним «другом» с просто вулканической энергией — Михаилом Саакашвили, который вот уже неделю возглавляет Комитет реформ при Банковой?

- Между прочим, я сейчас наблюдаю за Саакашвили и вижу, что он уже научился овладевать собой. Он уже не такой сверхэмоциональный, не рубит с плеча, да и в целом, ведет себя довольно конструктивно. Все ждали, что он непременно станет островком нестабильности, а оказалось, что он может быть разным. У Саакашвили реально есть куча конструктивных идей, которые можно и нужно как-то применять. Но применять, подчеркиваю, в рамках общей стратегии, которая предметно отвечала бы на вопросы о том, куда мы идем, к какой форме демократии тяготеем, какая экономическая модель является для нас приемлемой и так далее. А сейчас у нас по каждому министерству есть вопросы, ответов на которые нет ни у кого, начиная от президента, в виду отсутствия общей стратегии страны.

- Какая из госструктур должна быть мозговым центром в плане подготовки данной стратегии «под ключ»?

- В данном случае, вопрос не в структуре, а в людях, способных расставлять правильные приоритеты. Есть, к примеру, группа консультантов, которая говорит: «Ребята, наш приоритет IT или аграрный сектор, или строительство ракет, или продажа каштанов». Выбирая приоритетный сектор, должны быть предоставлены четкие расчеты, как, скажем, за год мы можем вытянуть экономику на том, на том, на том и на этом. То есть, для этого не нужна никакая структура, министерство или что-то подобное. Должен быть человек, имеющий стратегическое мышление и в рамках определенной стратегической группы он должен написать свою визию, которую публично «освятит» президент, вот и все. Сегодня таких людей нету, есть только люди, которые помогают президенту учиться, поэтому мы сейчас в первом классе.

- Если говорить о людях, то в ходе своей пресс-конференции Зеленский весьма и весьма похвально отозвался о премьер-министре Шмыгале. Он обладает теми качествами, о которых вы говорите?

- Мне сложно сказать о том, как работает Шмыгаль, но из того, что я вижу, могу сказать, что этот человек, может быть, является хорошим исполнителем, но он точно не визионер. Поэтому сейчас просто идет латание дыр, часто хаотичное и непродуманное. Кстати говоря, нам еще очень повезло, что наша страна достаточно хорошо переносит коронавирус благодаря неспецифическому иммунитету. То есть, через нас прошло уже столько всяких разных вирусов, что организм украинцев имеет сильный, неспецифический иммунитет от всевозможных зараз. Так что Зеленскому еще крупно повезло, что он в коронавирусных условиях правит именно в такой стране. А где-то через год, поверьте, он (Владимир Зеленский — Ред.) вообще станет нормальным президентом. Правда, если захочет, потому что очень многое зависит именно от его желания. А если вокруг него, при наличии у него желания учиться, будут очень хорошие консультанты, то с нашей страной все будет хорошо.

К слову, у него рядом уже есть такие люди. Например, Олег Устенко — это очень крутой консультант по экономике. Реально, по макроэкономике — это один из лучших в Украине специалистов. То есть, нужные и важные люди вокруг Зеленского есть, нужно время. Но мы должны понимать одно: нам с этим президентом жить, и он точно не станет, как Янукович, абсолютным злом. Поэтому, мы все заинтересованы в том, чтобы он научился и много чему он уже, к слову, научился. К тому же, у Зеленского наверняка хорошая память и он не забывает о том, что живет в обществе, которое сделало два Майдана.

Украинское общество держит руку на пульсе, контролирует все ходы. Тут, кстати, в качестве примера можно привести дело Шеремета, о котором часто спрашивали президента на его пресс-конференции. Для него участие в небезызвестном брифинге МВД, думаю, стало большим уроком на будущее и он теперь будет осторожнее в сто раз. Потому что люди, без каких-либо доказательств, вот уже пять месяцев сидят в тюрьме и ему (президенту — Ред.) теперь это все надо как-то разруливать. А в том, что спуску ему тут не дадут ни журналисты, ни активисты, нет никаких сомнений.

Наталия Ромашова

Читайте также: Зеленского предупредили об угрозе кори, столбняка и туберкулеза

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое