ПолитикаВласть

Зеленский и «акулы»: кто и почему пытается лишить президента монобольшинства

16:24 21 апр 2020.  7232Читайте на: УКРРУС

О рисках для Владимира Зеленского потерять власть уже через год после победы на президентских выборах, электоральной поддержке главы государства, читайте в материалах Lenta.UA.

Ровно год назад, 21 апреля 2019 года, Владимир Зеленский c колоссальным вотумом доверия в 73% победил на президентских выборах. В обществе тогда были совершенно разные ожидания – от экономического прорыва до дефолта. Соответственно и прогнозы звучали как радушно-перспективные, так и беспросветно-апокалиптические.

Пребывая на гребне волны всенародных симпатий, аккурат после всех инаугурационных процедур 20 мая Зеленский объявил о роспуске Верховной Рады и проведении досрочных парламентских выборов. Данное решение было вполне логичным (хоть и юридически крайне сомнительным), поскольку большинство в «старом» парламенте составляла коалиция, где главную скрипку играла фракция БПП, лидер которой Петр Порошенко являлся ключевым оппонентом новоизбранного главы государства. Не желая быть «английской королевой» в новой системе властных координат, Владимир Зеленский досрочно прекратил полномочия ВР и уже 21 июля по смешанной избирательной системе с мажоритарными одномандатными округами и партийными списками, прошли внеплановые выборы в единственный законодательный орган страны. По итогам волеизъявления, созданная с колес «Слуга народа» получила по партийному списку 43% голосов (124 места) и еще 130 мест в одномандатных округах. Всего в сессионном зале новоизбранной Рады «слуги» заняли 254 кресла из 450-х, став самой численной фракцией в истории украинского парламентаризма.

Читайте также: Грязные танцы: как Зе-команда пробивает дорогу «антиколомойскому» закону

Имея более чем солидную численную команду, СН не стала заключать коалиционный союз с другими фракциями, и в итоге было создано правящее монобольшинство на основе «Слуги народа». С момента выборов пропрезидентская фракция «похудела» на шесть депутатов, при этом ни один из них не покинул ряды по собственному желанию – все они, по тем или иным причинам, были исключены.

Учитывая, что для беспрепятственного принятия законов необходимо иметь в активе 226 голосов (правда, изменения в Конституцию нуждаются в поддержке конституционного большинства – 300), на парламентско-пленарном старте «Слуга народа» демонстрировала небывалую доселе законодательную активность, которую позже окрестили турборежимом. Однако в последнее время все чаще внутри СН наблюдается отсутствие единства при голосованиях, в следствии чего Банковой, посредством кулуарных торгов приходится искать поддержку среди других – де-юре оппозиционных фракций.

Вместе с тем, Владимир Зеленский считает, что у «Слуги народа», несмотря на имеющиеся – и вполне очевидные – трудности в работе, есть все возможности, чтобы продолжать быстро менять страну на законодательном уровне. «Этот корабль под названием «Слуга народа» – все зависит от него. Все зависит уже не от погоды... С самого начала я предоставил возможность, чтобы это был очень прочный корабль для этой команды, которая на борту. И главная задача для этого корабля – просто идти вперед», - заявил на днях Зеленский в студии программы «Свобода слова Савика Шустера». Он также отметил, что если депутаты от СН хотят идти вперед, то никакие штормы им не помешают. При этом, глава государства особо подчеркнул, что в политическом океане, есть очень много «акул», которые делают все, чтобы фракционный корабль «Слуга народа» как можно быстрее пошел ко дну.

Рискует ли на заре второго года своего президентства Владимир Зеленский потерять стабильную поддержку в Верховной Раде, и кто конкретно является этими самыми «акулами», жаждущими разрушительного кораблекрушения монобольшинства? Ответ на эти и другие вопросы Lenta.UA искала в компании известных политологов. Забегая наперед, отметим, что мнения экспертов разделились: одни называют центробежные процессы в Зе-команде ожидаемыми и неизбежными, другие же утверждают, что властная пирамида и впредь будет прочной, несмотря на ситуативные разногласия.

Кирилл Молчанов, заместитель директора «Украинского института политики» отмечает: «Владимир Зеленский, комментируя нынешнюю ситуацию в парламенте, вел себя не очень сдержано и у него неудачно вышло с метафорой... Ну, что это такой за корабль, который боится акул? Может быть, президент хотел сказать о какой-то торпеде, но сказал то, что сказал. Сравнение, в общем-то, не очень получилось. А вообще, складывается такое впечатление, что, несмотря на то, что не прошла и первая годовщина президентства, Зеленский сильно устал и у него опускаются руки. Это, во-первых. Во-вторых, время, когда к президенту был колоссальный кредит доверия и когда можно было выполнить обещание, например, про «посадки», утрачено. И теперь президент стал заложником ситуации и вынужден договариваться с вчерашними оппонентами с тем, чтобы собрать голоса в парламенте за те или иные, в том числе, судьбоносные для Украины решения».

Парадокс ситуации, по мнению Молчанова состоит в том, что даже сейчас, когда уровень доверия к главе государства составляет порядка 46%, он вынужден «с протянутой рукой идти к тем, чья электоральная поддержка 15% и менее». Эксперт, подчеркнув, что нынешний хозяин Банковой уже окончательно понял, что на его шее в Верховную Раду въехали люди некомпетентные, а иногда даже слабо интеллектуальные, пребывающие в другом измерении, резюмирует: «Отсюда и некая безнадежность, которой в последнее время все чаще веет от Владимира Зеленского».

Конкретно персонифицирует этих самых «акул», о которых заявляет президент, политолог Тарас Березовец: «Я думаю, к уровню «акул» президент мог отнести лишь Игоря Коломойского, который не только контролирует более 50-ти депутатов внутри «Слуги народа», но и влияет на несколько депутатских групп, в частности на «Возрождение». Поэтому, на сегодня Коломойский – это единственный человек, который может по-серьезному вставлять палки в колеса президента и ломать ему любую игру. Несколько раз такое уже происходило, когда Зеленскому доводилось просить о поддержке либо Медведчука, либо  Порошенко, а также фракцию «Голос».

По убеждению Тараса Березовца сложившаяся в парламенте ситуация действительно небезопасна, потому что, несмотря на то, что формально монобольшинство сохраняется, реального единства там нет. «Причем, монобольшинства нет не только в таких вопросах, как «антиколомойский» или земельный закон. Предельно часто люди Коломойского голосуют абсолютно не синхронно с остальными «слугами». Кстати, я вот сегодня как раз пересматривал дебаты годичной давности на Олимпийском, где президент сказал, что отвечать будут все, начиная от «свинарчуков», заканчивая Коломойским, если на то будут основания. Это значит, что Зеленский еще год назад осознавал опасность для себя со стороны Игоря Валерьевича, но, к сожалению, не придал этому надлежащего внимания, а теперь страдает от того, что недооценил эту опасность в лице людей Коломойского в таком количестве», - заключает политолог.  

В свою очередь, Игорь Когут из «Лаборатории законодательных инициатив» акцентирует на следующем: «Я не думаю, что на «Слугу народу» есть какие-то серьезные влияния со стороны каких-либо других фракций в целом, но эти влияния могут проявляться со стороны олигархических кругов, имеющих акции часто сразу в нескольких политсилах. Эти «атаки» на монобольшинство особенно проявляются тогда, когда происходит наступление на определенных олигархов или определенные схемы. Сегодня в условиях карантина власти часто приходится принимать решения, которые не идут на пользу тех или иных финансово-промышленных групп, отсюда и все «штормы» в Верховной Раде».

Олигархический след в перманентных распрях внутри монобольшинства видит и экс-нардеп, политолог Олесь Доний: «Только президенту известно, кого конкретно он считает «акулами», пытающимися «съесть» его фракцию. Но на сегодня ситуация выглядит следующим образом: у «Слуги народа» есть большинство, которое с формальной точки зрения способно без привлечения представителей каких-либо других фракций принимать те или иные решения. Однако после определенного «медового месяца» мы наблюдаем расслоение непосредственно пропрезидентской фракции, которая не может собрать по некоторым, причем, достаточно важным законопроектам, необходимое количество голосов. И тут возникает закономерный вопрос о том, насколько серьезным был этап подготовки и подбора кандидатов в списки СН. Мы знаем, что партия фактически формировалась с нуля в предвыборный период и участие в этом процессе принимали разные личности с разными, в том числе, экономическими интересами. То есть, сейчас мы все чаще видим проявление неоднородности самой политической партии, вследствие чего президент должен искать компромиссы с другими олигархическими группами из «Евросолидарности» и «ОПЗЖ».

Владимир Зеленский, как полагает Олесь Доний, продемонстрировал нежелание разрушать устоявшуюся олигархическую систему, и, плывя по течению, разочаровывает доверившихся ему избирателей: «Очевидно, что большая часть людей, отдавших свои голоса сначала за Зеленского, а затем и за «Слугу народа», надеялась на демонтаж олигархической системы, разрушение монополий и ориентацию на мелкий/средний бизнес. Но сейчас мы четко видим: ориентация осталась такой же, какой она была и у всех предыдущих властей – это ориентация на олигархат».

«Акулы», о которых заявляет президент Зеленский – это образные сравнения, но то, что у власти действительно есть серьезнейшие противники и в парламенте, и вне его пределов – факт, констатирует политолог Владимир Фесенко. Говоря о дальнейшей судьбе «Слуги народа», подчеркивает: «Мой прогноз следующий: в ближайшие несколько месяцев не существует абсолютно никаких реальных угроз для раскола пропрезидентской фракции. Обратите внимание, что ни один депутат даже не выходит из фракции. Но самый важный момент состоит в том, что внутри «Слуги народа» нет организованной оппозиции именно к Зеленскому. Есть недоразумения между руководством и некими группами во фракции, есть персональное неприятие между, например, Потураевым и Дубинским, но оба – лояльны к Зеленскому».

В то же время, эксперт делает вывод, что до тех пор, пока Владимир Зеленский будет демонстрировать уверенность и проявлять решительность, а его рейтинги не скатятся к критическим отметкам – если не поголовно вся фракция «Слуга народа», то абсолютное ее большинство будет сохранять лояльность к хозяину Банковой.

Характеризуя определенные и очевидные трения во взаимоотношениях представителей законодательной части Зе-команды, эксперты акцентируют внимание на том, что, несмотря на действующую нынче парламентско-президентскую модель госуправления, политическая погода в стране всецело зависит от позиций главы государства, а отнюдь не от монобольшинства. Поэтому происков всевозможных «акул», «пираний» и прочих политических хищников следует опасаться, прежде всего, самому Владимиру Зеленскому.

Наталия Ромашова

Читайте также: Подайте Суркисам на офшоры: как братья-олигархи «сделали» государство и при чем тут Коломойский

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое