ПолитикаВласть

Юрий Романенко: Зеленский может повторить путь Эрдогана

19:15 23 июл 2019.  4837Читайте на: УКРРУС

О том, кто станет премьер-министром, какова дальнейшая судьба Арсена Авакова, а также о будущих местных выборах, читайте в интервью Lenta.UA эксперта по международной и внутренней политике «Украинского института будущего» Юрия Романенко.

Несмотря на то, что Центризбирком еще не обнародовал официальные данные воскресного волеизъявления, уже очевидно, что пропрезидентская «Слуга народа» будет править бал в Верховной Раде нового созыва. О том, какие риски в себе несет вероятное монобольшинство «слуг» и почему олигархи и общественность недооценили фигуру Зеленского, изданию Lenta.UA рассказал политолог, эксперт по международной и внутренней политике «Украинского института будущего» Юрий Романенко. 

- Как вы считаете, чем обусловлен провал «элит» на парламентских выборах на местах? Почему, к примеру, провалился «УДАР» Кличко, Труханов с Кернесом, а также такие «мастодонты» как Литвин, Жеваго, которые окучивали «свои» округа десятилетиями?

Читайте также: Зеленский назвал одного из кандидатов в генпрокуроры

- На самом деле это вполне объяснимо. Все они настолько достали, что люди готовы голосовать за фотографов, аниматоров и т.д., лишь бы только эти рожи исчезли из горизонта. То есть, «элита» потерпела системный провал, потому что на протяжении 28 лет она топила страну, играла исключительно в личных интересах и как следствие люди, как только появилась возможность проголосовать за того, кто не связан с истеблишментом, сделали это.

- Иными словами, люди, поддавшись определенному романтизму, сделали слепую ставку на неизвестность?

- Именно. Люди никогда не принимают решений на основе каких-то расчетов – холодных и здравых. Это все миф, причем миф, который касается не только Украины, но и любого электорального процесса, что в Штатах, что в Европе. Люди – эмоциональные. Люди поддаются стереотипам. Поэтому разговоры о том, что люди все холодно взвешивают... скажем так, не имеют ничего общего с реальностью. Никто на самом деле ничего не взвешивает. Для того, чтобы разобраться в хитросплетениях политических программ нужно быть профессиональным аналитиком или хотя бы иметь базовые представления об анализе. Но поскольку у нас их не дают ни в школах, ни в вузах, у людей попросту нет инструментария.

В итоге, был и сохраняется высокий рейтинг доверия к  Зеленскому. Но главное вот что. Зеленскому удалось перенести большие ожидания людей с президентских выборов на парламентские, что очень редко удается. Тут и время, безусловно, сыграло свою роль, и то, что он публично порол чиновников в последнее время. Конечно же, людям это нравится. Почему? Потому что люди хотят возмездия и справедливости в их понимании. И вот этот вектор движения, который обозначил Зеленский, когда начал устраивать публичные порки чиновников, стал хорошим ответом на ожидания людей. Поэтому тут не стоит искать какой-то глубокий заговор или что-то еще. Это просто реальная «бархатная революция», как правильно сказал Антон Геращенко (нардеп от «Народного фронта» и советник главы МВД — Ред.), когда есть возможность убрать истеблишмент абсолютно легитимным способом.

- Какой, с учетом вызовов, которые стоят перед Украиной, вы видите оптимальную коалиционную конфигурацию, которая представляла бы собой систему сдержек и противовесов?

- Я считаю, что в новоизбранной Раде будет лучшая за все годы независимости конфигурация, которая в принципе способна что-то реально изменить в стране. То, что в прошлом году еще было под большим вопросом – имею в виду процесс запуска смены элит – сегодня стало явью. В этом году был перейден рубикон. Если бы не был запущен процесс радикального обновления элит, то страна начала бы распадаться: инфраструктурно, управленчески… Потому что старая элита просто бездарна. Поэтому то, что они («Слуга народа»- Ред.), вероятнее всего, взяли монобольшинство — и это большой плюс в условиях, когда необходимо принимать очень жесткие и непростые решения.

Концентрация власти позволяет не кивать в стороны и взять всю ответственность на себя. Соответственно, если Зеленский не будет правильно распоряжаться этим кредитом доверия, то его возненавидят, а его рейтинг слетит как у Порошенко и у всех остальных.

На самом деле то, что сейчас происходит, очень напоминает мне ситуацию в Турции после парламентских выборов 2002 года, когда Эрдоган набрал 37 с копейками процентов голосов, получил большинство в парламенте и сумел запустить серьезные экономические реформы, которые за первую каденцию увеличили ВВП Турции более чем в два раза. Фактически за время правления Эрдогана Турция выросла до уровня доходов Испании. То есть, она превратилась в развитую страну с относительно высоким уровнем дохода, в которой проявился свой устойчивый средний класс. И только на последних этапах Эрдоган стал сваливаться в авторитаризм, потому что столкнулся с вызовами для своей собственной личности.

В этом плане то, что сейчас происходит с Зеленским, мне напоминает историю Эрдогана. Я еще зимой говорил, что Зеленский может быть нашим Эрдоганом. Просто не нужно смотреть на него как на клоуна, а нужно смотреть как на топ-менеджера, который выстроил серьезную конкурентоспособную на мировом рынке медийную империю с высоким уровнем доходности. Зеленский сразу, когда получил рычаги управления, показал зубы, принимая самостоятельные решения. Поэтому вся эта история имеет под собой большую недооценку личности Зеленского.

Я считаю, что недооценка масштабов вызовов и отношения простых людей к государству, (отсюда, как следствие, высокие ожидания, спроецированные на личность Зеленского), привели элиту к катастрофе.

- То есть, серьезных угроз в существовании монобольшинства в Раде вы не видите?

- Мы 28 лет просуществовали в условиях, когда у нас постоянно были какие-то неустойчивые коалиции. Даже когда была «Партия регионов», у нее была коалиция с Компартией. Такие коалиции всегда проходили через череду кризисов, которые не позволяли проводить радикальные реформы, потому что всегда какая-то маленькая сила со своей «золотой акцией» могла заблокировать важные процессы. Поэтому мы никуда не могли двигаться. Мы зигзагом пропетляли 28 лет и, как следствие, теперь находимся у разбитого корыта.

У нас же как всегда происходило? На начальном этапе новый президент получал высокую легитимность, которая держалась полгода. А потом, вследствие «договорняков» с олигархами  легитимность власти стремительно падала. В итоге это все привело к застою и деградации нашего государства — экономики, социума и всего остального. 

А вообще, на мой взгляд, ключевая дилемма перед Зеленским стоит в обозначении вектора правильных шагов, которые он должен предпринять. И главное — объяснить, почему общество должно за них заплатить. Зеленскому нужно переломить то большинство, которое за него проголосовало и убедить его понять, что именно сейчас необходимо разрушать устоявшиеся нормы, которые не позволяют стране двигаться вперед.

Суть кризиса, который мы имеем — это не экономика или политика, а острый кризис социальных отношений, в которых очень много консерватизма, недоверия и двойной морали. В таком обществе очень тяжело внедрять любого рода инновации. Зеленский должен будет навязывать обществу (как в свое время Ататюрк) единственно правильную модель поведения, которая включала бы в себя отказ от практик, связанных с двойными стандартами, коррупционностью, кумовством и т.д, и т.п. Это крайне важно, если мы действительно хотим, чтобы страна начала полноценную модернизацию.

- Предшественник Зеленского не единожды называл его марионеткой одного из известных олигархов. Насколько новый президент самостоятелен в принятии решений, как считаете?

- Все разговоры о марионетке – чушь, которая родилась в голове Петра Алексеевича и тех «порохоботов» и пиарщиков, которые его окружали. Посмотрите, сейчас происходит тотальный снос старой элиты в регионах. О каких «договорняках» может тут идти речь? Коломойский?.. Ну, Коломойский не имеет такого влияния на Зеленского, которое ему приписывают. Все ключевые решения, такие как, например, роспуск парламента, Зеленский принимал сам. Коломойский, напомню, был категорически против разгона ВР.

Сколько людей Коломойского окажутся в новом парламенте? Я думаю, человек тридцать, и это во фракции, которая будет насчитывать 240-250 человек. Вопрос: какое влияние в такой фракции будет иметь Коломойский? Ответ очевиден.

Но проблема еще и в том, что многие журналисты и эксперты мыслят старыми шаблонными категориями. Посмотрите, что они пишут в соцсетях: «А-ха-ха, Богуслаев проиграл на мажоритарке какому-то фотографу от «Слуги народа». Можно подумать, что Богуслаев был таким светочем менеджмента и у него такие сумасшедшие успехи, что страна прямо лишилась такого «великого» парламентария и поэтому просто грядет катастрофа. Никогда, подчеркиваю, никогда нельзя изменить старую систему старыми представлениями, которые сидят в головах у старых элит. В этом и суть революционной ситуации в Украине. Такая революционная ситуация разрешается либо насильственным путем, либо посредством «бархатной революции», которая сейчас наблюдается у нас  и  которая была, к примеру, в Чехословакии в 1989 году.

Нам нужно уходить от стереотипов и просто понять, что, то, о чем многие давно мечтали, начало, наконец, происходить.

- Какой временной кредит доверия у новой власти, в частности у Зеленского?

- Это будет зависеть от того, что он будет делать. Если он, как на днях заявил, действительно начнет сажать (Порошенко, других персонажей), то с рейтингом у него будет все в порядке и он сможет спокойно двигаться дальше. Если же он пойдет по пути «договорняков» с этой всей братией… Ну, тогда понятно, что уже через полгода его рейтинг начнет проседать, а через год, когда ударит мировой кризис (а он ударит) ситуация может быть еще тяжелее. Сейчас для Зеленского нет никакого другого выхода, кроме как бежать быстрее всех остальных.

- Вы представляете себе картину Зеленский — президент, Вакарчук — премьер?

- Нет, не представляю, хотя бы из-за неприязни Вакарчука к Зеленскому. У Зеленского в будущей Раде, судя по всему, будут все возможности для формирования такой властной вертикали, которую он видит. Зачем, спрашивается, ему зависеть от мнительного и инфантильного Вакарчука? Вот вы бы, поймав кураж так, как поймал его сейчас Зеленский, рискнули бы связываться с Вакарчуком? Лично я — нет, ни при каких обстоятельствах.

- Кто, на ваш взгляд, может стать новым премьер-министром?

- Новым главой КМУ может стать Владислав Рашкован (бывший заместитель главы Национального банка, представитель Украины в Международном валютном фонде, - Ред) или, скажем, Алексей Гончарук (замглавы Офиса президента — Ред.). Зеленский, думаю, будет четко гнуть линию, чтобы на таких ключевых позициях были абсолютно новые люди.

Что касается разговоров о возможном премьерстве Авакова… Я считаю, максимум, на что он может претендовать — это пост министра обороны, но в МВД он точно не удержится. Еще говорят о Коболеве как о потенциальном главе правительства, но я считаю, что это тоже нереально.

- Возможна ли «перезагрузка» власти на региональном уровне, то есть, досрочные местные выборы?

- Считаю, что у Зеленского постараются пойти на досрочные местные выборы. Не знаю, правда, как они это сделают в соответствии с законом, потому что тут есть нюансы. Но для них это было бы продолжением блицкрига, таким себе третьим туром президентских выборов, позволяющим одним махом выстроить всю властную вертикаль от «А» до «Я». С высокой долей вероятности – даю 90% – нас ожидают досрочные местные выборы где-то в ноябре.

Наталия Ромашова

Читайте также: У Зеленского прокомментировали перспективы Авакова в МВД

Крижак Дмитрий

Самое читаемое