Война и мирВойна

Власть страха: почему Кремль испугался интервью Зеленского росСМИ

12:46 29 мар 2022.  5948Читайте на: УКРРУС

Во вторник, 29 марта, в Стамбуле стартовал очередной раунд украинско-российских переговоров, цель которых — по меньшей мере, прекратить активную фазу боевых действий. Однако созданная страной-агрессором информационная атмосфера накануне турецкого рандеву свидетельствует о том, что Кремль, несмотря на колоссальные провалы буквально на всех фронтах, не спешит снимать маску «освободителя» и признавать вину во всем содеянном на территории нашей страны. Стоит ли ожидать в ближайшем будущем уступок со стороны РФ — разбиралась Lenta.UA.

В одном из своих свежих видеообращений президент Владимир Зеленский особо подчеркнул, что текущая неделя будет крайне насыщенной, поэтому никому не удастся спрятать «украинский вопрос» где-то в высоких кабинетах или политических лабиринтах. Действительно, тема войны, развернувшейся на территории нашей страны остается глобальным мейнстримом. Впрочем, это вовсе не удивительно – Украина вот уже месяц дает героический отпор первому в мире по величине занимаемой территории государству и вся планета, затаив дыхание, держит руку на пульсе этого противостояния. Схватки, в ходе которой Россия снова и снова наглядно демонстрирует, что, да, она большая, однако отнюдь не великая…

По завершению первого месяца украинско-российского переговорного процесса, стартовавшего на четвертый день войны, 28 февраля, было решено провести очередной раунд в очном формате 29–30 марта в турецком Стамбуле.

Читайте также: Два сценария развития событий на Донбассе озвучил Арестович

В Киеве заявили, что его приоритеты на переговорах с Москвой остаются неизменными – суверенитет, территориальная целостность и гарантии безопасности. В РФ же устами путинского пресс-секретаря Пескова отметили «важность того факта, что диалог сторон было решено продолжить в очном формате, который позволяет более концентрированно и насыщено с точки зрения содержания вести переговоры». Вместе с тем, не сменный «голос» бункерного обитателя добавил, что пока в работе двухсторонней группы не наблюдается существенных прорывов. В свою очередь, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркнул, что ключевое задание – не создание видимости переговоров, а достижение результата, «который в последствии будет закреплен президентами».

Отметим, что в последнее время переговорщики из Киева и Москвы работали в формате видеосвязи, прибегая в том числе к так называемой челночной дипломатии. Давеча появилась информация о том, что далеко не последнюю роль в контактах Украины и России играет российский олигарх Роман Абрамович, фигуру которого якобы персонально Путин одобрил в качестве неформального переговорщика. Впрочем, не исключено, что таким образом российский олигарх попросту набивает себе цену, пытаясь снять с себя санкции.

Тем не менее, по сообщению Daily Mail, Абрамович на днях побывал в Стамбуле и встретился с членом украинской переговорной группы Рустамом Умеровым, а также пресс-секретарем Эрдогана Ибрагимом Калыном. «Похоже, они добились прогресса в будущих личных переговорах, которые должны продолжиться в ближайшие дни», - отмечает британское издание и, ссылаясь на свои источники добавляет, что Калын якобы выдвинул идею о том, что Крым и Донбасс должны находиться в долгосрочной аренде у России, как это было у Великобритании с Гонконгом с 1898 по 1997 годы.

После турецких «посиделок», как пишет DM, Абрамович и Умеров транзитом через Польшу прибыли в Киев, где встретились с президентом Владимиром Зеленским. От него олигарх повез в РФ рукописную записку с условиями мира, но Путин на это ответил: «Передайте ему, что я их разобью». Путин сегодня действительно разбивает Украину с неба — запуская по жилым кварталам, больницам и учебным заведениям «Грады» и не только. За что потом непременно заплатит в самых разных смыслах этого слова. Что же касается «разбития» на военном фланге, то тут лучше всяких слов говорит сухая статистика. Согласно сводке ВСУ, по состоянию на утро 29 марта украинские военные навсегда устранили с поля боя более семнадцати тысяч российских «освободителей». Однако Путин продолжает жить в иллюзорном мире, изображая из себя и подобия своей армии некую непобедимую силу…

Пребывая в параллельной реальности, главный обитатель Кремля, закрывшись наглухо за бункерной дверью, отказывается от любого рода компромиссов и поэтому, как сообщает Reuters, ссылаясь на представителя Госдепартамента США, «встреча переговорщиков в Турции обречена на провал».

Насколько реалистичным является прогноз высокопоставленного американского чиновника-инкогнито, станет понятно уже завтра, после того, как прозвучит финальный переговорный свисток. А пока что вокруг работы делегаций начали «всплывать» весьма нерядовые истории. Так, вчера Wall Street Journal и сайт группы расследователей Bellingcat в унисон заявили, что вышеупомянутого российского олигарха Абрамовича, который выполнял роль представителя Владимира Путина на переговорах, могли отравить. Вместе с ним якобы пострадали также украинские политики, с которыми он общался. А The Financial Times написала, что у Абрамовича полностью пропало зрение на несколько часов, у члена же украинской делегации Рустема Умерова – частично. Оба якобы прошли лечение в Турции и их зрение уже восстановилось. Согласно информации упомянутых медиа, вероятное отравление имело место 3 марта в Киеве, аккурат после первой встречи делегаций Украины и России в Беларуси. Умеров инормацию об отравлении опроверг, а сегодня с утра ряд американских СМИ, ссылаясь на разведданные США, сообщили, что «с высокой степенью вероятности виной всему (недомоганию указанных лиц – ред.) были факторы окружающей среды, а не отравление».

Факторы окружающей информационной среды изрядно попортили самочувствие и Путину, по чьей указке Роскомнадзор запретил публикацию интервью, которое украинский президент дал ряду так называемых либеральных росСМИ. «В отношении средств массовой информации, взявших интервью, начата проверка для определения степени ответственности и приятия мер реагирования», - отмечается в спецзаявлении регулятора.

Несколько позже свои пять копеек касательно интервью с Зеленским вставила и Генеральная прокуратура России, которая пообещала дать «принципиальную правовую оценку содержанию опубликованных высказываний и факту их размещения». «Это все сделано в условиях массовой антироссийской пропаганды и регулярного размещения ложной информации о действиях Российской Федерации в связи с проводимой Вооруженными Силами РФ специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской Народных Республик», - резюмировали в главном следственном ведомстве России, а, точнее, с учетом смыслового наполнения обнародованного месседжа – того, что от него осталось…

Но что же такого эдакого сказал в беседе с российскими журналистами Владимир Зеленский, и сказал ли в принципе?

Интервьюерами главы украинского государства выступили главред «Дождя» Тихон Дзядко, журналист Михаил Зыгарь, главный редактор «Медузы» Иван Колпаков («Медуза» и «Дождь» признаны в РФ спецагентами) и специальный корреспондент «Коммерсанта» Владимир Соловьев. Свои вопросы Зе также передал главный редактор «Новой газеты», которая вчера объявила о том, что из-за не прекращающихся предупреждений от силовиков,  приостанавливает свою работу вплоть до окончания «спецоперации».

В табуированном Кремлем интервью Владимир Зеленский, среди прочего, рассказывает, в чем видит предварительную победу Украины: «Уменьшить количество жертв максимально, сократить сроки этой войны, вывести войска Российской Федерации на компромиссные территории, а это – все, что было до двадцать четвертого числа (24 февраля началось российское вторжение - ред.). Пускай вернутся туда. Я понимаю, что освободить полностью территорию, заставить Россию невозможно, это приведет к третьей мировой войне. Я прекрасно все понимаю и отдаю себе отчет. Поэтому я и говорю – да, это компромисс. Вернитесь туда, с чего все началось, и там попытаемся решить вопрос Донбасса. Сложный вопрос Донбасса».

Есть ли в этих словах какая-то угроза Кремлю — вопрос риторический…

По мнению Владимира Зеленского, корень нынешней трагедии кроется в том, что Россия отказывает Украине в самостоятельности и независимости: «Восприятие нас как какого-то продукта, как части какого-то большого организма, во главе которого видит себя действующий президент России. Мы не считаем себя атавизмом. Мы считаем себя самостоятельным государством с большой, глубокой историей и с нравственностью».

Присутствуют ли в этой фразе некие риски для Путина и сотоварищи в виде реакции рядовых россиян, целиком и полностью зазомбированных пропагандой – вопрос спорный. Скорее, нет, однако в путинской Администрации думают, похоже, иначе…

«Я не знаю, что там наверх (в Кремль — ред.) докладывали. Но я думаю, сказали, что мы вас, россиян тут ждем с цветами, улыбками. Что президента действующего не поддерживают, партию действующую не поддерживают, то есть можно вторгаться. Я уверен, в том, что именно так и было на 99,9%, потому что в сложившейся ситуации не бросался бы словами. Но это все бред и ложь, не соответствующая действительности», - подчеркнул хозяин Банковой. Вот тут, пожалуй, в путинском бункерном кабинете задрожали все стены, потому как эта фраза полностью опровергает теорию росвласти об «освободителях» и «спецоперации».

Говоря о погибших российских военных гарант украинской Конституции отметил следующее: «Мы не хотим держать трупы, среди которых есть дети 2003-2004 года рождения. Вы же понимаете, мы хотим, чтобы они уехали... Российская сторона сначала отказывалась от них, потом мешки нам предлагала какие-то... У нас у всех, наверное, что-то в жизни было, когда уходили люди, даже не близкие, не родные. Но даже когда собака или кошка умирает, так не поступают. Это мусорные пакеты! Это страшно, потому что когда такое отношение к своим, то какое-же отношение ко всем другим? А мы точно не свои для правительства России». 

Ну, а после этих слов, понятное дело, у Путина наверняка уже дошли до кондиции и дали отмашку не публиковать интервью, которое, впрочем, уже успели обнародовать в сети.

Больше ничего такого, что могло бы реально ощутимо пошатнуть фундамент российского режима Зеленским озвучено не было. Он признался, что после 24 февраля лично утратил эмоциональную составляющую в своем отношении к России и к россиянам: «Несмотря на то, что я понимаю умом, что много людей поддерживают Украину. Я им благодарен… но отношение ухудшилось у всех. Есть безвозвратность. В 2014 году, когда все это началось, русскоязычные районы Украины или русскоязычные семьи, если хотите, испытывали надежду, что вот-вот закончится это недопонимание, Часть этих семей верила, что еще как-то можно все исправить. Я когда шел в президенты, понимал, что нужно сделать все, чтобы остановить войну, бороться с пропагандой, своим примером показывать, что ты хочешь изменить страну, изменить отношения с соседями. Найти понимание. Сесть за стол переговоров. Все это было, но за этот месяц произошел глобальный раскол. Это не просто война, все гораздо хуже. Еще несколько месяцев и в каждой украинской семье будет потеря – выгнали, ранили, с ребенком что-то, уехал в Польшу, не нашел работу.... У всех будет в семье какое-то горе. Конечно, не Вторая мировая война, конечно, не годы оккупации, но мы и не закончили пока».

В разговоре с российскими журналистами была затронута и вечно актуальная – языковая тематика. «Хуже всего русскому языку сделал Владимир Владимирович Путин. Я считаю, непоправимый ущерб. Теперь, конечно же, люди будут стесняться за пределами России говорить в каких-то обществах по-русски. Так и будет. Такое происходило после той или иной войны, результатом которой в мире был признан конкретный агрессор. Это все на долгие годы», - подчеркнул глава государства.

Ну, и под занавес так и не вышедшего цивилизованным способом интервью, украинский президент прокомментировал информацию о «биолабораториях», которая повсеместно фигурирует в сюжетах российских телеканалов: «Это анекдот. Тут нечего объяснять. Ну нет у нас (биолабораторий — ред.)! Ну мы бы с удовольствием... Понимаете, у нас нет. Ядерного оружия нет. Химического оружия и химических биолабораторий у нас тоже нет. Не существует этого. И потом. Вы же знаете, какой у нас народ. Я уверен, что знаете, вы же все тут были. Ну так вот, как мы вообще могли бы какой-то химией кого-то травить?! Да мы с врагами никогда бы так не поступали!».

В общем, как видим, ничего страшно-ужасного Зеленский не сказал. Однако с учетом того, что при напускной «крутизне» путинским режимом движет патологический страх, запрет на обнародование данного интервью не представляется таким уж странным решением Кремля.

Кстати, в украинской экспертной среде неоднозначно восприняли желание Владимира Зеленского пообщаться с российскими журналистами. «На мой взгляд, не нужно было давать им интервью. Нет сейчас хороших россиян. Согласитесь, странно было бы, чтобы Сталин давал интервью какому-нибудь профсоюзному изданию времен Третьего рейха. Поэтому я не поддерживаю подобный шаг Зеленского», - отмечает политолог Виталий Кулик.  А вот то, что говорил глава государства – это уже другое дело, отмечает эксперт: «Президент Украины четко показал, обозначил – и для россиян, и для западной публики, что Путин сделал максимум, чтобы ментальный, цивилизационный раскол между россиянами и украинцами превратился в бездну. Озвученный Зеленским контент показал, что примирение народов будет невозможно как минимум в ближайшие десятилетия, если не столетия.  И это сделал Путин своими руками – бомбардировкой, уничтожением украинских городов и попыткой геноцида».

«Многие спорят зачем нужно было это интервью Зеленского группе российских журналистов. Но это интервью имело свои необычные позитивные эффекты, на которые не обращает внимания официальная пропаганда Офиса президента», - подчеркивает политолог Виктор Небоженко. Оставшиеся в информационной тени эффекты, по его убеждению, состоят в том, что, во-первых, президент во время ожесточенных боев не побоялся дать интервью журналистам страны агрессора: «Это оригинально и смело. Можно не сомневаться, что на такой поступок явно бы не решился президент России Путин, который боится неизвестности еще больше, чем чужой силы».

«Во-вторых, Зеленскому прекрасно удалось разбить главный тезис российской пропаганды, что украинский президент- марионетка, ничего не знает, не понимает, не владеет ситуацией и не на что не влияет. Зеленский показал, что это не так. Перед нами был уверенный в себе и мужественный президент Украины, который не оставил свой народ в трудную минуту, и прекрасно разбирается в военно-политической ситуации, вплоть до деталей. Несмотря на усталость, он владел словом и излучал уверенность в нашей победе, без всякой демагогии. Ну, и, наконец, в-третьих, в ходе этого интервью, очень важно было возбудить у части российской аудитории бессознательное сравнение двух президентов Зеленского и Путина. В этой ситуации личность президента Зеленского выглядела гораздо привлекательнее, справедливее, чем мутный и циничный образ Путина, который так и не сумел объяснить мировому сообществу и свой стране зачем он начал кровавую войну с миролюбивой Украиной. Это сравнение двух лидеров борющихся стран крайне важна для международной общественности. И Зеленский здесь явно выигрывает. Вот почему российская цензура запретила показ этого интервью в России.

Поэтому, не смотря на услышанную критику, я считаю, что это интервью – победа украинского президента. Он не зря старался», - подытоживает эксперт.

Есть еще один нюанс, заслуживающий отдельного внимания. Интервью Владимира Зеленского было записано накануне нового раунда переговоров, которые, как мы уже отмечали, стартовали сегодня в турецком Стамбуле. Это сильно взбудоражило часть политически активной аудитории в украинских соцсетях. Мнения разделились. Если одни комментаторы считают данный ход Банковой повышением переговорных ставок, то другие - игрой с огнем в ситуации, требующей полного словесного «штиля».

На самом деле, прежде всего, следует понимать, что на переговорах стороны имеют совершенно противоположные цели. Зеленский (и 89% украинцев это поддерживают) акцентирует на том, что заключение временного перемирия с Россией без вывода войск РФ с территории Украины является невозможным. Это абсолютно неприемлемо для россиян, поэтому здесь ни одного компромисса не может быть даже технически — в независимости от того, давал бы Зе интервью росСМИ или хранил бы строгое молчание.

К тому же, очевидно, что любые договоры, которые не получат абсолютной поддержки граждан Украины, не будут иметь легитимности. И вот тут целесообразно напомнить данные, опубликованных неделю назад результатов социологического исследования группы «Рейтинг», которые показывают, что 93% опрошенных во всех регионах верят в то, что Украина сможет отразить нападение России, а 70% убеждены, что наша страна сможет победить в войне через несколько недель - максимум месяцев. 

Такого единства общества в геополитических вопросах в новейшей истории Украины еще не существовало. Поэтому никакой «зрады» со стороны Банковой не может быть априори, а в случае отсутствия полностью приемлемых для Киева переговорных результатов на дипломатическом фронте, «договор» с Кремлем напишут и завизируют своими очень специфическими автографами ВСУ и народ Украины.

Читайте также: Готовность Путина к компромиссам для завершения бойни в Украине оценил Госдеп

Ромашова Наталия

Самое читаемое