КультураКинопремьеры

В стиле шедевров прошлых лет: в украинский прокат вышел фильм «В ожидании варваров»

09:00 17 авг 2020.  736Читайте на: УКРРУС

Lenta.UA после «коронавирусного» перерыва продолжает обзоры фильмов наступившей кинонедели.

Сразу предупреждаем, что пока интернет-агрегаторам репертуаров кинотеатров доверять в полной степени нельзя. Так, например, в них в афише кинотеатров на эту неделю, причем даже с указанием времени сеансов, указан фильм Кристофера Нолана «Начало», премьера которого, как и у другого блокбастера, «Мулана», откладывается из месяца в месяц. Создатели «Мулана», потеряв терпение, даже перенесли показ на Netflix, но «Начало» всё еще держит марку.

Тем временем в киевских кинотеатрах, несмотря на ограничения, вызванные пандемией, налаживается обычная жизнь. Например, фойе кинотеатра Cinema Citi в торговом центре Ocean Plaza (см. фото) даже в середине буднего дня напоминает «докоронавирусные» времена. К кассам, как и раньше, стоят, но с соблюдением социальной дистанции, небольшие очереди. Те, кто уже купил билеты, коротают время, поглощая в ожидании сеанса прохладительные напитки, за столиками.

Тем не менее, сегодня мы еще полного обзора фильмов недели давать не будем, а остановимся на одном из них – «В ожидании варваров». Просто потому, что это, по сегодняшним меркам, безусловный киношедевр, снятый так, как это умели делать раньше десятки режиссеров, а нынче, увы, единицы. Но сразу предупредим, что тем, кто привык относиться к кино как к развлечению (каковым оно, безусловно, является), в кинозале на этом сеансе будет скучно. А вот для тех немногих уже зрителей, для которых кино остается искусством, поход в кинотеатр обязателен.

Но и в этом кругу мы сократим потенциальную целевую аудиторию фильма, сказав, что тем, кто почему-то (почему – понятно, но не будем отвлекаться) считает, что киноискусство это обязательно многозначительные кадры, какие-то иносказания и не поддающиеся однозначной расшифровке намеки, «В ожидании варваров» вряд ли понравится. Даже несмотря на то, что это - экранизация одноименного романа (выбранного, кстати, одним из самых авторитетных в мире издательств Penguin Books для серии «Величайшие книги ХХ века») южноафриканского писателя Джона Кутзее, лауреата Нобелевской премии по литературе и первого в истории писателя, который стал дважды лауреатом Букеровской премии.

«Родовая» трамва Кутзее как писателя – его жизнь в Южно-Африканской Республике, где он родился, в период апартеида (с 2002-го года он живет в Австралии и даже получил австралийское гражданство). «В ожидании варваров», написанные еще в 1980-м году – это, по сути, роман-предвидение на ту же тему. Рассказывает он о маленьком городке-крепости, расположенном на границе земель, отобранной некоей Империей у варваров, с землями, на которых они кочуют и которые она завоевать еще не успела. Аналогия с ЮАР времен апартеида прозрачна и похожа на ситуацию во всей Африке (например, у колониальной Франции с Алжиром).

Три главных героя фильма представляют три точки зрения на эту ситуацию. Магистрат (начальник администрации этого городка), которого в фильме играет Марк Райлэнс, согласен с тем, что Империя принесла сюда цивилизацию, но в глубине души уверен в том, что варвары имеют право вернуть свои земли и даже изучает их язык. (Слово «варвары» тут употребляется не в современном пренебрежительном смысле, а так, как его понимали в древних Греции и Риме – племена, живущие за пределами городов и освоенных земель).

Жандармский полковник Джолл (Джонни Депп), прибывший в крепость с инспекцией, вообще не воспринимает варваров как людей с какими-то правами – для него это просто помеха в освоении новых земель для Империи. Поэтому их можно, например, пытать, калечить и убивать, если того требует дело. У него даже есть своя теория допросов – мол, правды можно добиться только болью. И, наконец, у главы отряда жандармов, которого после визита полковника присылают в крепость (Роберт Паттинсон), никаких своих теорий, в отличие от Джолла, у него нет. Он просто молодой нерассуждающий служака, для которого варвары – тоже не люди.

В итоге в этом заочном споре вроде бы побеждает все-таки герой Райлэнса, поскольку в финале фильма на горизонте появляется целая армия варваров, а жандармы в панике бегут. Но только «вроде бы», так как и он проигрывает – варвары в лице его пленницы и любовницы, которую он спасает от смерти от голода и болезни, всё равно не принимают ни его понимания, ни (если говорить о девушке) его любви.

И в этом горькая правда Кутзее, который предвидел всё это еще в 1980-м году. А молодой, но быстро набирающий силу кинорежиссер Сиро Герра блестяще воплотил всё это на киноэкране.        

Олег Васильев, Lenta.UA

Фото автора

 

 

        

Сергей Семенов

Новости

Самое читаемое