ПолитикаВойна

В ожидании развязки: чем и когда закончатся дискуссии о путинском вторжении

15:05 21 фев 2022.  4678Читайте на: УКРРУС

Тема вероятного путинского вторжения в Украину по-прежнему остается триггером геополитической повестки дня. Как будут развиваться события по линии Киев-Россия-Запад в ближайшее время, и какие факторы могут изменить траекторию их движения, разбиралась Lenta.UA.

В воскресенье, 20 февраля, президент Владимир Зеленский провел телефонные переговоры со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном. По факту беседы оба лидера сообща заявили о необходимости введения режима тишины в районе проведения операции объединенных сил (ООС) и безотлагательном созыве ТКГ. Россияне же, мягко говоря, не горят коммуникационным желанием — ни в рамках «Минска», ни в прочих форматах. Путин,  психологическая адекватность которого с каждым днем вызывает все больше вопросов со стороны как мировых лидеров, так и рядовых обывателей, настаивает, что «украинские власти имитируют переговорный процесс».

Наотрез отказываясь протягивать переговорную руку всему цивилизованному миру, Кремль «внезапно» решил продолжить совместные военные учения с Беларусью. Те самые учения, которые должны были закончиться вчера и те самые, из-за которых на подступах к украинским границам скопилось более 150-тысяч российских «штыков». Такое решение, по словам руководителя Минобороны РБ Виктора Хренина, было принято «из-за роста военной активности у внешних границ Союзного государства и обострения ситуации на Донбассе». В белорусском военном ведомстве также добавили, что «в Европе очень запахло порохом и ее подталкивают к войне». Чем еще запахло самопровозглашенному президенту Беларуси — не суть. Главная проблема состоит в том, что именно со стороны этой республики Путин, по убеждению многих военных аналитиков, и планирует свое вторжение. 

Читайте также: Путин из-за эскалации вокруг Украины созывает большое заседание Совбеза

«Это (продолжение совместных российско-белорусских военных учений — ред.) свидетельствует, что разработанный сценарий, который я изложил на Совбезе ООН на прошлой неделе, о том, что Россия пытается создать серию провокаций как оправдание для агрессии против Украины, двигается вперед», - заявил давеча госсекретарь США Энтони Блинкен в эфире CNN.

Об очевидной подготовке России к нападению на Украину заявил вчера и министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергиз: «Российские войска остаются в Беларуси, нарушая все гарантии вывода. Это явная подготовка к нападению на Украину в сторону Киева и ползучая аннексия Беларуси: переломный момент для безопасности стран НАТО, граничащих с Беларусью: Литвы, Польши и Латвии».

Впрочем, в Израиле, к примеру, более сдержанно отнеслись к вероятности атаки РФ. Министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, комментируя эскалацию конфликта на российско-украинской границе, отметил, что оценка ситуации израильской разведкой разнится с оценкой США. На уточняющий вопрос о том, считают ли в Израиле менее вероятным вторжение России в Украину, Лапид ответил утвердительно.

Тем временем обстановка в ОРДЛО остается более чем напряженной. За последние несколько дней там произошло почти полсотни обстрелов с разными, в том числе летальными исходами. Удары по ЛЭП со стороны боевиков, а также явно фейковые заявления РФ о якобы ракетном ударе со стороны Украины по российскому пограничному пункту, более похожему на бесхозный сарай, а также о том, что российские военные будто бы уничтожили две БМП ВСУ, которые перешли российскую границу с Украины для экстренной эвакуации украинской диверсионной группы  - все это может свидетельствовать о желании Кремля организовать casus belli для признания боевиков. 

В «республиках», понятное дело, под диктовку Кремля пытаются максимально раскрутить тему, что обострение — дело рук ВСУ, однако никаких доказательств этого никто традиционно не предоставляет. Киев устами профильных чиновников заявляет, что не ведет активные боевые действия и не планирует этого делать. Как утверждают украинские военные, боевики самопровозглашенных республик ведут огонь из населенных пунктов и размещают свои артиллерийские системы вблизи жилых домов. 

«Отмечаем, что Объединенные силы не открывают огонь по объектам гражданской инфраструктуры и соблюдают нормы международного гуманитарного права» - говорится в заявлении штаба ООС.

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель подчеркнул вчера в своем спецзаявлении следующее: «Евросоюз осуждает применение тяжелых вооружений и невыборочные обстрелы жилых районов, что является явным нарушением Минских соглашений и международного гуманитарного права. Мы приветствуем сдержанную позицию Украины относительно продолжающихся провокаций и усилия для дестабилизации».

В общем, разноплановых заявлений о напряжении, угрозе вторжения и санкционных последствиях сегодня звучит очень много. Но «фишка» в том, что, продолжая свои бессмысленные по эффекту воздействия на Кремль мантры, коллективный Запад не совершает никаких реальных шагов в поддержку инициатив официального Киева. Например, на днях европейцы стоя аплодировали Зеленскому в ходе Мюнхенской конференции по безопасности, однако на данный момент никто так и не отреагировал на ключевой его посыл, касающийся срочного созыва совещания стран — гарантов Будапештского меморандума…

Надо отметить, что Мюнхенская конференция – самый авторитетный мировой форум в сфере международной безопасности, обсуждающий события по всему земному шару. В 2007 году Владимир Путин произнес здесь свою знаменитую «мюнхенскую речь», ставшую фактически его первым открытым ультиматумом в адрес Запада. Но на этот раз Кремль встал в категорическую позу, наотрез отказавшись отправлять в ФРГ хоть какого-то своего делегата.

В последние годы на данном мероприятии РФ представлял несменный руководитель российского МИДа Сергей Лавров. Правда это или нет, точно неизвестно, но, как говорят в дипломатических кулуарах, главный дипломат РФ относится к той околопутинской когорте чиновников, которая не поддерживает нынешнее обострение на Донбассе, режиссируемое Кремлем и именно поэтому якобы отказался ехать в Мюнхен, чем тоже сделал Украине огромную услугу, обеспечив единодушную поддержку мира…

Аккурат перед стартом мюнхенского форума президент США Джо Байден обратился к нации и миру со словами о том, что нападение на Украину вполне реально и «Путин уже принял решение о вторжении». С похожими по смысловому наполнению месседжами выступил британский премьер Борис Джонсон, дипломаты Канады и ряда других стран. Кстати, тут надо отметить, что на полях мюнхенского саммита традиционно организуемый компанией зятя экс-президента Кучмы Виктором Пинчуком неформальный украинский ланч, показал не такую апокалиптическую картину, как ее рисуют в своих публичных спичах топ-политики Запада.  Многочисленные министры, эксперты по вопросам безопасности, действующие и бывшие политики, специализирующиеся на Украине, имели возможность ответить на вопрос: начнет ли Путин уже в ближайшее время, по их мнению, полномасштабное вторжение в Украину, в том числе с попыткой захвата Киева? В такой сценарий верит только чуть более 37-ми процентов представителей обозначенной целевой аудитории. Это много о чем говорит…

Не много — но более чем ярко как по форме, так и по содержанию, говорил на конференции в Мюнхене президент Владимир Зеленский.

Его речь «зашла» для непосредственных участников форума, украинского политического, а также экспертного сообщества и для широкой аудитории в соцсетях.

Зе в ходе своего спича набросал план того, чего хочет Украина: предоставления четкой европейской перспективы, конкретных и обозримых временных рамок вступления в НАТО, запуска программы ленд-лиза, поставок новейших вооружений, выработки Западом пакета превентивных санкций против России и обеспечения гарантий энергетической безопасности для официального Киева.

«Все эти вопросы требуют ответов, но пока вместо них – тишина», - констатировал нынешний хозяин Банковой.

Тишиной пока что «отвечает» мир и на две инициативы Украины: проведение консультаций в рамках Будапештского меморандума (по нему Украина в 1994 году отказалась от ядерного оружия – ред.), созыв саммита государств – постоянных членов Совбеза ООН с целью «наработки новых, действенных гарантий безопасности для Украины».

Зеленский отметил, что, в случае если консультации в «будапештских» рамках не состоятся, то Украина будет иметь полное право считать, что все пакетные решения 1994 года подвергнуты сомнению. Эти слова многими были восприняты как угроза того, что Украина начнет разрабатывать собственное ядерное оружие, но так ли это на самом деле – большой вопрос. Действительно, если Киев «поставит под сомнение» (то есть разорвет) Будапештский меморандум, то теоретически это открывает путь к воссозданию в том или ином виде ядерного военного арсенала, однако у Зеленского уже заявили, что ключевой посыл кроется не в этом, а в том, чтобы подписанты показали де-факто цену своих юридически заверенных автографов, касающихся безопасности Украины тут и сейчас. Пока что никто не спешит, хотя мюнхенский спич Зеленского, как рассказали нам иностранные коллеги-журналисты, пребывающие на данном мероприятии, «буквально ошарашил всех своей не дипломатичностью, и, соответственно, жесткостью формулировок, которые были восприняты как обнаженная искренность».  

Это, кстати, подтверждают и публичные заявления некоторых участников конференции в Мюнхене. К примеру, глава МИД Великобритании Лиз Трасс, выступавшая сразу после украинского президента и которую попросили прокомментировать его слова, отклонившись от официальной линии Туманного Альбиона о неизбежном вторжении РФ в нашу страну, подчеркнула: «Речь была крайне отрезвляющая. И я лично была в Киеве и видела, какой эффект для Украины, на ее экономику имеют разговоры об угрозе войны… надеюсь, скоро все образуется».

На сегодняшний день можно лицезреть показательное единство Запада в готовности поддерживать Украину. С оговорками, но тем не менее. Этого Путину точно удалось достичь. Но ключевая задача высших должностных лиц Украины состоит в другом – выжать буквально в турборежиме, но при этом с долгосрочными гарантиями из сложившейся ситуации по максимуму. В этом контексте можно и нужно говорить о новых - документально оформленных обязательствах, касающихся нашей безопасности и суверенитета, военной и финансовой поддержке и, если не полном списании, то, по меньшей мере, реструктуризации "космического" внешнего госдолга. 

Тем временем, в Москве готовятся к сегодняшнему заседанию Совбеза, после чего, 22 февраля, пройдут заседания Госдумы и Совета федераций. И очевидно, что речь будет идти о "ЛДНР". И, вероятнее всего, о признании боевиков. Что будет дальше? Наиболее вероятным на данный момент выглядит сценарий того, что уже во вторник в ОРДЛО зайдут "миротворцы" российской армии. Но означает ли это полномасштабные боевые действия? Рискнем предположить, что нет...

Читайте также: Оккупанты осуществили провокационный обстрел Луганска из тяжелого вооружения

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое