За рубежомпротесты

В Казахстане задержали главного виновника массовых протестов - бывшего вице-министра

14:15 15 янв 2022.  2004Читайте на: УКРРУС

Повышение цен на сжиженный газ названо официальной причиной бурного восстания казахов.

В Казахстане 15 января был уволен и задержан по обвинению в необоснованном повышению цен на сжиженный нефтяной газ в Мангистауской области заместитель министра энергетики Жумабай Карагаев, сообщило государственное Агентство по финансовому мониторингу Казахстана. 

«В отношении Карагаева  Ж. постановлением суда санкционирована избранная органом следствия и поддержанная прокуратурой области мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца», — сказано в заявлении ведомства.  

Читайте также: Названо имя нового премьер-министра Казахстана: что о нем известно

Карагаев был уволен с поста вице-министра сегодня - в субботу, 15 января. Он занимал пост замминистра энергетики с декабря 2019 года. 

На освободившуюся должность был назначен Асхат Хасенов. До этого он работал в структуре «Казмунайгаза». 

Протесты в Казахстане

1 января в Казахстане вдвое подорожал сжиженный газ, которым большинство казахов заправляют свои автомобили: с 60 до 120 тенге (от 3 до 20 гривен). На следующий день, 2 января, на западе Казахстана вспыхнули «газовые» протесты. Они быстро охватили остальные регионы страны. К вечеру 5 января беспорядки переросли в столкновения с силовиками, поджог административных зданий и попытки захвата помещений с оружием. 

Фото: УНИАН

На фоне протестов 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство во главе с Аскаром Маминым (новым премьер-министром стал Алихан Смаилов) и сместил Нурсултана Назарбаева с поста главы Совбеза. Пресс-секретарь бывшего главы государства заявил, что тот сам решил передать пост Токаеву. 

Токаев ввел в стране режим ЧП и объявил о начале АТО и запросил помощь стран ОДКБ. 13 января начался вывод сил ОДКБ

По итогам протестов в Казахстане задержали 9,9 тыс. человек, были возбуждены 494 уголовных дела, из них 44 — об актах терроризма, 34 — о массовых беспорядках, 15 — об убийствах. Власти скрывают точную информацию о числе погибших в ходе протестов. За медицинской помощью обратились 2265 человек. Пострадали около 1300 предприятий и организаций. Общий ущерб оценивается в $3 млрд.

Фото: DW

Подоплёка протестов

Не секрет, что Казахстан является одним из наиболее богатых природными ресурсами государств мира. В стране добывают едва ли не полную «таблицу Менделеева».

После обретения независимости в 1991 году в Казахстане произошла приватизация иностранными компаниями месторождений полезных ископаемых, в результате чего де-факто земные недра рядовым гражданам республики не принадлежат.

Эксперт Фонда содействия общественной дипломатии Федор Пашин склоняется к мнению, что истоки нынешних протестов берут начало в 2003-2005 годах, когда представители Южного Казахстана, не без поддержки Великобритании, США и Турции, начали вытеснять из правительственных структур «северян». 

Самый большой интерес для ведущих геоэкономических игроков представляют месторождения урана в Казахстане. В Туркестанской и Кызылординской областях сосредоточено 25% его мировой добычи. Всего из 13 компаний, которые заняты в урановой промышленности в Казахстане, национальный капитал представлен только двумя. 

82% казахского урана добывает шестерка компаний, среди которых: 

  • фирмы Ganberg UK Ltd. и Gexior UK Ltd., Великобритания (владеют в долях 40/60 «Степногорским горно-химическим комбинатом»),
  • корпорация CGNPC (Китай),
  • компания Energy Asia Limited (Япония),
  • фирма Cameco (Канада),
  • корпорация «Росатом» (Россия). 

Кроме того, 74,5% казахстанского рынка нефтедобычи с марта 2021 года находится в руках зарубежных компаний - таких как:

  • Chevron (США),
  • ExxonMobil (США),
  • Royal Dutch Shell (Великобритания),
  • консорциума North Caspian Operating Company N.V., в котором участвуют все те же Royal Dutch Shell и ExxonMobil, а также Eni (Италия) и Total S.A. (Франция).

Фото: Жумабай Карагаев, gov.kz

Читайте также: «Украиногейт» разразился не из-за нефтяных дел Байдена: на кону судьба серьезных атомных проектов

Ирина Костюченко

Самое читаемое