ПолитикаВласть

Торговать нельзя закрыть: почему власть играет с бизнесом в кошки-мышки

12:52 30 апр 2020.  5099Читайте на: УКРРУС

Несправедливость, вызванная тем, что одному бизнесу разрешено работать во время карантина, а другому – нет, привела к серьезному общественному негодованию. О том, чем это закончится для власти, и почему Кабмин вынужден уступать митингующим предпринимателям, разбиралась Lenta.UA.

Почти двухмесячные карантинные меры вполне ожидаемо привели к общественному напряжению: волна протестов с требованием открыть рынки прокатилась накануне по регионам. Продавцы, предприниматели и реализаторы штурмом брали заборы рынков, перекрывали дороги и митинговали под стенами местных администраций. Протестовали вчера и под стенами Кабмина, который по итогам своего заседания решил-таки позволить функционировать рынкам. Но при соблюдении карантинных правил.

Решение правительства было вполне ожидаемым, поскольку еще на старте текущей недели в своем очередном видеообращении президент Владимир Зеленский недвусмысленно заявил: «Мы понимаем, что есть определенная психологическая усталость. Covid утомил всех, и не только украинцев... Так как продовольственные рынки чрезвычайно важны для выживания и питания многих граждан, нужно срочно думать, как дать им возможность работать безопасно. Установим четкие правила, и давайте позволим открыть. Надо учиться жить и работать в новых условиях».

Напомним, что с начала действия карантина, 12 марта, в Украине начали закрывать продуктовые рынки – разрешили работу только ограниченному перечню объектов торговли, среди которых оказались и продовольственные магазины. Поэтому вопрос в основном решался на местах.

25 марта Владимир Зеленский вопросы работы рынков отдал на откуп местным властям. Однако отметил, что крупные рынки должны быть закрыты, а возле небольших может патрулировать полиция, ограничивая численность покупателей. А 31 марта в Минздраве приняли постановление об открытии продовольственных рынков при условии соблюдения ряда требований — как-то маски и перчатки у продавцов, расстояние в очереди между покупателями от 1,5 метра. Уже 14 апреля главный государственный санитарный врач Виктор Ляшко снова запретил рынкам работать из-за ряда нарушений и злоупотреблений.

Собственно, вскоре после очередного закрытия на местах и начали возгораться протестные очаги. На улицы многих городов выходили не только работники рынков, но и аграрии и предприниматели. Последние потеряли прибыль, первые - рынки сбыта. Они просто вынуждены были выбрасывать свою продукцию. Так, например, в селе Великие Копани Херсонской области образовалась стихийная свалка нереализованной сельхозпродукции. Прямо на дороге лежали огромные горы белокочанной и пекинской капусты. Аналогичная картина наблюдалась и в целом ряде других населенных пунктов страны…

Перед заседанием правительства в среду, 29 апреля, под зданием Кабмина больше ста человек протестовали против карантина. Они требовали открытия рынков и смягчений для малого и среднего бизнеса, который «умирает на глазах».

О соблюдении социальной дистанции во время протеста речь и не шла. Протестующие перекрыли транспортом улицу Грушевского. Полицейские требовали от людей покинуть проезжую часть. Это привело к столкновениям между правоохранителями и митингующими. После небольших стычек ситуация стабилизировалась. К протестующим из здания КМУ, несмотря на их многочисленные просьбы, никто так и не вышел, а премьер-министр Денис Шмыгаль по окончании заседания, поручил профильным министрам «коммуницировать через СМИ».

«Мы провели большую работу с рынками и принимаем решение о разрешении их открыть», - пафосно заявил по итогам заседания Кабмина премьер Шмыгаль. Интересно, что столь актуальный вопрос принимался без какого-либо обсуждения. Деталями по итогам правительственного заседания на спецбрифинге поделился министр экономического развития Игорь Петрашко. Рынки, по его словам, начнут работать с 1 мая, после предварительного опубликования соответствующего решения КМУ в «Урядовом курьере».

В правительственном постановлении предписано строгое соблюдение всех санитарных норм, в частности, расстояние между торгующими не менее 3 метров, защитные экраны между продавцом и покупателем, маски-перчатки, регулярная санобработка помещений и прилавков каждые 3 часа. И, конечно, термометрия. На каждом входе или въезде на рынок должен быть антисептик, а присутствие покупателей измеряется из расчета один человек на 10 квадратных метров. В целом, при соблюдении всех санитарных норм в Украине откроется 872 рынка.

Впрочем, говорить о полноценном открытии было бы преувеличением, потому что рыночный рестарт, по словам министра экономразвития Петрашко – это всего лишь очередной тест: «Рынки были закрыты перед Пасхой, потому что, большинство из них проигнорировали правила борьбы с коронавирусом. Сейчас открытие такое… ну, как сказать, подконтрольное. Мы будем под микроскопом мониторить в ежедневном режиме деятельность рынков и при нарушении норм и правил будем непременно закрывать».

По подсчетам экспертов, именно посредством рынков украинские производители овощей и фруктов реализуют до 85% своей продукции. Поэтому, когда рынки закрыли, цепочка между производителями и потребителями фактически разорвалась и большинство фермеров не смогли продать уже выращенные ранние овощи – редис, зелень, капусту…

«Власть получила первую протестную ласточку – несмотря на карантин и угрозы быть оштрафованными, сотни ФОПов и самозанятых вышли с протестами под Кабмин. Они требовали не дотаций и не каких-то налоговых преференций, а одного — честных и справедливых правил на труд для всех. Люди четко видят несправедливость, понимая, что для одних работают правила карантина, а другие получили возможность нормально править и зарабатывать сверхприбыли. В запросе на общую справедливость и равные права для всех Украина – уникальная страна. И, как показывает опыт, когда власть не слышала запроса на справедливость, это для нее плохо завершалось», - отмечает политолог Виктор Таран.

О справедливости, а, точнее, об ее отсутствии говорит и топ-администратор одного из столичных рынков, с которым мы пообщались off records. Решение правительства об открытии рынков он называет иллюзией и пылью в глаза, «поскольку рынки становятся заложниками воли одного чиновника из Госпотребслужбы, который может закрыть или открыть тот или иной рынок в зависимости от того, с какой ноги с утра встал». Действительно, по два инспектора Госпотребслужбы будут круглосуточно дежурить на рынках и фиксировать всевозможные нарушения правил, решая тем самым их дальнейшую судьбу.

А не нарушать, как говорят представители этого сектора, часто нереально в принципе. В качестве примера приводят пункт о том, что на входе в рынки должны быть установлены антисептические пункты. «С учетом того, что на рынках в небольших городах и, тем более, поселках и селах нет вообще ни входов, ни выходов – лотки разбросаны просто под открытым небом, как, спрашивается, выполнить «антисептический» пункт? Для кого они пишут эти правила? Отвечу: для тех, кто будет фиксировать нарушения, штрафовать и закрывать», - говорит наш собеседник, называя «антисептический» пункт одним из невыполнимых. 

Еще один спорный пункт – контроль за количеством посетителей на 10 метров. Тут возникает вопрос: а если рынок не огражден, как за этим проследить? И, наконец, – расстояние между прилавками три метра. Тут администраторы рынков, апеллируя к несправедливости, негодуют, мол, а почему же тогда расстояние между кассами в супермаркетах всего полметра?

И таких «почему» у рыночников, скопилось не мало. Все они в один голос говорят, что для каждой отрасли следует выработать четкие нормативы дистанции и санитарии: на рынках – одни, на заводах – другие, в ресторанах – третьи. Кстати, о ресторанах. Скандальная история с подпольно работающим «для своих» в карантин заведением «Велюр» нардепа от «Слуги народа» Николая Тищенко, о которой мы писали ранее, подстегнула киевских рестораторов к решительным действиям. Уже в субботу, 2 мая они намерены прямо под стенами президентского Офиса организовать благотворительный званый ланч, где, подавая блюда из своих заведений, соберут деньги на помощь медикам, попутно призывая власть открыть и розничную торговлю, и сферу услуг при соблюдении всех мер безопасности. Похожие флешмобы пройдут и в ряде крупных городов под стенами облгосадминистраций. Участников этих несколько хаотичных, организованных посредством коммуникации в соцсетях акций объединяет глобальное требование – чтобы власть выполняла 42 статью Конституции, где черным по белому написано: «Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция». Кстати, в этой же статье Основного закона речь идет и о том, что предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов госвласти строго ограничивается законом. А тем временем нардеп и собственник сети столичных ресторанов, которые распрекрасно себя чувствуют в карантинно-ограничительных условиях, Николай Тищенко на своей страничке в Facebook пишет гневные послания премьеру Шмыгалю, возмущаясь тем, почему кофе на Оболонской набережной или в Макдональдс с собой можно взять, а маленькая кофейня, соблюдающая все меры безопасности, закрыта? Если абстрагироваться от скандально-токсичной фигуры Тищенко, постановка вопроса действительно правильная, потому что украинский народ буквально на клеточном уровне не приемлет несправедливости. И нынешний подход руководства страны: всем – карантин, своим – все, ничем хорошим для власти в электоральном плане точно не закончится. 

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое