ПолитикаВласть

«Слив» по фазе: зачем Банковая актуализирует тему скандальных «пленок Ермака»

14:50 15 июл 2020.  4177Читайте на: УКРРУС

В Офисе президента хотят максимально защититься от нападок и информационных атак. Вместо этого власть получит обратный эффект.

Во вторник, 14 июля, сотрудники СБУ задержали Дмитрия Штанько, который записывал скандально известные «пленки Ермака» с братом главы Офиса президента (ОП) Денисом в главной роли. Примечательно, что подтвердила информацию о задержании Штанько не Служба безопасности, а Офис генпрокурора. Штанько задержали «на горячем» - при получении $ 100 тысяч вознаграждения за «решение вопроса» о возврате изъятого правоохранителями имущества. 

По версии следствия, Штанько с сообщником, действуя по предварительному сговору, подстрекали представителя иностранной компании к передаче 100 тысяч долларов США неправомерной выгоды руководству Госфискальной службы и Госпогранслужбы, а также судьи. За эти деньги они пообещали якобы содействовать в принятии судебного решения об отмене ареста имущества и дальнейшего его возврата, мотивируя наличием соответствующих личных связей. При этом, как отмечают в ведомстве Венедиктовой, передать «вознаграждение» они не собирались, а намеревались завладеть им.

Вполне себе рядовой эпизод, который наверняка оказался бы незамеченным, если бы не фамилия одного из фигурантов — Штанько. 

Напомним, 29 марта народный депутат от пропрезидентской «Слуги народа» Гео Лерос опубликовал видеозаписи, на которых брат руководителя ОП Денис Ермак обсуждает с рядом лиц возможность из назначения на государственные должности. А люди, которые позиционируются как помощники Ермака-младшего, открыто обсуждают получение денег за организацию таких встреч. Позже журналисты проекта «Схемы» установили личности помощников. Ими оказались сослуживец Дениса Ермака Сергей Шумский и упомянутый выше предприниматель из Харькова Дмитрий Штанько. Именно Штанько якобы снимал встречи на видео.

В целом, в распоряжении СМИ оказалось около 30 часов скрытой съемки встреч человека, похожего на Дениса Ермака, и его помощников с потенциальными кандидатами на высокие госдолжности. Во время таких собеседований Ермак заявлял о том, что на него, как на брата помощника президента (на тот момент нынешний глава ОП занимал эту должность, - Ред.), возложена роль «пропускать через себя» людей в разные отрасли. Их диапазон оказался широким – от налоговой в районном центре Ровенской области до Министерства инфраструктуры и «Энергоатома». 

Примечательно, что спецоперацию с задержанием Штанько «слили» в СМИ задолго до официального подтверждения. При этом был сделан акцент на то, что, дескать, именно этот потенциальный аферист и мошенник «копал» под брата Ермака. Нардеп Лерос, который обнародовал «пленки Ермака», воспринял это, как попытку Офиса президента «увести дискуссию от фактов на пленках к персоналиям».

При этом, слов нардеп, комментируя историю с задержанием Штанько, не подбирал. «Баканов, тебе твой друг с Банковой это надиктовал? Отрабатываешь должность? «Сегодняшнее задержание свидетельствует о том, что обличители «громких пленок» на самом деле оказались обычными мошенниками», - подчеркнули в СБУ. При чем здесь пленки? Это верх непрофессионализма и дилетантство! Напомню, что СБУ расследует дело пленок, на которых брат главы Офиса президента торгует должностями в интересах Андрея Ермака, а этим заявлением в СБУ показали свое предвзятое отношение, заангажированность и избирательность оценок действий фигурантов.
А как же остальные фигуранты?», - возмущается Гео Лерос.

«Снова в ОПУ пытаются увести дискуссию от фактов на пленках к персоналиям и мотивам… Давайте представим, что есть свидетель изнасилования, но оказывается, что он карманник, вы бы закрыли дело об изнасиловании? С каких факапов ОПУ вы хотите переключить пластинку?», - сокрушается на своей странице в Facebook Лерос.

На Банковой «пленки Ермака» прогнозировано не комментируют: мол, следует дождаться официальных результатов расследования. Однако предыдущие заявления президента и главы его Офиса свидетельствуют о том, что дело никто всерьез не воспринимает. К примеру, по словам Владимира Зеленского, записи являются «пустыми, так как, во-первых, это брат Ермака, а не сам глава ОП, во-вторых, «денег там никто не брал, и нет ничего на видео, в-третьих, ни одного человека, упомянутого на записях, нет на должностях». Также «Зе» добавил, что Денис Ермак допустил ошибку, но, на самом деле, он «просто болтун», который всегда хочет всем помогать.

Как говорят в кулуарах, само по себе обнародование записей, бьющих по главе ОП, было выгодно его предшественнику Андрею Богдану (а Гео Лероса связывают именно с экс-руководителем Офиса), у которого с Ермаком было жесткое противостояние за влияние на Киев.

В Офисе президента не единожды намекали, что ниточки этой истории тянутся к олигарху Коломойскому, адвокатом которого когда-то был Богдан. У того сейчас напряженные отношения с Банковой после принятия закона о невозможности возврата «Приватбанка». Сам Лерос, который обнародовал скандальные пленки, причастность бывшего руководителя ОП отрицает, а утверждения о том, что он является «человеком Богдана», называет абсурдом. Нардеп Лерос говорит, что в Зе-команду попал благодаря нынешнему заместителю руководителя ОП Кириллу Тимошенко, с которым они познакомились на творческом проекте в 2017-2018 годах. А вот непосредственно Зеленский в одном из интервью утверждал следующее: «Я считаю, что он (Лерос, - Ред.) аферист... Мне его привел Кирилл Тимошенко с Андреем Богданом. Они сказали, что нормальный парень. Я сказал – хорошо. Это о доверии. Я доверял и Кирилл ему доверял...».

«У всех глав Администрации любого президента Украины (Медведчук, Литвин, Табачник, Левочкин и др.) были братья и сестры, но они старались не вовлекать их в коррупционную деятельность. Нельзя превращать кадровую политику государства в рынок коррупционных услуг и вакансий для богатых покупателей. На самом деле, нужны допросы и еще раз допросы Ермака. И очные ставки главы Офиса президента с его младшим братом, по поводу дешевой распродажи государственных постов, в условиях дефицита профессионалов в госуправлении Украины. Но кто решится на это в Украине?», - задается вопросом политолог Виктор Небоженко.

Вопрос эксперта – из разряда риторических, поскольку невооруженным глазом видно, что дело с «пленками Ермака», вероятнее всего, завершится пшиком. Между тем, возникает закономерный вопрос: с какой целью вероятного мошенника Штанько СБУ привязала к записям брата главы ОП? Наш источник в «Слуге народа» утверждает, что актуализация темы «пленок Ермака» связана со свежей идеей главы президентского Офиса о запрете на законодательном уровне публикации тайных разговоров чиновников. «Представляя Штанько – автора записей своего брата, как афериста и проходимца, Ермак пытается максимально девальвировать «пленочную» историю и оправдать разработку законопроекта о табу на записи и обнародование разговоров политиков и госчиновников. А документ, кстати, уже на финишной прямой и скоро будет в Раде. Вот глава ОП и готовит благоприятную информационную почву», - говорит наш собеседник из СН.

Отметим, что не далее как неделю назад глава президентского Офиса Андрей Ермак в интервью The Washington Post заявил о том, что в недрах юрдепартамента ОП разрабатывают законопроект, предусматривающий жесткий запрет и строгое наказание за публикацию разговоров топ-политиков и чиновников. Данную инициативу господина Ермака жестко критикуют в экспертной среде. К примеру, экс-глава СБУ, а ныне нардеп от «Батькивщины» Валентин Наливайченко подчеркивает: «Моя профессиональная оценка: эта инициатива – профанство. С точки зрения техники и работы спецслужб удержать от публикаций любой записанный телефонный разговор или электронную переписку в современном мире невозможно! На мой взгляд, если такой законопроект будет подан в парламент, мы будем жестко выступать против, потому что это – несколько шагов назад в вопросах добродетели и очистки власти».

Кроме того, Наливайченко обращает внимание на следующий момент: «Напомню, что в Раде мы приняли законодательство об обличителях коррупции, в котором наоборот: любой гражданин поощряется в разоблачении коррупционеров. И Гео Лерос, который обнародовал записи разговоров родственника Ермака, яркий пример обличителя коррупции. Закон должен и его, и других обличителей, защищать от топ-корупционеров во власти. По моему мнению, все, что озвучено на тему «прослушек» руководителем Офиса президента в разговоре с The Washington Post – это набор непрофессионализма, испуга от того, что людям станет известно, что происходит во власти».

Схожего мнения придерживается и политолог Алексей Голобуцкий. При этом, эксперт недвусмысленно намекает, кто может быть конечным бенефициаром уже явных «пленок Ермака» и вероятных еще не обнародованных записей с участием представителей нынешней властной команды: «С креативом у власти все хуже и хуже – инициативы становятся каждый раз более глупыми. Но в целом, заявление Ермака по готовящемуся законопроекту о запрете публикаций разговоров «топов» - как бы сигнал того, что где-то существует еще необнародованная коллекция подобных разговоров и один известный олигарх, и этим в частности держит Зе-команду на очень коротком поводке».

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Новости

Самое читаемое