ПолитикаВласть

Шансы на то, что карантин в Украине будет прекращен 3 апреля – нулевые – Ольга Богомолец

15:19 20 мар 2020.  13674Читайте на: УКРРУС

Медленно, но уверенно Украина оказывается в плотных «объятиях» коронавируса. На данный момент в нашей стране зафиксировано 26 случаев заболевания на Covid-19, однако статистика динамично меняется — увы, по нарастающей. О том, как адаптироваться к новым правилам жизни, максимально оградить себя и близких от вирусной опасности и почему карантинный период затянется еще на месяцы, Lenta.UA поговорила с экс-нардепом, заслуженным врачом Украины, доктором медицинских наук Ольгой Богомолец.

- Насколько в целом вам представляются адекватными сложившейся ситуации действия властей в вопросе предупреждения/нераспространения Сovid-19?

- В целом, действия властей я считаю правильными, однако наибольшей ошибкой на сегодня, на мой взгляд, является то, что Минздрав, Национальная служба здоровья рекомендуют людям обращаться к семейному врачу. Нужно немедленно создавать не общую справочную «горячую линию», а линию, где человеку будут четко и ясно озвучивать алгоритм его действий. А бригада, выезжающая на диагностику пациентов, имеющих клинические признаки или вернувшихся из эпидемических зон, должна быть специально оснащенной. Но все это необходимо было делать еще несколько недель назад…

- Закрытие метро, ограничение пассажиров в наземном транспорте, другие карантинные меры, принятые правительством — насколько они необходимы и оправданы? Кстати, в большинстве европейских стран подземку не закрывали…

- Я попробую сейчас пояснить максимально предметно, чтобы у людей не возникало вопросов и непонимания касательно того, почему это необходимо было сделать. Итак, этими карантинными методами, ограничивающими социальные контакты путем закрытия определенных заведений, транспортных сообщений, минимизацией выхода людей на улицу, государство пытается сократить одномоментное появление большого количества заболевших. В чем особенность коронавируса? В том, что, во-первых, у него достаточно длительный инкубационный период, на протяжении которого у человека нет проявления клинических симптомов, но он может заражать других людей, не зная об этом.

Во-вторых, у этого вируса очень высокий уровень контагиозности (лат. Contagiosus – заразный, - Ред.).

О чем нам говорит китайская статистика? Из всех заболевших, 20% будут нуждаться в госпитализации. Это означает, что если у нас будет тысяча инфицированных, соответственно, 200 человек необходимо будет госпитализировать. Если у нас будет сто тысяч инфицированных (а это для Украины абсолютно реальные цифры), из них 20 тысяч будут требовать госпитализации. Из двадцати тысяч госпитализированных — 5 тысяч будут нуждаться в реанимации, а 1% - подключения к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Если у нас ежедневно будет появляться 500 или тысяча заболевших, нуждающихся в ИВЛ, тогда все, кто демонстративно нарушает установленные карантинные правила, должны четко понимать: они в очереди к ИВЛ могут оказаться 350-ми или 400-ми и не факт, что дождутся момента подключения к спасительному аппарату.

Поэтому, надо четко понять, что цель всех карантинных методов — это не преодоление эпидемии (а я уверенна, что не менее 70% украинцев переболеют коронавирусом), а предоставление возможности нашей системе охраны здоровья, поддающейся последние пять лет пыткам псевдореформ, максимально подготовиться. Система охраны здоровья у нас обессилена и обескровлена. Наблюдается острейший дефицит кадрового потенциала и отсутствие мотивации медиков. Обещанная доплата 200% от минимальной зарплаты медикам, которых практически бросают на передовую – это капля даже не в море, а в океане. Мы должны рассматривать пандемию как войну между человеком и возбудителем болезни.

- Как решать мотивационную проблему – более-менее ясно, а вот что делать с дефицитом медперсонала?

- Тут очень и очень важно максимально мобилизовать тех, кто реально может противостоять вирусному врагу: это врачи, медсестры и... уничтоженная санэпидемстанция. Да, у нас сейчас есть главный санитарный врач, но это все равно, что наличие генерала при отсутствующей армии...

Я была автором закона о возвращении военных кафедр во все медицинские вузы. Парламент тогда солидарно поддержал этот закон, но президент Порошенко ветировал, к сожалению. А если бы документ вступил в силу, каждый из будущих медиков четко осознавал бы свою колоссальную ответственность перед войной, эпидемией или любыми другими вызовами и угрозами. Считаю огромнейшей ошибкой предыдущего президента то, что он ветировал этот закон, потому что военная подготовка — это, во-первых, дисциплина, во-вторых, коммуникационные системы, в-третьих, опыт реагирования при массовых поражениях. А на сегодняшний день в медицинских вузах эти кафедры по желанию и при этом — на платной основе… Это катастрофа.

Отталкиваясь от того, что имеется, уже сегодня должны быть созданы мобилизационные списки потенциальных медиков, которые могут заступать на вахту, чтобы мы четко знали, сколько в отдельно взятом районе у нас есть медсестер, врачей инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов, хирургов, словом, всех тех, кто может при необходимости подставить плечо профессионалам.

Помимо этого, чтобы у нас не возникло такого коллапса как в Италии, государство должно максимально использовать возможности математического прогнозирования и моделирования ситуации о том, сколько завтра у нас может быть инфицированных и зараженных. Для того, чтобы это делать, у нас должно быть достаточно тестовых систем…

- Извините, перебью. По словам мэра Киева Виталия Кличко, на сегодня в столице есть 5 тысяч экспресс-тестов на коронавирус и 200 аппаратов ИВЛ. Очевидно, что тестов для такого города очень мало, а сколько их должно быть в идеале?

- Пять тысяч тестовых систем — это вообще ноль без палочки, потому что каждый пациент, поступающий по скорой помощи в любую больницу города, должен быть протестирован. Объясню, почему. Привозят, к примеру, человека с места ДТП в больницу скорой помощи, а он инфицирован коронавирусом. Ему предоставляют необходимую помощь в реанимации, не зная, что он в этот самый момент, заражает окружающих. Что в итоге должно произойти? Все отделение необходимо отправить на карантин, а врачей и медсестер отправить на двухнедельную изоляцию. Поэтому тестовых систем должно быть столько, чтобы каждое медицинское учреждение было максимально защищено.

Я не говорю о том, что эти экспресс-тесты дают стопроцентную гарантию. К сожалению, нет, но, тем не менее, большую часть заболевших можно будет выявить вовремя, предупредив тем самым закрытие на карантин отдельных отделений и даже целых больниц.

И вот тут стоит вернуться к вопросу необходимости создания мобилизационных медицинских резервов. Это крайне важно, поскольку только тогда, когда мы сможем обеспечить своевременную ротацию медиков, у нас не будет «выгорания». Что такое «выгорание» медика? Если врач или медсестра работают двое суток без отдыха, на третьи, да, они-то работать смогут, но им уже все равно, что происходит вокруг и это абсолютно нормальная защитная реакция мозга. Для того, чтобы медики не «выгорали», они должны работать в следующем форс-мажорном режиме: 12 часов работы, столько же принудительного отдыха на территории больницы в специально обустроенном для них отделении, где есть нормальные кровати, телевизор, где человек может помыться и нормально поесть. Только после 12-ти часового отдыха, медик может снова заступать на вахту. В то время, пока одна смена отдыхает, должна работать другая, также фактически проживающая в больнице. В таком форс-мажорном режиме медики смогут работать один месяц. Затем должно быть предусмотрено место (санаторий), куда их всех можно будет отправить на карантин, потому что их нельзя сразу возвращать в семью, поскольку даже работая в защитных костюмах, которых, кстати, у нас нет в достаточном количестве, они будут нести потенциальную угрозу своим близким.

То есть, нам крайне необходимо создать мобилизационные медрезервы. Так, к слову, работает система в Израиле, и я очень счастлива, что имела возможность ее изучать, работая некоторое время вместе с ними. Эта система позволяет не допустить «выгорания», а ведь за «выгоранием», то есть, равнодушием медика, стоит ни много, ни мало -  смерть пациента.

- Насколько официальная статистика инфицированных коронавирусом в Украине отличается от реальной картины?

- Как только в большем количестве станут доступны системы тестирования, а это, как говорят представители власти, произойдет уже в ближайшие дни, официальная статистика будет значительно хуже.

- Насколько? По состоянию на данный момент, у нас зафиксировано 26 фактов. Сколько нулей сюда можно смело приплюсовать?

- Берем китайскую статистику. Средняя по КНР смертность от коронавируса составляла 0,9%. То есть, если есть одна смерть, должно быть соответственно, 99 инфицированных людей. Если мы понимаем, что в среднем смерть наступает на шестнадцатый день болезни, можно приблизительно прикинуть, сколько людей за этот период инфицированный человек может заразить. То есть, к моменту, когда у нас была зафиксирована первая смерть, были уже сотни инфицированных. К тому же, за последнее время в страну вернулись десятки тысяч людей, пребывающих в странах, где были зафиксированы вспышки коронавируса, поэтому количество внутренних источников заражения у нас значительно возрастет.

- Сейчас немало дискуссий наблюдается вокруг масок, в частности цен и необходимости носить их всем поголовно. Что вы можете сказать на этот счет?

- То, что происходит с масками… Если говорить о ценах, у меня тут есть одно слово-характеристика происходящего: мародерство. Те люди, которые продают одну маску за 20-50 гривен – это реальные мародеры. А те люди, которые вывозили и вывозят маски из страны- это преступники, которых государство должно отследить и публично назвать их имена. 

Теперь непосредственно о масках. Смотрите, если говорить о медицинской и/или профилактической целесообразности, то она, скажем так, не очень высокая. То есть, маска, если вы находитесь в близком контакте с больным человеком, никак не сможет вас защитить. Но тут очень важную роль играет психологический фактор. Для многих людей маска — это психологический комфорт, отсутствие паники, ощущение защищенности и внутреннего спокойствия. Если ношение маски дает человеку ощущение спокойствия – это уже само по себе огромный плюс. Надо понимать, что состояние хронической депрессии непременно приводит к имунносупресии (угнетение иммунитета, - Ред.), поэтому я за то, чтобы маски были общедоступными и при возможности (а это организовать совсем несложно) государство раздавало их людям бесплатно.

На что хотела бы еще обратить отдельное внимание. Намного более важными, чем маски, в нашей ситуации являются защитные перчатки. Опять-таки, статистика Китая свидетельствует о том, что дольше всего вирус сохраняется на металлических и пластиковых поверхностях. Поэтому, ношение перчаток позволяет сделать так, чтобы вирус не попал к вам от того человека, который, например, чихнул себе в ладонь, а затем взялся за какую-то ручку в транспорте, тележку в супермаркете и так далее.

Говоря в общем, на первое место я бы сегодня поставила социальную изоляцию, то есть, максимальную минимизацию контактов, на второе – ношение защитных резиновых перчаток, на третье – мытье рук.

К сожалению, мало кто знает, как правильно мыть руки. Расскажу. Во-первых, надо обязательно снять верхнюю одежду и либо вынести ее на балкон, либо оставить в коридоре. Во-вторых, необходимо закатать рукава почти к локтю и только потом приступать к мытью рук. Как это делать? Сначала мы берем мыло и трем его между двумя ладонями, медленно считая до пяти. Затем расставляем пальцы и делаем так, чтобы пальцы правой руки зашли между пальцев левой и на протяжении пяти секунд трем их друг о друга. Потом ладонью правой руки, считая опять-таки до пяти, моем тыльную поверхность левой руки, а затем наоборот. Далее правой рукой берем левый большой палец (а затем – наоборот) и моем его отдельно, поскольку он в общем мытье практически не задействован. И, наконец, моем поочередно два запястья. Если все это делать четко в такой последовательности, тогда вся поверхность наших рук будет по-настоящему омыта и безопасна.

А вообще, всем нам сейчас крайне важно не паниковать, быть в хорошем настроении, не терять чувство юмора и помнить: 70% украинцев переболеют на коронавирус и из них 95 процентов выздоровеют, и все будет хорошо.  И вот тут я бы очень-очень хотела привести цитату моей любимой поэтессы Лины Костенко, которой 19 марта исполнилось 90 лет и которую я имела счастье поздравить, но не смогла обнять, потому что мы обе не нарушаем режим самоизоляции: «І все на світі треба пережити, і кожен фініш, це по суті — старт. І наперед не треба ворожити, і за минулим плакати не варт». 

- Каковы шансы на то, что общенациональный карантин будет прекращен 3 апреля?

- Шансы, на мой взгляд, нулевые и карантин будет продлен. Если говорить о том, какое время нам необходимо для того, чтобы все это пережить, я думаю, нужно рассчитывать не менее чем на трехмесячный период. Убеждена, что нашему правительству, Министерству охраны здоровья необходимо немедленно связаться с Китаем и попросить, чтобы сюда приехали врачи, задействованные там в борьбе и ликвидации этой эпидемии. Это крайне важно, пока у нас еще нет коллапса и есть время правильно подготовить наших медиков в плане особенностей ведения пациентов разных возрастных категорий.

Наталия Ромашова

Крижак Дмитрий

Самое читаемое