ЭкономикаЖизнь во время войны

Жертва войны: как выживает украинская экономика в условиях путинской «спецоперации»

18:21 15 июн 2022.  5174Читайте на: УКРРУС

Всемирный банк предупреждает, что странам по всему миру угрожает рецессия, поскольку война в Украине очень вредит их экономикам, уже пострадавшим от коронавирусной пандемии. А насколько сильный удар нанесен по отечественной экономике и чего ожидать в обозримом будущем — разбиралась Lenta.UA.

Менее развитым странам Европы и Восточной Азии грозит большая рецессия. Также увеличивается риск высокой инфляции и низкого роста – так называемой «стагфляции», заявил давеча президент Всемирного банка Дэвид Малпасс. «Война в Украине, перебои в цепочках поставок и риск стагфляции тормозят рост. Многим странам будет трудно избежать рецессии», - подчеркнул глава ВБ.

В отчете ВБ за первую декаду июня Малпасс предупредил, что угроза стагфляции значительна: «Замедленный рост, вероятно, сохранится в течение десятилетия из-за слабых инвестиций в большинстве стран мира. Поскольку инфляция сейчас достигает максимума за несколько десятилетий во многих странах, а предложение, как ожидается, будет расти медленно, существует риск того, что инфляция останется высокой довольно долго. Даже если глобальной рецессии удастся избежать, последствия стагфляции могут длиться несколько лет». По прогнозам экспертов Всемирного банка, между 2022 и 2024-м глобальный рост замедлится на 2,7% - это, отметим, вдвое больше, чем в период с 1976 по 1979 год, когда мир в последний раз сталкивался со стагфляцией.

Читайте также: США в НАТО выступают за оборонный союз Украины, Британии, Польши и стран Балтии

А какие вызовы сегодня стоят перед отечественной экономикой и как финансовое сердце страны переживает большую войну?

Минус 35% и существенно выше до конца года – такие прогнозы о сокращении экономики Украины озвучил недавно премьер Денис Шмигаль. Это совпадает с предварительными оценками МВФ. Там считают, что до конца 2022-го украинская экономика может сократиться более чем на треть. Впрочем, этот весенний прогноз крупнейшего кредитора Украины базировался на том, что активная фаза войны в нашей стране будет длиться не дольше полугода. Но в МВФ также отмечали, что «даже если война скоро завершится, человеческие потери, уничтожение основных фондов и переселение рабочей силы будут серьезно препятствовать экономической деятельности на многие годы вперед».

Диссонируют с этими неутешительными выводами прогнозы известной инвестиционной компании Dragon Capital. Эксперты DC утверждают, что в случае если война будет продолжаться до конца года, следует ожидать спада экономики Украины на 30%, а при скорейшем завершении войны и возобновлении работы портов падение украинской экономики может быть на порядок меньше.

По расчетам Минэкономики, только за I квартал 2022 года украинский ВВП сократился на 16%. Для сравнения: в 2021 году украинская экономика выросла более чем на 3%. В настоящее время точных данных об экономической активности в Украине нет. Но, например, по данным Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА), на конец мая в довоенном режиме работали лишь до трети компаний-членов ассоциации. В то же время большинство – 68% – работают частично или с некоторыми ограничениями. Из них около половины компаний (47%) ограничили географию своей деятельности, каждая пятая (21%) перешла в онлайн-режим, и чуть меньше (19%) были вынуждены закрыть часть офисов, торговых точек или отделений. Впрочем, картина состоит не только из черных тонов: из компаний, которые в первые недели войны приостанавливали свою работу, 17% ее уже полностью или частично восстановили. В настоящее время полностью не работают только 4% компаний, хотя в начале марта таких было 29%.

Одновременно компании сообщают о росте потерь из-за большой войны. Потери же Украины от российской агрессии с учетом уже нанесенных инфраструктуре и экономике разрушений превышают $1 трлн, заявил в недавнем интервью премьер-министр Денис Шмигаль. Глава Кабмина пояснил, что такие оценки состоят из трех частей. Первая- это прямые инфраструктурные убытки, то есть разрушенные мосты, дороги, жилье, здания. Сейчас это около $120 млрд, а с учетом военной инфраструктуры и других гражданских расходов – более 270 миллиардов долларов.  Вторая – недополученная прибыль и не вложенные инвестиции, оцениваемые в $290 млрд. Ну, и третья часть – потери, полученные в результате уменьшения ВВП в перспективе относительно довоенных планов, ведь многие предприятия, которые должны приносить государству доходы, полностью или частично разрушены.

Среди наибольших потерь – металлургические гиганты Мариуполя - «Азовсталь» и «ММК Ильича», которые давали до трети украинской металлургической продукции. С разрушением Кременчугского НПЗ и ряда нефтебаз большие потери понесла также и топливная инфраструктура, и теперь Украина практически на 100% зависит от импорта горючего.

До старта большой войны эксперты называли отечественную экономику экспортно-ориентированной. Значительную часть валюты и налогов приносил именно экспорт и работавшие на него компании. Однако разрушение предприятий, блокировка морских портов, логистические проблемы и ограничение других путей торговли привели к резкому сокращению украинского экспорта. Итоговых поствесенних данных Госстата пока что нет, но министерство экономики сообщало о том, что в марте украинский экспорт сократился вдвое, а премьер Шмигаль неоднократно говорил, что Украина ежедневно теряет по $170 млн из-за заблокированных путинскими войсками портов.

В первые дни войны Кабмин разрешил бизнесу перейти на упрощенную систему налогообложения. Предприятия на общей системе получили возможность платить налог в размере 2% от оборота вместо 20% НДС и 18% налога на прибыль. Кроме того, ставку ЕСВ снизили с 5% до 2%. Это несколько облегчило жизнь бизнесу, однако доходы госбюджета кардинально уменьшились – и от того, что значительная часть предприятий не работают, и от того, что работающие платят гораздо меньше налогов. В то же время расходы – особенно на оборону – значительно выросли.

Сколько Украина тратит сейчас на войну, остается ли достаточно денег в государственной казне, чтобы покрывать социальную сферу и за счет каких средств правительство перекрывает финансовые «ямы»? Отвечая вчера в эфире общенационального телемарафона на эти вопросы министр финансов Сергей Марченко подчеркнул: «На сегодняшний момент на сферу безопасности уходит более половины бюджета Украины. Далее следует социальное направление – 29,4 млрд гривен, из них пенсии – это 14,2 млрд, субсидии – 2,8 млрд, социальная защита – 5,3 млрд гривен, образование и медицина - 27,9 млрд гривен. Это основные расходы, которые сейчас финансируем из государственного бюджета. Насколько рухнули доходы государственного бюджета? Сейчас динамика, например, по таможне улучшилась – если в марте мы собрали 7 млрд гривен, в апреле – 8 млрд, то в мае уже 9 млрд гривен. Но учитывая, что работает только западная граница и у нас сейчас граждане фактически освобождены от уплаты НДС и ввозных пошлин, эти показатели составляют лишь 30% от довоенных. Налоговая ситуация лучше: налоговая почти выполнила план мая, но учитывая, что не было возмещения НДС, которое мы осуществляем только в июне, степень выполнения планов налоговой составляет около 70%».

«За счет чего перекрываются бюджетные «дыры»? У нас есть несколько источников бюджета. Основной-это средства международных партнеров: если в апреле мы получили таких средств 1,5 млрд, в мае тоже, то в июне уже получим до 5 млрд, как мы и планировали. Также бюджет наполняют заимствования – военные облигации, которые мы активно пропагандируем и размещаем», - резюмировал глава Минфина.

Похожие расчеты приводят и на Банковой. По словам советника президента по экономическим вопросам Олега Устенко, сейчас потребность официального Киева в ежемесячном заимствовании оценивается в $5 млрд и «этот вопрос был немедленно поднят перед нашими иностранными партнерами, потому что сейчас мы не можем выйти на внешние рынки заимствования финансов». «От союзников получили одобрительный ответ: они финансируют нас, в большинстве случаев через грантовые схемы, то есть речь идет не о кредитах, за которые платится процент и которые нужно возвращать, а о донорской помощи международных финансовых институтов. Сейчас есть как минимум шесть месяцев полностью согласованного финансирования от западных партнеров Украины. Также есть заявления от стран-союзников по поводу того, что они будут продолжать нас финансировать. И я бы сказал, что в среднесрочной перспективе этот вопрос полностью решен», - подытожил советник главы государства.

Тем временем в ведущих экономиках мира проходят дискуссии о том, как отстраивать Украину. Недавно Евросоюз представил на рассмотрение мировой общественности свой план – так называемый Rebuild Ukraine. Главное в документе – создать способность экономики Украины функционировать в соответствии с мировыми стандартами. В плане есть две части. Первая – это краткосрочная помощь, включающая прежде всего финансовые вливания. В частности, нашей стране будет предоставлено 9 млрд евро в поддержку «нормального экономического существования». 

Долгосрочная помощь – это более сложный план, который будет осуществляться совместно Украиной и Европейской комиссией. Это важно, потому что ЕК будет обеспечивать выделение и контролировать использование средств. Временные рамки и размер суммы долгосрочной помощи пока не установлены, ведь идет война и происходит дальнейшее разрушение объектов. Но однозначно в мире есть императив на восстановление Украины, а это – ключевой момент.

Читайте также: Граждан одной из крупнейших стран мира призвали сократить потребление чая

Ромашова Наталия

Самое читаемое