Война и мирВойна

Захват Луганщины: как и почему Путин может «заморозить» большую войну

17:43 07 июл 2022.  2482Читайте на: УКРРУС

Победой называет главный бункерный обитатель РФ взятие «освободителями» под свой контроль Лисичанска, откуда давеча по приказу высшего военного руководства вышли ВСУ. Станет ли данная «победа» основанием для Путина заморозить большую войну или же это только усилит оккупационные аппетиты несменного хозяина Кремля — разбиралась Lenta.UA.

На днях власти так называемой «ЛНР» организовали пресс-тур для иностранных журналистов во временно оккупированный Лисичанск. Если в двух словах описать отснятые репортером Reuters кадры, можно констатировать: город-полуруина. Однако в Кремле «взятие» Лисичанска от которого кроме названия мало что осталось, подают под сладко-приторным соусом якобы героических достижений путинских войск.

Давеча министр обороны России Шойгу лично отчитался Путину о захвате практически всей территории Луганской области. Путин назвал это «победой» и заявил, что участвовавшие в операциях на этом направлении подразделения должны «отдохнуть и нарастить свои боевые способности». К слову, на радостях Путин дал звезду Героя России генералу Александру Лапину за бои в Луганской области. Лапин, напомним, стал широко известен после журналистского расследования о том, как он наградил «медалью Жукова» своего сына. А Лапин-младший сейчас командует элитным танковым полком в Подмосковье, провально наступавшем на Киев и Чернигов, растеряв по дороге половину танков и кадрового состава. Очевидно, что в любой цивилизованной армии командующий после такого скандала ушел бы в отставку, но российская к их числу не относится и тут напротив, за «зашквары» ожидают поощрений, главное — сохранять лояльность к бункерному обитателю…

Читайте также: В Херсоне оккупанты сжигают тела убитых военных

Так называемый глава «ЛНР» Леонид Пасечник написал в соцсетях, что российским военным «приходилось аккуратно отвоевывать буквально каждый дом, каждую улицу и каждый поселок». Глава Луганской военной администрации Сергей Гайдай это опровергает, отмечая, что в районах боев «освободители» разрушили 90% инфраструктуры, а также 60% жилых домов. Из Луганской области уехали 300 тысяч человек. После ухода ВСУ в Северодонецке осталось 8 тысяч жителей, а в Лисичанске – десять тыс. «Лично мне тяжело и больно, но это не проигранная война. Это лишь одна битва, которую мы проиграли. Мы должны сохранить свои войска, чтобы, когда поступит достаточное количество поставляемого Западом оружия, мы могли вести обычные действия и контратаки», - подчеркнул Гайдай.

С украинской точки зрения в истории с Лисичанском все предельно ясно: военно-политическое руководство пыталось любой ценой избежать повторения Мариуполя.  Об этом, к слову, прямо заявил президент Зеленский: «Мы отстроим стены, мы вернем землю, но больше всего надо спасать людей!». То же самое говорит Сергей Гайдай: «Наши войска отошли на более укрепленные позиции… Мы пять месяцев держали оборону Луганщины. Пока эта оборона держалась, мы строили новые укрепления в Донецкой области. Сейчас войска пошли туда». А вот скандально известный советник главы ОП Алексей Арестович даже назвал оборону Лисичанска и Северодонецка «успешной военной операцией». С учетом того, что над обеими городами сейчас развевается русский флаг, эта логика может показаться несколько искаженной. Однако Арестович говорит о том, что ВСУ играли в длинную, выигрывая драгоценное время. Чтобы понять эту логику нужно понять важность западного оружия для сопротивления Украины. В военных кругах говорят, что предоставленные США уже действующие на фронте HIMARS кардинально изменяют баланс конфликта. Иными словами, больше времени означает больше поставок, что в свою очередь склоняет чашу весов в пользу ВСУ, особенно ввиду того, что из-за санкций России будет трудно заменить отработанное оборудование и боеприпасы.

Вместе с тем, если руководствоваться тезисом Кремля, что его главная цель - «освобождение» Донбасса, то практически полный захват Луганщины делает эту цель на шаг ближе. Теперь Россия сконцентрируется на том, чтобы захватить Донецкую область. Об этом говорят и украинские власти, и западная разведка, и военные эксперты. В частности, главными направлениями наступления должны стать крупнейшие подконтрольные Украине города Донбасса – Славянск и Краматорск. Однако более широкая росстратегия пока остается не до конца понятной. Это, аккурат после отхода ВСУ из Лисичанска косвенно подтвердил сам Путин, когда заявил, что подразделения, принимавшие участие в активных боевых действиях на Луганском направлении, «должны отдохнуть». Данное высказывание наталкивает на мысль, что бункерный обитатель, упиваясь «победой» в Луганской области может вскоре если не объявить о прекращении «специальной военной операции», то поставить ее на паузу. Такой шаг, а именно временное или продолжительное прекращение огня со стороны РФ, по мнению военных экспертов, может ослабить международную военную поддержку Украины. Официальный Киев, о чем наглядно свидетельствует риторика и военного и политического руководства нашей страны, несомненно, продолжит борьбу, но без постоянного потока оружия линия фронта действительно может стать «замороженным» конфликтом, подобно тому, как это было между 2014 и 2022 годами. Подобный сценарий является вполне удобным для России, которая продолжила бы держать украинцев в состоянии постоянной тревоги и беспорядков, но априори неприемлем для нашей страны. 

«Нам нужно больше, больше, больше оружия», - это ключевые слова украинского офицера из его разговора с журналистом издания Politico Кристофером Миллером. Несколько дней назад этот украинский военный был ранен осколком мины и госпитализирован. Он подтвердил, что украинские силы несли огромные потери под Лисичанском. Судя по его рассказу, основной причиной отхода стала нехватка артиллерии, танков и отсутствие ротации личного состава. «Три недели назад в его части к северу от Попасной было 60 солдат. Сегодня у него 20, остальные убиты или ранены. Они чуть не оказались в ловушке, когда русские войска захватили Северодонецк и Лисичанск. Их оттеснили более чем на 30 миль к востоку от исходных позиций. Они еще не получили никакого нового западного оружия или боеприпасов и полагаются на украинские запасы советских времен, которые на опасно низком уровне», - написал Миллер у себя в Twitter.

«Он (украинский офицер - ред.) говорит, что российские танки и артиллерия приносят самые большие проблемы. Количество танков и орудий, стреляющих по ним, просто безумно, а объема западной помощи, предоставляемой прямо сейчас, пока что недостаточно, чтобы переломить ситуацию в пользу Украины. «Нам нужно больше, больше, больше оружия», - сказал он мне», - заключил журналист Politiko.

Между тем на Банковой утверждают, что взятие Лисичанска будет последним крупным успехом российских войск в Украине. «Мне уже с прогнозами терять нечего. Но это (Лисичанск — ред.) - последний успех российской армии в этой войне. Они могут взять еще села, но городов не возьмут», - заявил советник главы ОП Арестович, правда, с элементом самоиронии по поводу несбывшихся ранее своих прогнозов. Кроме того, он добавил, что одним из главных достижений операции по выходу из Лисичанска стал «сломанный красноармейский стереотип про ни шагу назад, а излом стереотипа – это очень дорогого стоит и это- рождение национальной военной школы».

Данную «формулу Арестовича» жестко раскритиковали в соцсетях, мол, если руководствоваться такой логикой, то можно вообще потерять весь Донбасс и начать переговоры о перемирии с позиции слабого игрока. Тем не менее, многие считают, что решение отступить из Лисичанска было обоснованным. Политолог Юрий Романенко убежден в том, что армию надо беречь, и боеспособность ВСУ важнее конкретных городов: «Читаю стоны по поводу того, что ВСУ вышли из Лисичанска. Так слава Богу, что вышли. Эти герои диванного фронта считают, что лучше бы наших солдат окружили, чтобы эти Клаузевицы и Манштейны диванных операций наслаждались новостями о том, как орды русской армии разбиваются о неприступный вал обороны Лисичанска. Однако реальность иная. Война – это борьба социальных организаций, которые опираются на ресурсы. В этой борьбе армия является ключевым инструментом, а экономика базой, которая дает ресурсы. Если армия будет разбита, то Украина может потерять вообще все. Поэтому армия сегодня является более высокой ценностью, чем Лисичанск или Северодонецк. Потому Генштаб принял абсолютно правильное решение, которое поддерживает и Зеленский. Мы не сможем выиграть войну, если будем бессмысленно сжигать в ее топке человеческие ресурсы. Технику мы получим, людей научим, а вот мотивированных людей не вернуть. Их надо беречь».

Отметим, что уход ВСУ из Лисичанска и из Луганской области был предопределен прорывом фронта путинскими «освободителями» от Попасной в сторону трассы Бахмут-Лисичанск, после чего стало понятно: выход россиян к Северскому Донцу и полное окружение украинских войск в Лисичанске- дело ближайшего времени. Поэтому, выбор у нашего военного командования был, мягко говоря, предельно небольшой: или поступить как в Мариуполе, оставив войска в окружении без каких-либо шансов на скорый прорыв блокады, или дать приказ на отход. Командование ВСУ, как известно, выбрало второй вариант, придерживаясь тактики сохранения боеспособных частей, которые смогут полноценно продолжать воевать. Но опять-таки - было бы еще чем воевать. Поэтому, вопрос поставок западного вооружения ни в коем случае нельзя выбрасывать на информационную обочину. Об этом реально нужно говорить 24/7, поскольку «железа», как и пушечного мяса в лице «освободителей» у Путина еще хватает с лихвой.

Читайте также: Рашисты уничтожили в Харькове памятник русского классицизма (ФОТО)

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое