Война и мирвойна

Война на Восточном фронте 2022: названы главные отличия от позиционных боев последних 7 лет

10:55 28 дек 2022.  186Читайте на: УКРРУС

Отвоевывать территории намного сложнее, чем не дать их захватить.

Ранее мы публиковали первую и вторую части доклада Королевского объединённого института оборонных исследований Великобритании (RUSI) на 66 страницах, в которых проведен анализ особенностей хода российско-украинской войны с февраля по июль. Его перевод и анализ приводят tg-канал «Быть или» и финский военный аналитик Микко Лааксонен в Twitter-аккаунте.

В предыдущей части в пунктах 41-43 рассматривалось окружение российскими войсками Мариуполя. В нынешней третьей части в 32 тезисах приводится анализ генерального сражения за Донбасс, где названы основные отличия нынешней войны от позиционных боев с 2015 года после заключения Минска-2 и до полномасштабного российского вторжения 24 февраля:

Читайте также: Неизлечимый: почему Путина можно победить исключительно на поле боя

1. Потерпев неудачу под Киевом, Черниговом и Сумами, российские войска сфокусировались на направлении, которое, по мнению командования ВСУ перед началом вторжения, было для Украины самым опасным: Донбасс.

2. В т.н. «ДНР» и «ЛНР» удалось мобилизовать около 35 тысяч человек. К началу Битвы за Донбасс многие подразделения, состоящие из мобилизованных, были выведены из-за больших потерь.

3. В российском правительстве из-за больших потерь под Киевом на протяжении всего апреля шли дискуссии о проведении мобилизации. (Однако 9 мая Путин мобилизацию не объявил, а сделал это 21 сентября – прим. ред.).

4. Украинские подразделения были также серьёзно истощены. В ВСУ соотношение раненых к погибшим после первого этапа войны составляло приблизительно 5 к 1. Но 40% раненых получили пожизненные увечья.

5. В этих условиях ключевым фактором стала способность быстро проводить ротацию войск. Бойцы ВСУ, которые приняли на себя удар в начале вторжения, фактически месяц бессменно оставались на передовой, ведь пока Украина проводила мобилизацию, их некем было заменить. И тем не менее, боевой дух Украины оставался на высочайшем уровне.

6. Важнейшим фактором, повлиявшим на тактику ВСУ на Донбассе, стал масштаб военных преступлений, совершённых армией РФ на временно оккупированных территориях (Буча, Бородянка, Ирпень и т.д.). Этот фактор многими недооценивается. А ведь он прямо сказался на дальнейших действиях Сил обороны Украины.

7. Как описывалось в предыдущих частях, Украина достигла успеха на первом этапе благодаря тактике манёвренной обороны: ВСУ заманивали российские подразделения в удобные населённые пункты и местность, где затем по ним наносился сокрушительный удар.

8. После Бучи обнаружился серьёзный побочный эффект этой тактики. Человеческие жертвы на территориях, с которых ВСУ отступали в угоду военным целям, стали несовместимыми с дальнейшим применением этой тактики (Теперь в сложных условиях оказался Херсон, который после освобождения 11 ноября систематически обстреливается тяжелой артиллерией, а мирные жители несут невосполнимые потериприм. ред.).

9. Украинское политическое руководство предстало перед непростой моральной дилеммой: смириться с жертвами среди мирного населения, заманивая российские войска и нанося им максимальные потери, или до последнего удерживать территории, чтобы не пускать туда армию РФ.

10. Выбор был сделано в пользу второго. Жертвовать мирным населением, которое ВСУ обязались защищать, было сочтено невозможным, даже если это приводило к военно-тактическим диспропорциям. Это предопределило тактику ВСУ на Донбассе.

11. Несмотря на то, что приоритет удержания территорий вёл к прямому росту потерь среди украинских военных, авторы доклада не считают данное политическое решение неверным. Наоборот, умение соблюсти здравый баланс между военными целями и моральной составляющей является сильной стороной украинского государства, которую оно неоднократно демонстрировало на протяжении этой войны.

12. Ситуация для Украины осложнялась тем, что к началу Битвы за Донбасс ВСУ практически истощили свои запасы советских артиллерийских боеприпасов и РСЗО (по изначальным расчётам их хватало на шесть недель, см. пункт №14 в первой части).

13. На первой стадии войны (февраль-март) поддержка Украины Западом была почти символической. Фактически Украина остановила Россию собственными силами.

14. К началу российского наступления на Донбассе (середина апреля) из западного тяжёлого вооружения Украине успели передать всего несколько гаубиц M777, которые быстро вышли из строя из-за проблем с обслуживанием.

15. Ранняя стадия Битвы за Донбасс застала Украину в самом уязвимом положении за всё время этой войны с точки зрения военной техники. Благодаря абсолютному превосходству в количестве боеприпасов Россия быстро достигла огневого доминирования. В мае и июне превосходство РФ в артиллерии достигало 12 к 1.

16. Для украинских подразделений не было ничего необычного в том, что на огневом участке в 3 км на них за сутки вываливалось 6 тысяч снарядов. И тем не менее они храбро удерживали позиции, а продвижение ВС РФ было медленным.

17. Несмотря на колоссальное преимущество ВС РФ в артиллерии на Донбассе (12 к 1 в мае-июне), их продвижение было небыстрым. Россия пыталась окружить украинские войска на Донбассе с севера и юга - так называемые «клещи», чтобы создать оперативный «котёл».

18. Общий оперативный замысел российского командования выглядит здравым. Однако ВС РФ сосредоточились на «лобовом штурме крепостей».

19. Это помогло украинским артиллеристам компенсировать нехватку боеприпасов: им было проще вести концентрированный огонь по скоплению российских войск.

20. Также украинским силам на Донбассе помогло неожиданно долгое сопротивление защитников Мариуполя (см. пункт № 41-43 части второй). Увязнув в осаде «Азовстали», российское командование несколько недель не могло перебросить резервы для наступления на Донбасс с юга.

21. В итоге первая попытка механизированного прорыва украинской линии обороны провалилась. России пришлось перейти к тактике манёвренного огня. Но её слабо мотивированная пехота отказывалась идти в бой без предварительной массивной артподготовки. Это замедляло продвижение.

22. Эффективность российской артиллерии была низкой. Ей не хватало хорошо обученных наводчиков огня. Это предопределило разницу в тактике: российская артиллерия действовала батареями, получая огневые задачи из командных штабов. Украинская артиллерия действовала единичными расчётами, каждый из которых получал огневую задачу от своего наводчика.

23. Те российские артподразделения, у которых были в наличии свои разведывательные БПЛА, могли наносить удар уже спустя 3-5 минут после обнаружения цели.

24. У артподразделений РФ, наводкой для которых занимались командные штабы, всё было сложнее: штабы просто по порядку добавляли новые цели по мере их поступления и шли по списку. В итоге на поражение тактической цели уходило 20-30 минут, а оперативной - до 48 часов.

25. В данных условиях лёгкие дешёвые беспилотники приобретали особенную ценность. Средняя продолжительность жизни квадрокоптера типа DJI Mavic на этой войне - три полёта. У прямокрылых БПЛА (типа российского «Орлан-10» или украинского «СКИФ») - шесть полётов. К концу июня 90% украинских лёгких БПЛА были уничтожены.

26. Тяжёлые беспилотники типа «Байрактар» ТБ2 (Bayraktar) у ВСУ и «Орион» у ВС РФ показали себя более уязвимыми из-за своей дороговизны. Они применялись только в благоприятных условиях

27. Со временем ВС РФ перешли к атакам волнами, которые показали себя более эффективными: они посылали мобилизованных из «Л/ДНР», чтобы обнаружить украинскую огневую позицию и направить на неё артиллерийский огонь. Бойцы ВСУ были вынуждены либо отходить, уступая территории, либо нести тяжёлые потери.

28. После массированного артиллерийского огня ВС РФ посылали на зачистку десантников, спецназ или «вагнеровцев». Примечательно, что на этой стадии войны спецназ использовался в качестве лёгкой или механизированной пехоты.

29. Для ВС РФ очень важно было захватить позицию до наступления ночи. Украинцы же ночью шли в контратаки и отбивали позиции. Иногда этот цикл повторялся несколько дней.

30. Но максимальным результатом таких атак было продвижение ВС РФ на несколько километров в день, в зависимости от того, насколько далеко была следующая оборонительная позиция ВСУ. Это продвижение давалось ценой огромных потерь, которые в большей степени несли мобилизованные из «Л/ДНР».

31. Количество огня, обрушивающегося на линию фронта, постепенно уничтожало украинские защитные позиции до той степени, когда их было невозможно больше использовать. Это привело к решению отступить из Северодонецка в середине июня.

32. Поддерживать такие темпы огня ВС РФ удавалось благодаря налаженным поставкам снарядов, топлива и ГСМ по железным дорогам. Объёмы поставок были огромными. К примеру, через одну станцию Ровеньки (Луганская область) с 1 по 19 апреля прошло 228 железнодорожных цистерн общей массой в 13,6 тысяч тонн. Но ситуация изменилась в середине июля, когда у Украины появились HIMARS.

Позиционные бои на Донбассе 

Вторые Минские соглашения означали заморозку конфликта. Бои за Дебальцево и Марьинку в начале 2015-го определили линию Восточного фронта, хотя так называемая серая зона, разделяющая позиции сторон, оставалась очень широкой — от двух-трех до 10–15 километров. На этой территории продолжали жить десятки тысяч гражданских: без муниципальных администраций, без полиции, врачей, часто — без воды и электричества. Военные были там единственными представителями власти.  

Минские соглашения реализованы не были. С этого момента и до лета 2019 года стороны сходились все ближе, часто отвоевывая каждый километр или несколько сотен метров и устанавливая там гражданскую власть. И к 2018–2019 годам они уже стояли очень близко друг к другу, на расстоянии стрелкового выстрела — между ними была линия буквально в 200 метров.  

К этому времени количество жертв уменьшилось. Там почти перестали применять тяжелое оружие. Если в первый год войны применялось все — и авиация, и артиллерия, и танки — и большинство гражданских погибали именно от применения такого вооружения, то потом, в 2018–2019 годах, характер военных действий изменился: территории по линии соприкосновения были заминированы. Регион превратился в один из самых заминированных в мире, началась снайперская война, применялись дроны.  

Это была позиционная война, обе стороны окопались там очень глубоко и с двух сторон контролировали линию фронта. Время от времени происходили какие-то всплески боевой активности, но потом наступало перемирие, все затихало. Жертв среди гражданского населения в этот период было значительно меньше, и основной причиной уже были мины и неразорвавшиеся снаряды. 

В июле 2020 года стороны достигли серьезного перемирия, и в следующие пять месяцев жертв почти не было. Перестрелок было мало, военные тоже почти не гибли. Но весной 2021 года снова началось обострение. Никакой военной динамики, которая могла бы спровоцировать это обострение, на Донбассе не было.

До середины февраля 2022 года на Донбассе было значительно тише, чем до [перемирия] июля 2020 года, напоминает издание Meduza. Всё изменило 24 февраля 2022 года.

Напомним, в Кремле установили новую дату захвата Донецкой области.

Фото: Donpress.com

 

 

 

Читайте также: Когда и чем завершится битва за Донбасс, сообщили в ISW

Ирина Костюченко

Новости

Самое читаемое