Война и мирВойна

В стране с сильным народом: почему Зеленский отбросит «хотелки» Путина

12:24 22 мар 2022.  4125Читайте на: УКРРУС

В понедельник, 21 марта, главы внешнеполитических ведомств и обороны стран Евросоюза провели очную встречу в Брюсселе. Данное рандеву стало началом серии мероприятий, которые продолжат саммиты ЕС, НАТО и G7. По итогам перечисленных коммуникационных мероприятий международного масштаба, как ожидается, будут ужесточены санкции против экономики России, в том числе нефтегазовой отрасли, и резко увеличена военная помощь Украине. Когда санкционный пояс затянется еще туже вокруг путинской России и реально ли с помощью экономических инструментов остановить военные замашки Кремля — разбиралась Lenta.UA.

Когда в прошлом году дипломатическая встреча высокого ранга в бельгийской столице только намечалась, предполагалось, что ключевым пунктом повестки станет утверждение «Стратегического компаса ЕС» - первой концепции безопасности Евросоюза. По задумке, данный документ будет действовать 5-10 лет и призван стать стратегической программой, в корне меняющей представление о роли Объединенной Европы в мире. Достаточно сказать, что в «компасе» зашиты меры защиты Евросоюза собственными силами, а не только с помощью НАТО, самой боеспособной частью которого являются армии государств, не входящих в Евросоюз – США, Великобритании, Турции.

Между тем война, развязанная путинской Россией против нашей страны, внесла свои коррективы и европейский «компас» рассматривали под призмой украинских событий. 

Читайте также: Глава МИД Германии: ЕС ожидает до 10 миллионов украинских беженцев

В ходе вчерашнего саммита верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель представил доклад, посвященный анализу развития событий в Украине, а также рассказал, на какой дальнейший сценарий следует рассчитывать. На Западе считают, что Кремль, блицкриг которого с треском провалился, сделал ставку на некий план «Б», суть которого состоит в том, чтобы прекратить попытки захвата всей Украины, а лишь расширить территорию подконтрольных районов Донбасса, создав сухопутный мост между «республиками» и аннексированным Крымом. После этого, согласно путинским планам, РФ даст отмашку на «замораживание» конфликта. Если данный сценарий действительно реализовывается, выходит, что российская «спецоперация» в ближайшее время все же не закончится. По крайней мере пока не будет взят, переживший за время войны неописуемые по жестокости и количеству горя дни Мариуполь…

Именно об этом городе перед началом встречи в Брюсселе говорил журналистам Боррель. «То, что происходит в Мариуполе, – это военное преступление», – заявил он. Слова еврочиновника можно трактовать и как поддержку властей шести стран ЕС – Эстонии, Литвы, Польши, Германии, Словакии и Швеции. Там уже начаты расследования по фактам действий российских войск не только в Мариуполе, но и в Украине в целом- в дополнение к тем, которые ведут прокуроры Международного уголовного суда. Верховный представитель Евросоюза предельно осторожно говорил о том, как именно ЕС планирует воздействовать на Россию, указав лишь общее направление будущего санкционного удара: «Мы подумаем, какие санкции сможем принять, в особенности в области энергетики».

Отметим, что на данный момент радикальные санкции против энергетического сектора РФ вводили лишь государства, чьи экономики относительно независимы от российских энергоносителей: США, Канада и Великобритания. Самая же сильная рестрикция ЕС в этой сфере на сегодняшний день – это отказ от проекта «Северный поток-2».

Санкции в отношении российского энергосектора активно обсуждаются сейчас и в рамках G7, однако тут пока что единый знаменатель найти не удается. Дело в том, что Япония, являющаяся членом этого международного клуба, вместо зажима энергетических тисков вокруг России устами тамошнего премьера Фумио Кисида, предлагает сделать упор на то, чтобы полностью отрезать РФ от международного кредитования. Тоже, надо признать, неплохой антироссийский финансовый кнут, однако другие члены «семерки» пока что крутят носом.

Словом, единства в коллективной Европе вокруг того, каким должен быть очередной санкционный пакет, пока что нет. В отличие от почти что стопроцентного единодушия ЕС в вопросе, касающемся увеличение поддержки Украины поставками вооружения. Перед началом вчерашней встречи в Брюсселе министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок заявила, что финансирование поставок оружия официальному Киеву будет увеличено в два раза, до 1 млрд евро. О деталях госпожа Бербок говорить не стала, но отметила, что «по крайней мере Германия постарается оказать помощь максимально быстро». Похоже, немцы, которые ранее выступали категорически против вооружения воюющей Украины, решили реабилитироваться...

Единственная страна, которая выбивается из объединительной канвы коллективной Европы – соседняя Венгрия. Решительно «за» присоединение к поставкам оружия в нашу страну выступает оппозиция во главе с ее лидером Петером Марки-Заем, тогда как премьер Виктор Орбан заявляет, что «ни один венгр не должен оказаться между украинской наковальней и российской кувалдой и нам не стоит вмешиваться в конфликт, в том числе оружейными поставками». Тут следует учесть, что уже в следующем месяце в Венгрии состоятся парламентские выборы, поэтому тамошние политики, озвучивают те или иные нарративы, прислушиваясь, прежде всего, к ритму «сердцебиения» конкретно своего электората. Спасибо хоть на том, что, в отличие от того же Израиля, венгры не создают проблем украинцам, бегущим из страны от ужасов войны — официальный Будапешт оказывает достаточно активную помощь в этом плане нашим соотечественникам.

В принципе, о чем наглядно свидетельствует риторика евролидеров, в ЕС пока что не видят проблемы наплыва украинских беженцев, поэтому никаких мер по ограничению их приема пока что не вводит ни одна страна Евросоюза.

Война в Украине побудила прагматичную по сути своей Европу принять коллективно-защитные меры. В ходе вчерашней встречи в Брюсселе профильные министры стран-членов ЕС приняли решение «установить мощные Силы быстрого развертывания Евросоюза в количестве до 5 тысяч военных для разных видов кризисов, быть готовым отправить 200 полностью снаряженных экспертов миссии Совместной политики безопасности и обороны (СПБО) в течение 30 дней, в том числе в сложной среде осуществлять регулярные учения на земле и на море усилить военную мобильность».

А пока Европа в пожарном режиме ломает голову над дизайном защитного зонтика от потенциальных «приветов» Путина, президент Владимир Зеленский по-прежнему ищет коммуникационные пути к нему. Вчера Зе дал расширенное интервью ряду западных СМИ, в ходе которого не единожды акцентировал на том, что любые форматы компромиссов с Россией будут вынесены в Украине на референдум.

По словам нынешнего хозяина Банковой, это касается, в частности, вопросов гарантий безопасности и оккупированных территорий Донбасса и Крыма.

«Мы уже все понимаем. Нас не берут (в НАТО – ред.), потому что боятся Россию. Вот и все. И нам нужно успокоиться, сказать, «окей, давайте другие гарантии безопасности». Есть страны НАТО, которые хотят быть гарантами безопасности, которые, к сожалению, не могут нам ввести стопроцентное членство в Альянсе, но готовы делать все, что должен был бы делать Альянс, если бы мы были его членами. И я считаю, что это нормальный компромисс», – подчеркнул Зе, однако добавил, что окончательное слово на общенациональном плебисците должны сказать рядовые украинцы.

«Я готов пойти на все, если это мое шествие будет с нашим народом», – добавил глава государства, а на вопрос о том, что или кто его вдохновляет в эти, мягко говоря, непростые для Украины дни, президент ответил, что народ и назвал себя его ярым фанатом…

Когда же Зеленского спросили, готова ли Украина отказаться от НАТО, он сравнил планы официального Киева стать членом Альянса с занятием по силовой нагрузке: «Я не считаю, что можно подойти к 200 кг штанги и ее поднять. А у нас штанга еще тяжелее. Здесь нужно несколько подходов. Есть неоднозначность в НАТО. Нужно искать эффективные методы, и мы этим занимаемся».

Также глава государства отдельно заявил, что Украина физически не может выполнить ультимативные требования России: «Надо нас всех уничтожить, тогда их ультиматум будет автоматически исполнен. К примеру, «отдайте нам Харьков, Мариуполь, Киев». Ни харьковчане, ни мариупольцы, ни киевляне, ни президент – мы не можем этого сделать. Мы можем выполнить ультиматум только когда нас не будет».

Несмотря на отмашки РФ, Владимир Зеленский настаивает на необходимости встречи face to face с главным обитателем Кремля, поскольку «без этой встречи с Путиным мы до конца не поймем реально, на что они готовы, чтобы остановить войну и на что они готовы, если мы не готовы на те или иные компромиссы». 

«Уничтожая нас, он (Путин – ред.) точно уничтожает себя. Я не хочу, чтобы мы вошли в историю как герои и как нация, которой нет. Я не хочу такого героизма для украинского народа. И близко не хочу. Но они, если будут уничтожены, должны понимать, что у них даже героизма не останется», - резюмировал Владимир Зеленский.

И хотя во вчерашнем интервью иностранным журналистам украинский президент ключевой красной линией, за которую не перешагнет ни при каких условиях назвал потерю суверенитета, очевидно, что эта запретная черта соткана в понимании Зе из множества других нитей, основанных на общественном мнении. Как отметил в разговоре с Lenta.UA один из близких к Банковой политологов, «Зеленский сейчас реально поражен и восторжен поведением украинцев и именно энергетика народного единства является допингом его решительности».

«Если на секунду представить, что Офис президента — это смартфон, то народ тут играет роль подзарядки, без которой даже самый крутой гаджет рано или поздно потухнет. Зеленский это прекрасно понимает и в этом смысле разговоры о его вероятной «зраде» в тех или иных уступках Путину — не более чем разговоры. Он не пойдет против воли народа», - заключает наш собеседник.

Народ наш, кстати говоря, демонстрирует еще тот оптимизм. Как свидетельствуют данные свежего соцопроса группы «Рейтинг», более девяти из десяти украинцев (93%), проживающих по всех уголках страны, верят в то, что мы сможем победить в развязанной Кремлем войне. Половина опрошенных (47%) выражают надежду, что столь желанная victory состоится в ближайшие несколько недель, четверть респондентов (23%) считают, что война будет длиться несколько месяцев и только 12% полагают, что боевые действия закончатся через полгода-год.

При этом, прямые переговоры президента Зеленского с Путиным поддерживают 74% наших соотечественников. То есть, в этом смысле настойчивость, с которой Зе добивается рандеву с бункерным обитателем целиком и полностью ложится в контекст того, что нынешний гарант действительно двигается четко в орбите народных ожиданий. Однако помимо ожиданий, есть и позиционные общественные табу. Так, 89% украинцев считают неприемлемым подписание любого временного перемирия с Кремлем без полного вывода российских войск с территории нашей страны. Поэтому, очевидно, что, несмотря на оптимизм отдельно взятых переговорщиков с Банковой, легкая переговорная «прогулка» априори невозможна. И в данном случае Владимир Зеленский, называющий себя фанатом украинского народа, является заложником его ожиданий. В принципе, такая заочная сделка выгодна всем: Зе, апеллируя к воли граждан, сможет уверенно говорить «нет» тем или иным ультимативным требованиям Кремля, а общество укрепится в прописанном на конституционном уровне статусе единственного источника власти в Украине…

Читайте также: Жителей Борисполя просят уехать из города

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое