Война и мирВойна и украинцы

Украинское общество меняется – нам становится хуже, но мы становимся крепче – Евгений Головаха

09:28 08 янв 2023.  838Читайте на: УКРРУС

Первый в истории независимости Украины год, прошедший под знаком полномасштабной жестоко-цинической войны, развязанной путинской Россией, подошел к своему календарному завершению. О том, как головокружительные события 2022-го повлияли на украинское общество, и что нам всем обязательно придется преодолевать уже после победы, Lenta.UA говорит с доктором философских наук, директором Института социологии НАН Украины Евгением Головахой.

Синхронно с российскими ракетами в тяжелейшем во всех смыслах 2022-м, на украинцев сыпались и всякого рода международные признания и комплименты. За почти год полномасштабной войны словосочетание «Несокрушимый дух» стало синонимом многогранной украинскости и живой легендой, мотивирующей, вдохновляющей и стимулирующей не опускать руки ни на мгновение вплоть до полной и безоговорочной победы над страной-агрессоршей. Конечно, для каждого гражданина нашего государства прошлый год стал серьезным экзаменом на выдержку, но, как говорил Черчилль, «если вы идете через ад – идите, не останавливаясь». И мы пойдем — в этом нет никаких сомнений... А вот о том, с каким багажом мы будем преодолевать этот непростой маршрут с неопределенным сроком его продолжительности Lenta.UA пообщалась с известным и авторитетным украинским социологом Евгением Головахой.

- Разделяете ли вы мнение отдельных аналитиков, причем, как западных, так и отечественных о том, что именно в сверхтяжелом во всех смыслах 2022 году Украина родилась, то есть проявила себя как действительно суверенное государство, способное диктовать глобальную повестку дня?

Читайте также: Партизаны перерезали линию снабжения оккупантов на Луганщине

– Действительно, в 2022 году Украина существенно усилила свои позиции на общемировой арене. Вместе с тем, считать, что наша страна диктует повестку дня — это, честно говоря, было бы преувеличением. Но следует констатировать, что сегодня Украина действительно занимает важное место на геополитической карте. Недаром же Украину называют страной года, а нашего президента и народ лидерами бурного 2022-го. Но, как бы там ни было, мы все еще очень и очень сильно зависим от помощи и поддержки наших иностранных союзников и об этом никогда не нужно забывать.

Собственно, поэтому я бы сказал так: в 2022 году у многих развитых, цивилизованных стран пришло осознание того, что Путин и вся его преступная банда гораздо опаснее, чем они того ожидали раньше. Запад что вначале делал? Надеялся заглянуть в путинские глаза, увидеть там какую-то бездонную глубину…

- Ну а дальше, после поисков несуществующей, мифической «глубины» отдельные европейские лидеры, в частности, господин Макрон, начали повторять мантру о необходимости сохранения того, чего давно нет у неизменного главы Кремля — политического лица.

- Слова – это одно, а действия – совсем другое. Франция очень серьезно нам помогает, и это ключевой момент. Полномасштабное вторжение в Украину, а точнее то сопротивление, которое мы дали, действительно стало импульсом для понимания, что нынешняя варварская во всех смыслах Российская Федерация — это серьезная угроза всему миру. Но опять же этот процесс осознания реальности на Западе еще продолжается. А вот если бы мы сейчас могли что-то диктовать, мы получали бы гораздо больше, прежде всего, военной помощи, чем получаем по состоянию на сегодняшний день.

– Вы только что озвучили сверхважное словосочетание: «процесс осознания реальности». А как думаете, на какой стадии именно эта сентенция присутствует в головах кремлевских руководителей? Иными словами, имеет ли Путин объективную картину или его вместо этого, несмотря на очевидные поражения на различных фронтах, погружают в теплую информационную ванну?

- Сложно сказать наверняка, но то, что Путин постоянно дергается, подает сигналы о необходимости переговоров, непосредственно сам или через своих придворных спикеров - факт. Но, знаете, я бы не переоценивал их интеллектуальные свойства и возможности. Следует понимать, что Путин и его окружение — это люди с низким уровнем образования, знанием истории и т.д. С учетом этого, я думаю, вопрос о том, какой концепции действий от них можно ожидать — риторический. Собственно, поэтому все, что несется из кремлевских кругов — не больше, чем тщеславная чепуха, рассчитанная на зазомбированную массу тамошнего населения. Настолько, замечу, зазомбированного, что они, извините, сдохнуть готовы, лишь бы Путин продолжал ими управлять.

- О русском народе спрошу непременно, но чуть позже. А пока, скажите, пожалуйста, каким образом, по вашему мнению, вот это сверх-имперское величие русских вождей сочетается с ими же озвученными бреднями вроде зараженных какими-то смертельными болезнями комаров, а также птиц, несущих в себе дроны и так далее. На кого весь этот бред рассчитан?

- За всеми этими абсурдно-смешными рассказами о комарах, птицах, других живых существах, а также, конечно, нацистах, стоит одна ключевая цель — обосновать причину своего нападения на Украину. А на кого, кроме рядовых россиян, это все рассчитано? Ну, слушайте, прошло уже десять месяцев полномасштабной войны, но мы видим, что и сегодня есть страны, воздерживающиеся от четкого осуждения вторжения РФ в Украину. Зато они дискутируют о том, были ли те комары, не было ли их...

Здесь, конечно, можно смеяться, иронизировать, запускать меткие саркастические «стрелы», но нужно быть реалистами и осознавать, что во многих странах, к сожалению, сидят такие же необразованные и низкопробные в интеллектуальном плане люди, как и в Кремле. К этой компании следует приплюсовать и заангажированных западных политических деятелей, охотно «клюющих» на провокации со стороны РФ, а также коррумпированных российскими деньгами персонажей. Ну, и, конечно, есть еще страны, которые традиционно во время голосования принципиальных вопросов по российско-украинской войне на различных влиятельных международных площадках удерживаются, занимая позицию: «Возможно, комары действительно были, а возможно и нет».

В целом, весь этот брезгливый бред, который они несут — о комарах, нацистах, которые якобы заполонили всю Украину и так далее, просто поражает своей абсурдностью. Тем не менее, они все еще, судя по их публичным заявлениям, убеждены, что, взяв на щиты абсолютно мифическую «нацистскую» тему, им удастся победить. Что здесь сказать? Дурень думкою богатеет...

- Каково ваше отношение в контексте полномасштабной войны к общеизвестному определению «хороший россиянин»?

- Этих людей можно называть как угодно: хорошими, честными, политически объективными и т.п. Но именно здесь, думаю, с четким определением таких россиян нам должны помочь филологи, поскольку это очень важный компонент развития и самой России, и наших дальнейших отношений с РФ. Вопрос очень сложный, но, несмотря на все наши эмоции, следует четко признавать, что Россия никуда не денется с горизонтов украинских государственных границ и нам нужно будет устанавливать с ней какие-то отношения. Собственно, поэтому нам необходимо, чтобы там у власти находились, по меньшей мере, вменяемые люди. Кстати, в этом смысле было бы уместнее вместо «хороший россиянин» говорить «вменяемый россиянин».

- Довольно неплохое определение.

- Да, но плохо то, что большинство в России сейчас составляют именно невменяемые, зомбированные ядовитой пропагандой люди и такая же невменяемая власть, которая думала, что взяв на вооружение тактику немецких нацистов, она победит. Есть еще одна категория – это те, которые идут фактически голыми руками на Кремль. Здесь яркий пример – это Яшин (российский оппозиционер Илья Яшин недавно был приговорен к 8,5 годам лишения свободы за распространение «фейков» о зверствах российских армейцев в Буче – ред.). В нынешних российских условиях действия людей, таких как он можно отнести к категории святости. Впрочем, о них пока не будем... А вот что касается вменяемых россиян, то с ними Украине необходимо потихоньку налаживать контакт. Следует разрабатывать различные совместные программы и так далее, поскольку именно с такими людьми, я очень на это надеюсь, в перспективе мы будем выстраивать отношения с РФ, которая является нашим географическим соседом и этот факт не изменится ни при каких условиях.

- Как вы думаете, в случае, если бы Путин не был «железно» уверен в зомбированности российского населения в том смысле, что они поддержат любые его шаги, он решился бы на полномасштабное вторжение в наше государство?

- Конечно, нет, не решился бы. Мы не знаем, какова на самом деле поддержка Путина, но социологи озвучивали цифру более чем в 70%, поэтому население действительно зомбировано. С другой стороны, можно предположить, что довольно многие просто боятся отвечать на вопросы честно, потому что Россия уже довольно давно — это государство, где очень опасно говорить правду и многие выражают свой страх даже в опросах. Как бы там ни было, но если бы Путин видел, что большинство российского населения выступает категорически против нападения на Украину, конечно же, он не отважился бы на свою так называемую «спецоперацию». При этом, поначалу большинство эту идею все же не поддерживало, но затем была создана атмосфера военного психоза, в которой управлять массами очень просто. Правда, потом, после неизбежного поражения за это придется платить очень высокую цену.

- Можно ли с учетом всех факторов сделать общий вывод о том, что российское общество так или иначе ответственно за вторжение, а следовательно – кровопролитную войну?

- Безусловно, что да. Кстати, на самом деле Путин достаточно правильные задачи сформулировал, говоря о денацификации, демилитаризации и так далее. Но дело в том, что он перепутал государства. Это именно в России нужно проводить такую линию политики и цивилизованный мир, который сегодня стоит на стороне Украины, эту путинскую ошибку, надеюсь, скоро исправит.

- В контексте денацификации вспомнилась шутка из соцсетей, как говорится, на злобу дня. Итак, приходят однажды к Путину «на ковер» министр обороны РФ Шойгу и другое военное руководство. И Путин у них спрашивает, мол, почему «освободители» так позорно сбежали из Херсона? На что раздался следующий ответ: «Да нет, никто не убегал. Напротив, мы как раз и выполнили поставленную задачу, а именно зачистили город от всех нацистов».

– Именно так и есть на самом деле (смеется – ред.). А как только Россия перейдет в решительное негативное наступление, тогда у них начнется процесс денацификации и мечта Путина, правда, исключительно внутри РФ, сбудется.

- Как долго может сохраняться высокий градус внимания, интереса, эмпатии к войне со стороны жителей разных государств и как мы можем подпитывать и удерживать эту «температуру» на максимально высоком уровне?

– В нынешнем мире информационная картинка имеет не просто чрезвычайно важное, а решающее значение. Поэтому для правительств ведущих стран эти «картинки» важны с той точки зрения, чтобы демонстрировать тамошнему населению, что война идет не где-то далеко в Евразии, а война продолжается вообще за существование цивилизации, как таковой. И в этом смысле важно постоянно демонстрировать всему миру все ужасы этой войны.

Здесь, кстати, многое зависит от наших журналистов, работающих за границей, а также военных корреспондентов, которые должны находиться там, где происходит самое страшное и передавать это все в глобальную общественность, чтобы в мировых новостях говорили, что вытворяет эта страшная страна – Россия.

Да, конечно, будет привыкание и рутинизация войны и это, к сожалению, неизбежно. Кстати, рутизация происходит даже у нас. Поэтому мы должны постоянно показывать жестокие реалии и нашим людям, не находящимся прямо в зоне боевых действий или там, куда систематически прилетают ракеты. Это очень важно, поскольку внутренняя мобилизация так же важна, как и мобилизация общемировая. Также с тем, чтобы минимизировать рутинизацию войны, по моему мнению, мы должны использовать еще один механизм, а именно сверхактивную работу с лидерами общественных мнений на Западе. Вспомните, когда в начале войны Стивен Кинг, которого знают во всех уголках мира, очень однозначно и жестко высказал свое мнение. Казалось бы, маленький шаг, но на самом деле он чрезвычайно важен.

– Позиции «короля ужасов» действительно можно поаплодировать – он с самого начала российского вторжения всячески поддерживает нашу страну, четко называя РФ – государством террористкой. К слову, Стивен Кинг озвучил и свое главное новогоднее желание. В своем Twitter-аккаунте он кратко ответил на вопрос о том, чего хотел бы в 2023: «Мира в Украине».

- Это очень и очень важно, поскольку мнения известных музыкантов, актеров, художников, писателей и так далее мысли политических деятелей. И именно такие люди — это наш большой ресурс, который, я убежден, мы сегодня используем еще далеко не полностью. Например, я не видел, чтобы наши журналисты, работающие за границей, подошли к какому-нибудь Брэду Питту или Мадонне и взяли бы у них интервью о нашей войне, которое «зашло бы» одинаково и в Украине, и во всем мире. Это очень важно даже в психологическом плане, чтобы было ясное осознание: известные, популярные, общепризнанные «звезды» вместе с нами. Правда, пока атмосфера у нас, согласно всем данным, достаточно оптимистичная. Так, по состоянию на конец ноября 97% украинцев верят в победу, а более восьмидесяти процентов на 2023 год настроены оптимистично. По сравнению с 2021 годом существенно повысилось чувство уверенности в будущем и это при осознании того, что экономические и материальные показатели будут ухудшаться.

То есть мы видим, как меняется общество: нам становится хуже материально и психологически, но мы сами при этом становимся крепче. У наших людей выросло чувство собственной исторической роли, ведь мы сегодня фактически оказываем достойное сопротивление государству, угрожающему существованию человеческой цивилизации. Это очень тяжело, но очень поднимает уровень самоуважения. При этом расслабляться нельзя – и общественные настроения уверенности нужно постоянно подпитывать.

- В 2022 году украинское общество целиком и полностью заслуженно получило массу международных признаний и знаковых наград. А насколько крепок, по вашему мнению, запас нашей прежде всего психологической выдержки и как военные события-2022 изменили наше общество?

– Изменили принципиально и кардинально. Во время Оранжевой революции и Революции достоинства украинцы отстаивали свои геополитические приоритеты и вектор дальнейшего развития. Сейчас с этим уже все и всем понятно и никаких колебаний в этом плане уже никогда не будет. Также в данном контексте следует упомянуть феномен волонтерства, который за этот год существенно расширился и охватил фактически все сферы нашей жизни. Мы всюду видим замечательные примеры взаимопомощи, и именно она позволит выживать нашему обществу, если ситуация внезапно будет ухудшаться. Настоящее волонтерство началось с 2014 года, а большая война его усилила, превратив в большое социальное явление.

Кроме этого добавилось еще многое... К примеру, неслыханная консолидация общества. То, что исчезли принципиальные региональные противоречия в ценностях, отношении к международным институциям и т.п., – действительно очень важно.

Мы уже не вернемся во всем к тому, какими были, потому что будет другое, по очень многим факторам, общество. Многие из нас будут жить потерями родных и близких людей, потерями материальными и психологическими. Все это уже сейчас наблюдается и определенным образом отражается на общественных настроениях. То есть нам придется пройти трудный путь: одновременно отстраивать инфраструктуру, лечить травмы и возвращать в Украину людей, выехавших из-за войны.

Мы в целом из общества недоверия превратились в общество доверия. Но вместе с тем существуют и серьезные риски... Если еще какие-то регионы Украины удастся оккупировать, то, как бы грустно это ни звучало, придется согласиться с одним российским политологом, который сказал, что население адаптивно и станет лояльным к РФ. Собственно, поэтому я не буду уставать повторять, что нам необходимо внимательно отслеживать движение на каждом сантиметре нашей земли, чтобы не сдавать, упаси Бог, территории. А ведь Россия видите, как действует? Только они что-то захватывают, сразу же завозят в этот регион своих учителей и книги. То есть они всячески пытаются адаптировать наше население и вбить ему в голову, что мы заблудший, но один с ними народ. Поэтому мы должны всеми силами держаться за свою землю, не отдавать ее россиянам, чтобы они там проводили свои эксперименты над населением, превращая его в очаг пресловутого «русского мира».

Читайте также: Украинские снайперы под Бахмутом ликвидировали российского командира

Ромашова Наталия

Новости

Самое читаемое