ЗдоровьеИсследование

Ученые выяснили, что разговор с ребенком может изменить его мозг на клеточном уровне

15:45 19 май 2023.  1029Читайте на: УКРРУС

Согласно новому исследованию, общение с младенцами может помочь сформировать структуру их растущего мозга.

Исследование, проведенное учеными из Университета Восточной Англии в Соединенном Королевстве, показало, что у малышей, которые регулярно слышат больше речи, нейроны выглядят более эффективными. Исследование было опубликовано в The Journal of Neuroscience.

В частности, сканирование мозга показало, что их области обработки речи содержат большую концентрацию миелина — изолирующей оболочки, которая окружает нейроны и позволяет им отправлять сообщения быстрее и эффективнее.

Читайте также: Медики назвали простые меры, которые помогут предотвратить миллионы детских смертей ежегодно

Неизвестно, действительно ли этот дополнительный миелин влияет на языковые способности двухлетнего ребенка, но исследователи подозревают, что он может иметь важные преимущества.

Они говорят , что миелин, обернутый вокруг нейрона , немного похож на наклеивание изоленты на шланг с отверстиями. Это помогает нейрону получить больше своего сигнала из точки А в точку Б, укрепляя его связь с другими нейронами.

«Хотя об этих процессах еще многое предстоит узнать, сообщение для тех, кто за ними ухаживает, ясно: поговорите со своим ребенком, своим малышом», — говорит Джон Спенсер, когнитивный психолог из Университета Восточной Англии.

«Они не только слушают, но ваш языковой ввод буквально формирует их мозг».

Это сообщение простое, но оно приводит к некоторым сложным результатам. В ходе исследования большее количество разговоров не всегда способствовало повышению эффективности нейронов в мозге ребенка.

У исследователей было более 140 малышей и младенцев, которые носили записывающие устройства в течение трех дней. В тысячах часов собранных аудиозаписей исследователи смогли услышать то, что дети слышат каждый день.

Затем команда отобрала чуть более половины этих детей для прохождения МРТ во время сна.

У шестимесячных младенцев большее ежедневное использование языка было связано с меньшей миелинизацией — результат, противоположный тому, что наблюдалось у детей на два года старше.

Это было неожиданно, но, как объясняет Спенсер, развитие мозга ребенка естественным образом проходит этапы. Иногда его мозг занят созданием новых клеток, тогда как в другое время он занят усовершенствованием уже построенных клеток.

В первые несколько лет жизни ведущую роль, по-видимому, играет рост мозга. К двум годам человек уже имеет объем мозга, равный 80 процентам от взрослого .

После этого начинаются этапы обрезки и ухода.

«Это говорит о том, что разговор имеет такое же значение в шесть месяцев, как и в 30 месяцев, но влияет на мозг по-разному, потому что мозг находится в другом «состоянии», — пишет Спенсер в недавней статье для The Conversation.

Например, в шесть месяцев вполне возможно, что слышание большего количества речи может задержать миелинизацию и вместо этого способствовать росту мозга. Однако пока это только предположения.

Салони Кришнан, когнитивный нейробиолог, занимающийся развитием, не участвовавший в исследовании, сказал The Guardian , что необходимы дополнительные исследования, чтобы понять роль миелина в обучении.

«Пока неясно, имеет ли большее значение миелинизация в этих областях для будущего развития речи или когнитивных функций, или это стабильный паттерн в детстве», — говорит она.

Тем не менее, множество исследований показали, что воздействие языка важно для обработки речи ребенка , его словарного запаса , грамматики и вербального мышления . Однако то, как эти навыки преобразуются в процессы в мозгу, остается в значительной степени неизвестным.

Всего через несколько часов после рождения мозг ребенка показывает признаки того, что он уже изучает звуки языка . А «детский лепет» в долгосрочной перспективе связан с улучшением языковых навыков .

Более того, предыдущие исследования показали, что дети в возрасте от четырех до шести лет, которые больше разговаривают со взрослыми, также демонстрируют большую миелинизацию в областях мозга, связанных с речью.

Новые результаты распространяют аналогичный эффект даже на детей младшего возраста.

Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, как эти структурные изменения влияют на изучение языка.

Но сейчас разумно помнить: дети впитывают больше того, что вы говорите, чем вы думаете.