Наука и технологииИсследование

Ученые выдвинули новую теорию создания континентов на Земле

12:45 15 авг 2022.  458Читайте на: УКРРУС

На сегодняшний день Земля — единственная известная нам планета, имеющая континенты.

Как именно они формировались и развивались, неясно, но мы знаем — поскольку края континентов, удаленных друг от друга на тысячи миль, совпадают, — что когда-то давно вся суша Земли была сосредоточена в одном большом суперконтиненте.

Поскольку сегодня планета выглядит не так, что-то должно было спровоцировать распад этого суперконтинента. Теперь у нас есть новые доказательства того, что удары гигантских метеоритов сыграли значительную роль. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Читайте также: Ученые обнаружили, что скорость вращения Земли внезапно замедлилась

Дымящееся ружье состоит из кристаллов минерала циркона, извлеченного из кратона в Западной Австралии, куска земной коры, который оставался стабильным более миллиарда лет. Известный как кратон Пилбара , это наиболее хорошо сохранившийся кусок коры на планете… и кристаллы циркона внутри него содержат свидетельства падения древних метеоритов до того, как континенты распались.

«Изучение состава изотопов кислорода в этих кристаллах циркона выявило «нисходящий» процесс, начинающийся с плавления пород у поверхности и развивающийся глубже, что соответствует геологическому эффекту ударов гигантских метеоритов», — объяснил геолог Тим Джонсон из Университета Кертина в Австралии.

«Наше исследование дает первые убедительные доказательства того, что процессы, которые в конечном итоге сформировали континенты, начались с ударов гигантских метеоритов, подобных тем, которые привели к вымиранию динозавров , но которые произошли миллиарды лет назад».

Работа проводилась на 26 образцах горных пород, содержащих фрагменты циркона, возрастом от 3,6 до 2,9 млрд лет.

Исследовательская группа тщательно проанализировала изотопы кислорода ; в частности, отношения кислорода-18 и кислорода-16, которые имеют 10 и 8 нейтронов соответственно. Эти отношения используются в палеогеологии для определения температуры образования породы, в которой обнаружены изотопы.

Основываясь на этих соотношениях, команда смогла выделить три основных этапа формирования и эволюции кратона Пилбара.

Первая стадия – образование большой доли цирконов, что соответствует частичному плавлению земной коры. Это частичное таяние, как показывают исследователи, вероятно, было результатом бомбардировки метеоритами, которые нагревали планетарную кору при ударе.

Самое старое скопление этих цирконов, согласно интерпретации команды, было результатом одного гигантского удара, приведшего к образованию кратона.

Второй этап был периодом переработки и стабилизации ядра земной коры, за которым последовал третий этап – период плавления и гранитообразования. Это стабилизированное ядро ​​затем, намного позже, эволюционировало, чтобы стать сегодняшними континентами, как и кратоны, найденные на других континентах по всему миру.

Однако за прошедшие эпохи на Землю обрушилось множество метеоритов, количество которых намного превышает количество континентов. Только самые сильные удары могут генерировать достаточно тепла для создания кратонов, которые кажутся в два раза толще окружающей их литосферы.

Эти результаты согласуются с ранее предложенными моделями формирования кратонов по всему миру, но, по словам исследователей, представляют собой самое убедительное доказательство теории.

Однако это всего лишь один из 35 известных кратонов . Чтобы сделать доказательства еще более убедительными, команде нужно будет сравнить свои результаты с большим количеством образцов из других кратонов, чтобы увидеть, согласуется ли их модель в глобальном масштабе.

«Данные, относящиеся к другим областям древней континентальной коры на Земле, по-видимому, показывают закономерности, аналогичные тем, которые были обнаружены в Западной Австралии», — сказал Джонсон . «Мы хотели бы проверить наши выводы на этих древних скалах, чтобы увидеть, как мы подозреваем, наша модель применима более широко».

Ранее были обнаружены не похожие на Землю планеты, пригодные для жизни.