Зеленая планетаОткрытие

Ученые впервые обнаружили у животных способность «непорочного зачатия»

17:45 09 июн 2023.  8046Читайте на: УКРРУС

Партеногенез наблюдали у ящериц, змей, птиц, а теперь и у крокодилов.

Ученые впервые нашли доказательства того, что самки крокодилов могут откладывать яйца без спаривания, используя странную репродуктивную стратегию, которая может иметь свои эволюционные корни в эпоху динозавров. Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.

В 2018 году одинокая самка американского крокодила (Crocodylus acutus), находившаяся в неволе в течение 16 лет, отложила кладку яиц, в одном из которых был заметный плод.

Читайте также: Окаменелость птерозавра возрастом 170 миллионов лет нашли в Шотландии

Генетический анализ, проведенный группой американских ученых, показал, что крокодил производил яйца без какого-либо участия самца в процессе, называемом партеногенезом, более известном как «непорочное рождение».

Хотя яйца не вылупились, это поразительное открытие в новой ветви царства животных показывает, как далеко уходит корнями эта необычная репродуктивная стратегия.

Теперь, когда у крокодилов и птиц задокументировано девственное рождение, находки позволяют предположить, что их древние предки, динозавры, могли обладать этими чудесными репродуктивными способностями.

Крокодилы и птицы — живые представители отряда рептилий, называемого архозаврами , который когда-то, если мы проследим его ответвления, также включал динозавров и летающих рептилий.

«Его открытие дает дразнящее представление о возможных репродуктивных способностях вымерших архозавров, родственников крокодилов и птиц, особенно представителей птерозавров и динозавров», — пишет группа исследователей во главе с биологом-эволюционистом Уорреном Бутом из Технологического института Вирджинии.

Партеногенез - это форма бесполого размножения, при которой самки животных, которым обычно требуется сперма самца для размножения, могут делать это без спаривания. Вместо того, чтобы годами хранить сперму, как это делают рептилии, в крайнем случае самки могут слить две свои клетки, чтобы получить жизнеспособный эмбрион, у которого есть только один родитель.

Когда-то считавшийся редким, ученые постепенно поняли, что партеногенез чаще встречается у позвоночных животных, чем они думали сначала.

Растения и беспозвоночные занимались этим некоторое время, но исследователям потребовалось некоторое время, чтобы понять, что самки позвоночных могут производить потомство из яиц, не оплодотворенных мужской спермой.

С тех пор девственное рождение наблюдалось у более чем 80 видов позвоночных , в том числе у ящериц, змей , акул и скатов, но в основном у животных, содержащихся в неволе , и до сих пор никогда ранее не регистрировалось за пределами этих позвоночных.

Конечно же, когда ученые присмотрелись еще ближе, они начали находить примеры факультативного партеногенеза у диких животных , следуя догадке, что это может быть стратегия выживания, которую используют самки, когда они не могут найти себе пару самца, особенно в редких популяциях на суше. грани исчезновения.

Однако недавние находки калифорнийских кондоров, выращенных в неволе , показали, что эти находящиеся под угрозой исчезновения птицы могут воспроизводиться независимо, даже когда самки находятся в постоянном контакте с совершенно плодовитыми самцами, так что подумайте.

Что касается крокодила, генетический анализ мертворожденного плода по сравнению с его матерью показал, что они имеют практически идентичные генотипы.

Это клоноподобное сходство предполагает, что аутомиксис терминального слияния был репродуктивным механизмом в этом примере партеногенеза, точно так же, как это наблюдалось в исследованиях птиц, змей и ящериц.

Филогенетическое дерево, показывающее эволюционные отношения между змеями, ящерицами, крокодилами и птицами.

Партеногенез наблюдали у ящериц, змей, птиц, а теперь и у крокодилов.

Это, как пишут Бут и его коллеги , указывает на то, что партеногенез является чертой, «вероятно, принадлежащей отдаленному общему предку этих линий». Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы «полностью проверить эволюционное распространение и динамику [факультативного партеногенеза] в более глубоком эволюционном периоде».

Терминальный аутомиксис слияния - это один из способов девственного рождения: самка сливает яйцеклетку, содержащую половину ее хромосом, с другим типом гаплоидных клеток, называемых полярными тельцами , которые остались от обычного производства яиц яичниками. Он включает в себя небольшую перетасовку генетического материала, чтобы заполнить пробелы в отсутствующих сперматозоидах, и в результате потомство становится почти клоном своей матери.

Таким образом, хотя это может быть способом, которым самки могут размножаться в одиночку, когда партнеров немного и они далеко друг от друга, это не устойчивый способ производить потомство, потому что им не хватает генетического разнообразия, которое приносят два родителя.

И хотя в этом случае яйца не вылупились, исследователи говорят , что это не исключает возможности того, что крокодилы используют партеногенез для производства жизнеспособного потомства. Показатели вылупления партеногенетических яиц у других видов могут составлять всего 3 процента.