Наука и технологииКосмос

Ученые разгадали один из парадоксов Луны

08:30 27 янв 2022.  6239Читайте на: УКРРУС

По мере охлаждения поверхности молодой и раскаленной Луны более 4 млрд лет назад происходило остывание различных минеральных компонентов.

Американские астрономы из Брауновского университета, проанализировав лунный грунт, объяснили, почему в первые миллиарды лет истории Луны ее магнитное поле было даже сильнее, чем у Земли сегодня. О результатах изысканий сообщается в журнале Nature Astronomy.

Сегодня известно, что у спутника Земли нет магнитного поля. Однако образцы пород, доставленные на Землю в ходе программы миссий "Аполлон" в период между 1968 г. и 1972 г., показывают, что примерно 3,5 млрд лет назад все было иначе. Судя по образцам, сила лунного магнитного поля была от 40 до 120 микротесла, предполагают астрономы. И, таким образом, ее магнитное поле было намного более сильное, чем у Земли сегодня (интенсивность от 30 до 60 микротесла - варьируется во времени и пространстве).

Читайте также: Парад планет в новогодне-рождественские праздники пообещали землянам

До сих пор для ученых оставалось загадкой, каким образом вокруг такого объекта сформировалось настолько сильное магнитное поле. Странным являлось и то, что образцы с Луны демонстрировали отличающийся между собой по силе диапазон намагниченности, он оказался экстремальным даже в случае с породами раннего лунного периода. Отдельные фрагменты говорят о сильном магнитном поле, другие — не намагничены вовсе.

За счет моделирования было установлено, что, по мере охлаждения поверхности молодой и раскаленной Луны более 4 млрд лет назад происходило остывание различных минеральных компонентов. Гигантских размеров образования из более тяжелых и плотных минералов постепенно погружались внутрь к ядру, тогда как более легкие формировали затвердевшую корку. Спустя время могло произойти то, что сыграло одну из решающих ролей при формировании магнитного поля на спутнике Земли. Под плотной лунной корой скапливались содержащие титан минералы. Когда они тоже остыли, то опустились сквозь жидкую мантию к границам ядра в виде крупных вязких комков. Процесс мог длиться в течение миллиарда лет.

Оказавшись у ядра, фрагменты с температурой 1100–1300 градусов действовали подобно «холодному душу». Ядро само по себе намного горячее, разница температур приводила к тому, что большее количество тепла передавалось к относительно «прохладным» «глыбам». На выходе увеличивались наблюдаемые в ядре конвекционные потоки.

Как показало моделирование, 100 таких богатых титаном фрагментов-кусков было бы достаточно, чтобы образовалось магнитное поле Луны до 50 микротесла и более на несколько сотен лет.

Когда же 3,5 млрд лет недра Луны остыли еще больше, проседание глыб через породу мантии остановилось, а магнитное динамо ослабло.

Ранее ученые выяснили, что образцы лунных пород собранные Китаем моложе, чем образцы собранные НАСА.