ЗдоровьеИсследование

Ученые обнаружили новую причину кариеса

14:45 12 окт 2022.  722Читайте на: УКРРУС

Микробы могут формировать «суперорганизмы», которые ползают по нашим зубам.

Бактерии и грибки могут объединить свои силы, чтобы нанести ущерб вашим зубам, как показало несколько случайное открытие. Изучая микробы, вызывающие агрессивное кариес у малышей, Чжи Рен, стоматолог-исследователь из Пенсильванского университета, заметил под микроскопом два разных организма, представляющих собой единый фронт. Исследование было опубликовано в PNAS .

Дальнейшие исследования в лаборатории изучали, как эти бактериально-грибковые скопления в слюне человека могут работать вместе во рту, вызывая гниение зубов.

Читайте также: Медики назвали семь распространенных ошибок в привычках личной гигиены, которые вредят здоровью

Полученные данные выявили несколько «эмерджентных функций» кластеров, которые заставляют этот вид действовать почти как совершенно новый суперорганизм, включая новые способности двигаться и распространяться по нашим зубам.

Связанные патогены были пойманы за действиями, которые они иначе не могли бы выполнить самостоятельно. Обычно малоподвижные бактерии, Streptococcus mutans, больше не подчинялись капризам слюны. Передвигаясь автостопом на вытянутых руках дрожжей Candida albicans, бактерии теперь могли двигаться, «прыгая», непрерывно увеличиваясь по мере своего распространения.

«Это открытие сверхорганизма «плохого парня» действительно новаторское и неожиданное», — говорит микробиолог Кнут Дрешер из Базельского университета в Швейцарии. «Никто бы этого не предсказал».

Дело не в том, что бактерии и грибы никогда раньше не работали вместе. Многоклеточные биопленки вызывают многие инфекции человека. Дело в том, что наши знания о том, как эти сообщества развиваются и работают, остаются ограниченными.

В лаборатории авторы текущего исследования обнаружили, что скопления бактерий могут прикрепляться к телу, ветвям и внешним сахарам грибковых дрожжей. Как группа, эта клеточная сеть может легче прикрепляться к зубам, чем клетки сами по себе. «Суперорганизм» также проявляет более сильную устойчивость к противомикробным препаратам и чистке зубов.

Но самое безумное то, как движется сверхорганизм. В то время как у некоторых бактерий есть маленькие руки, которые они используют для плавания, S. mutans обычно неподвижен. На самом деле, ни C. albicans , ни S. mutans не могут двигаться как таковые, но поскольку C. albicans может вытягивать руки, они представляют собой идеальное транспортное средство для автостопщика. Когда бактерии прикрепляются к этим зондирующим грибковым нитям, они могут «прыгать» вперед, чтобы сливаться с другими биопленками.

При тестировании суперорганизмов на зубоподобных поверхностях исследователи обнаружили, что бактерии двигаются со скоростью более 40 микрон в час, аналогичной скорости движения молекул, заживляющих раны, в человеческом теле.

В течение нескольких часов после связывания двух патогенов авторы поймали бактерии, прыгающие на субстраты на расстоянии 100 микрон, что более чем в 200 раз превышает их обычную длину тела.

Насколько известно команде, никто больше не сообщал о такой мобильности на уровне группы. «Динамические грибково-бактериальные взаимодействия приводят к суперструктурам биопленки, которые вызывают обширное и более серьезное повреждение поверхности зубной эмали», — пишут авторы.

Исследователи считают, что если бактерии и грибки каким-то образом можно остановить от связывания друг с другом, это может помочь предотвратить кариес.

Но это открытие имеет значение и по причинам, не связанным со стоматологией. Новые результаты могут помочь объяснить, как подобные суперорганизмы распространяют инфекционные заболевания или вызывают загрязнение окружающей среды с такой скоростью.

«Этот коллективный многоклеточный способ миграции открывает интригующие возможности», — пишут авторы.

Фото: Пенсильванская стоматологическая медицина