Зеленая планетаИзменение климата

Ученые назвали место на Земле, где может образоваться новая пандемия

06:30 20 окт 2022.  1874Читайте на: УКРРУС

Самые северные регионы, являются одной из частей мира, наиболее уязвимой для изменения климата.

По мере потепления в мире и продолжающегося таяния ледников Арктика может стать «благодатной почвой» для новых вирусных пандемий, а изменение климата увеличивает риск появления следующей лихорадки Эбола, гриппа или SARS-CoV-2. Исследование было опубликовано в Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

В новом исследовании исследователи изучили почву и озерные отложения из озера Хазен, самого большого по объему озера к северу от Полярного круга. Секвенировав сегменты ДНК и РНК, обнаруженные в почве, ученые стремились определить пул вирусов, присутствующих в окружающей среде.

Читайте также: Ученые предупредили, что целые регионы Земли станут необитаемыми

Используя компьютерный алгоритм для контекстуализации вирусов с животными, растениями и грибами-носителями, присутствующими в этом районе, команда смогла выяснить риск распространения вируса: то есть способность вирусов проникать в новые виды-хозяева и продолжать распространяться, как это сделал SARS-CoV-2, переместившись из популяций диких животных в людей.

«Риск распространения увеличивается со стоком от таяния ледников, косвенным признаком изменения климата», — пишут исследователи в своей опубликованной статье.

«Если изменение климата также сдвинет диапазон видов потенциальных вирусных переносчиков и резервуаров на север, Арктика может стать благодатной почвой для новых пандемий».

Исследователи сравнили эволюционный путь как вирусов, так и хозяев, ища различия и сходства между ними — сравнения, которые предполагают возможность изменения статус-кво и последующего вирусного распространения.

«С эволюционной точки зрения вирусы более склонны заражать хозяев, которые филогенетически близки к их естественному хозяину, возможно, потому, что им легче заражать и колонизировать виды, которые генетически сходны», — объясняют исследователи в своей статье.

В соответствии с предыдущими исследованиями, которые показывают, как деградировавшие ландшафты могут по-новому сталкивать патогены, паразитов и хозяев , исследователи предполагают, что увеличение ледникового стока увеличивает вероятность того, что вирусы перепрыгнут в хозяев-эукариот.

Однако повышенный риск перелива различался в образцах почвы и озерных отложений. В почве с высокими потоками таяния ледников риск распространения увеличился до точки, прежде чем снизиться, тогда как риск продолжал расти в пробах озерных отложений.

Одно из объяснений, выдвинутых исследователями, заключается в том, что увеличение стока означает, что больше органического материала — и содержащихся в нем организмов — смывается в озеро, а не остается на суше.

«По мере изменения климата меняется и метаболическая активность арктической микробиосферы, что, в свою очередь, влияет на многочисленные экосистемные процессы, такие как появление новых патогенов», — пишут исследователи.

Высокая Арктика, то есть самые северные регионы, является одной из частей мира, наиболее уязвимой для изменения климата. За последние пару десятилетий исчезла треть зимнего льда Северного Ледовитого океана.

В то же время ученые также предупреждают о повышенном риске пандемий, вызванных множеством факторов: не в последнюю очередь деятельность человека, разрушающая естественную среду обитания и вынуждающая животных и людей жить во все более тесном контакте.

В основе этого последнего исследования лежит острая необходимость понять взаимосвязь между изменением среды обитания и близостью к новым источникам болезней, а с учетом того, что глобальное потепление, вероятно, приведет к тому, что виды будут двигаться дальше на север, чтобы поддерживать среду с такими же температурами, потенциал для распространения вирусов к новым видам растет еще дальше.

«Этот двойной эффект изменения климата, увеличивающий риск распространения и приводящий к смещению ареалов видов на север, может иметь драматические последствия в высоких широтах Арктики», — пишут исследователи.