ПолитикаМеждународные отношения

Страсти по-турецки: как выборы повлияют на отношения Киева и Анкары

20:08 16 май 2023.  1864Читайте на: УКРРУС

В Турции стартовала подготовка ко второму туру президентских выборов, в ходе которого действующему главе государства Реджепу Тайипу Эрдогану будет противостоять лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу. По числу голосов, поданных в первом туре, Эрдоган немного опережает своего оппонента. О том, как результаты народного волеизъявления в этой средневосточной стране скажутся на украинско-турецких отношениях, читайте в материале Lenta.UA.

В понедельник, 15 мая, глава Высшего избирательного совета (аналог нашей ЦИК) Турции Ахмет Йенер объявил о проведении 28 мая второго тура президентских выборов, так как никто из кандидатов, претендующих на пост главы государства, не получил больше 50% голосов. Весьма примечательно, что заявление господина Йенера прозвучало в понедельник в районе 16:00. До этого момента уже несколько часов как не обновлялись официальные результаты голосования. Они замерли около полудня, когда было вскрыто более 99% избирательных урн и стало ясно, что второй тур неизбежен. Тем не менее, турецкий Центризбирком, выдерживая столь длительную паузу, заставил всех порядком понервничать, учитывая, что действующему президенту Эрдогану на тот момент не хватало меньше процента до заветно-победных 50%.

Полная постизбирательная картина после вскрытия всех избирательных ящиков следующая: Реджеп Тайип Эрдоган получил 49,5% голосов, а его основной соперник, представляющий оппозиционный «Народный альянс» Кемаль Кылычдароглу - 44,88%. Еще 5,17% избирателей отдали голоса Синану Огану – этническому азербайджанцу, возглавляющему ультраправую националистическую «Коалицию отца». 0,44% голосов достались Мухаррему Индже - он снял свою кандидатуру за три дня до выборов, но за него успели проголосовать некоторые избиратели за рубежом.

Читайте также: Выборы президента: в Турции завершился подсчет голосов

Первым на объявление результатов воскресного волеизъявления турков отреагировал Кемаль Кылычдароглу. «Мои дорогие, мы работаем без перерыва. Не впадайте в отчаяние. Я буду стоять прямо. В конце концов будет только то, что говорит наш народ», - написал он в Twitter. Эрдоган чуть позже поблагодарил избирателей и высказался в том духе, что не сомневается в своей победе.

Отметим, что для турецкой оппозиции результаты выборов стали в некоторой степени ударом ниже пояса, поскольку большинство соцопросов пророчили если не победу г-на Кылычдароглу в первом туре, то как минимум ощутимое преимущество в голосовании. Кроме того, опять же вопреки измерениям общественных настроений, возглавляемый им «Народный альянс» не смог получить большинство на парламентских выборах, проходивших одновременно с президентскими: в его распоряжении оказалось лишь 213 из 600 депутатских мандатов. В тоже время у коалиции, сформированной вокруг «Партии справедливости и развития» Реджепа Тайипа Эрдогана – 321 «штык», то есть больше половины.

Теперь, если Кемалю Кылычдароглу удастся-таки сесть в президентское кресло, ему придется иметь дело с не подконтрольным законодательным органом, а это может затруднить проведение планируемых им преобразований, да и в целом сделать «хромой уткой».

По убеждению турецких аналитиков, основная борьба сейчас развернется за голоса, отданные Синану Огану. Судя по публично заявленным взглядам, его сторонники ближе к Эрдогану, но многие из них разочаровались в политике действующего президента. «Мы будем консультироваться с нашей электоральной базой для принятия решения насчет второго тура. Но мы уже ясно дали понять, что борьба с терроризмом и необходимость отправки сирийских беженцев обратно – это наши красные линии», - отметил давеча Оган в интервью Reuters.

Ранее он заявлял, что хотел бы получить для представителей своей коалиции некоторые министерские посты. В целом же, исходя из озвученных требований, Синан Оган может найти общий язык с обоими кандидатами в президенты. Но тот факт, что Кылычдароглу пользуется поддержкой курдской «Демократической партии народов», которую националисты обвиняют в связях с боевиками, вызывает у экспертов некоторые сомнения в развороте Синана Огана к оппозиции. Хотя, как наглядно показал первый тур, турецкие выборы могут быть непредсказуемыми и полными «сюрпризами».

Внимательно следят за избирательным триллером по-турецки и за рубежом. Некоторые, например, президенты Азербайджана, Узбекистана и Казахстана вчера утром – еще до объявления «вердикта» ЦИКом поздравили президента Эрдогана с лидерством в первом туре и победой его партии на парламентских выборах. А в Москве устами путинского спикера Пескова пообещали с уважением отнестись к любому выбору турецкого народа. Впрочем, весь цивилизованный мир уже прекрасно знает цену всем обещаниям Кремля.

Тут стоит отметить, что перед голосованием Кылычдароглу обвинил Россию во вмешательстве в турецкие выборы, что в Кремле отрицали. Тем не менее ряд оппозиционных турецких, а также западных СМИ считают, что РФ надеется на переизбрание Эрдогана и всячески подыгрывает ему. В частности, в этом контексте рассматривалась церемония завоза первой партии ядерного топлива на АЭС Аккую в конце апреля, в которой по видеосвязи приняли участие Путин и Эрдоган.

Некоторые эксперты предполагают, что своеобразным подарком Кремля для Эрдогана может стать продление «зерновой сделки», которая была заключена при непосредственном посредничестве Анкары. Срок действия договоренности о вывозе украинского зерна через черноморские порты, напомним, истекает 18 мая, и пока стороны никак не могут договориться. «Зерновая сделка» была одной из дипломатических побед Эрдогна и вполне возможно накануне второго тура путинская Администрация ему в этом плане подсобит.

У действующего руководителя Турции Реджепа Таипа Эрдогана больше шансов одержать победу во втором туре президентских выборов, убежден заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов. Во время второго тура, который пройдет 28 мая, борьба будет вестись примерно за четыре процента голосов турецких избирателей, отметил эксперт в эфире телемарафона. И добавил: победа любого из кандидатов практически ничего не изменит для Украины: «Изменения политики не последует. Беспокойство вызывает последняя активность и помощь, которую очевидно Россия оказывает Эрдогану, это может укрепить их двусторонние контакты. Но в целом поддержка территориальной целостности Украины и поставки турецких вооружений все это сохранится. Равно как и усилия, направленные на сохранение зернового коридора. В случае победы Кемаля Кылычдароглу будет продолжение всего эрдогановского курса с тем нюансом, что Кылычдароглу будет внимательнее относиться к соблюдению санкционного режима в отношении России».

«Очевидно, что у Путина делают все, чтобы не допустить к властному рулю более прозападного кандидата в лице Кылычдароглу. Но как бы не сложился постизбирательный пасьянс по итогам второго тура, турецкая политика балансировки между Украиной и Россией сохранится. Убеждена в том, что для нас ничего принципиально не изменится в важных вопросах, таких, например, как поддержка «зернового коридора» и обмен пленными с РФ», - отметила в комментарии Lenta.UA старший аналитик Центра исследований современной Турции (Карлтонский университет) Евгения Габер.

В целом, надо объективно констатировать: роль Турции во время полномасштабной войны вызвала в Украине довольно смешанные чувства. С одной стороны, президент Эрдоган выполнил конвенцию Монтре и не разрешил проход российских военных кораблей через Босфор в Черное море, назвал Крым частью Украины и сыграл ключевую роль в заключении «зерновой сделки». Также не следует забывать о том, что ВСУ получили из Анкары «Байрактары» и бронемашины Kirpi.

С другой же стороны, Турция, как известно, не присоединилась к санкциям против путинской России и не планирует этого делать, в ее воды плывут яхты подсанкционных росолигархов, туда же пытались попасть загруженные ворованным украинским зерном суда. И в этом смысле глобальная стабильность политики Анкары в отношении Украины, о которой говорят эксперты, не особо прельщает. Единственное, на что можно рассчитывать в случае фиаско Эрдогана, правящего страной два десятилетия к ряду – это сдвиг с мертвой точки антироссийского санкционного поезда. 

«Независимо от того, кто победит на президентских выборах – Эрдоган или Кылычдароглу, Турция нуждается в радикальной перестройке. Об этом свидетельствует уровень политического кипения – огромная явка в первом туре – 89% избирателей, а турецкое общество практически расколото. Люди хотят радикальных изменений. Но на это не способны ни один из реальных кандидатов на победу. Авторитарный Эрдоган выжал из гибридного и кризисного состояния Турции все, что мог, а у демократичного Кылычдароглу, даже если он победит, просто нет сил изменить Турцию к лучшему. Так что, в Турции, после выборов все только начинается, ибо выборы не решили главного вопроса – куда и как двигаться стране в будущее», - констатирует известный политолог Виктор Небоженко.

Читайте также: Стало известно, сколько потратила РФ на очередную бесполезную атаку по Украине

Ромашова Наталия

Самое читаемое