ИсторияИскусство

Продано! «Сомнительный» Караваджо, оцениваемый в 150 миллионов евро, «ушел» до начала аукциона

06:30 08 июл 2019.  2440Читайте на: УКРРУС

Полотно начала XVII века «Юдифь и Олоферн», возможным автором которого является голландский последователь Караваджо Луи Финсон, еще до начала торгов приобрел анонимный покупатель.

Пять лет назад в ходе ремонта одного из домов в Тулузе на чердаке нашли пыльный и подмоченный холст с изображением известного библейского сюжета. Речь идет о подвиге еврейки Юдифь, пробравшейся в стан ассирийцев, осадивших ее родной город, и обезглавившей военачальника Олоферна.    

Эрик Тюркен

Владельцы дома обратились к приятелю — известному аукционисту Марку Лабарбу, который, в свою очередь, попросил провести экспертизу картины бывшего главу отдела старых мастеров Sotheby’s Эрика Тюркена. Два года спустя Тюркен вынес вердикт: полотно принадлежит одному из виднейших представителей барокко, великому итальянцу Микеланджело Меризи да Караваджо. Французское правительство сразу ввело запрет на продажу картины, чтобы дать время главному музею страны — Лувру — рассмотреть возможность покупки.

Известно, что впервые к этому сюжету Караваджо обратился в 1599 году в Риме — то полотно хранится во Дворце Барберини, где размещается ныне Национальная галерея старинного искусства. Еще одна картина на ту же тему была создана Караваджо в Неаполе предположительно в 1607 году и утеряна в 1619-м. Именно эта работа, как утверждает Эрик Тюркен, и была найдена на чердаке в Тулузе.

Луи Финсон, автопортрет, 1613

Мнение авторитетного эксперта — далеко не единственное. Многие приписывают «Юдифь и Олоферна» современнику и последователю Караваджо, фламандскому художнику Луи Финсону. Другие настаивают, что Финсон лишь завершил картину, которую Караваджо оставил незаконченной, поскольку был вынужден бежать от возможного смертного приговора за убийство человека в уличной драке.

В пользу версии Тюркена свидетельствует склонность Караваджо создавать различные версии своих произведений, а также многочисленные изменения в композиции, которые вносил автор на подготовительной стадии. Рентгенограмма показала, что автор менял расположение фигур, что говорит о творческом поиске, а не копировании чужого произведения.  

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год

При этом эксперт признает, что многие его коллеги, в частности, крупный специалист по Караваджо Мина Грегори и не менее авторитетный в профессиональной среде Джанни Папи из Университета Флоренции, отрицают авторство итальянского мастера. Их поддерживает британский арт-критик Джонатан Джонс, чья книга о Караваджо должна выйти в будущем году. Джонс доказывает, что найденная работа не вписывается ни в один из периодов Караваджо, а многочисленные детали выдают в ней талантливую, но все-таки подделку.

Характерно, что Лувр отказался от приобретения картины, что не оспаривает ее подлинность, просто у музея нет в настоящий момент таких средств, к тому же там уже экспонируются три прекрасных полотна Караваджо.

Именно отказ Лувра позволил аукционному дому Labarbe выставить «Юдифь и Олоферна» на торги с начальной ценой в €35 млн, которая могла достичь €150 млн. Этого не случилось, поскольку анонимный покупатель приобрел полотно до начала аукциона. Цена продажи осталась неизвестна, а картина, как предполагают, отправилась в некий крупный музей за пределами Франции.

Те самые «Шулера», в происхождении которых сомневаются эксперты. Фото: Sotheby’s  

На сегодняшний день в мире известно 68 произведений Караваджо и время от времени появляются «новые», поскольку до середины XX века художник был относительно малоизвестен и его наследие никого не интересовало.

Все это провоцирует споры о принадлежности той или иной работы кисти Караваджо и разрушает репутацию даже солидных экспертов. Так, в 2006 году на Sotheby’s за скромные 42 тысячи фунтов стерлингов была продана копия «Шулеров» Караваджо, которые впоследствии некоторые эксперты сочли подлинником, оцениваемым в 10 — 11 миллионов фунтов. Примечательно, что владелец картины, обвинивший знаменитый аукционный дом в халатности, проиграл дело, и докопаться до истины пока не удается. Не обернется ли продажа «тулузского» Караваджо обратным конфузом, когда копию выдали за оригинал — на этот вопрос пока нет ответа…    

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: Полотно «Юдифь и Олоферн», приписываемое Караваджо. Фото: Marc Labarbe auction house

Михаил Гольд

Самое читаемое